Считается, что если в овечьем стаде есть козёл, то он будет всех овец и баранов водить за собой, возьмёт на себя роль вожака и все подчинённые в стаде будут его беспрекословно слушаться и следовать за ним. Не знаю, не знаю... Может, у нашего козла не хватает второго рога для солидности или недостаточно лет и опыта, а может овцы смеются над его фартуком и не признают на вожаке подобного элемента "одежды", а только один из наших козликов Сириус совсем не в авторитете у овец.
Баранов они тоже не признают за главных. Рулят всем стадом две старейшие овцематки - Тузя и Чернушка. От них есть пошло всё наше овечье поголовье. Именно поэтому, наверное, все, без исключения, их слушаются и следуют за этими старейшинами.
Я не знаю, как водит стадо баран или козёл, но мне представляется, что они думают и действуют по-мужски, прямо и рационально. Совсем другое дело - девочки. Вот куда захотело Тузино левое заднее копыто, туда она и пошла, и все овцы за ней. Потом стадо делится на две части, необязательно равные, и вторая часть следует уже за Чернушкой, которую ведёт заднее правое копыто, или переднее. Не суть важно, потому что стадо подобно ртутным шарикам перемещается по плоскости, т.е. по полям, то разделяясь, то сливаясь в одно целое, то опять делясь на группы и подгруппы.
Самое неприятное, что и козы с козликами идут за овечьим стадом. Все, кроме Лиски. Эта преданная и верная коза пасётся всегда рядом со мной и бдит каждое мое движение. Умная животинка понимает, что овцы - животные хоть и милые, но не отличаются умом и сообразительностью, и уйти могут прямо к чертям на куличики. А Лиска к чертям не хочет, ей в родном сарае хорошо, поэтому она целиком и полностью доверяет только хозяину.
И вот на днях Тузя и Чернушка завели-таки стадо не то, чтобы совсем к нечистым, но домой дорогу потеряли. Заблудились, короче. Обычно они пасутся в постоянном движении, не задерживаясь на одном месте и пары минут. Это овечье свойство я не очень люблю, приходится скакать за ними по всем буеракам, чтобы контролировать вектор их перемещения. А контроль нужен, поскольку очень любит овечья братия в результате хаотичного перемещения по полям выйти на колхозное поле, засеянное кормовыми культурами, или на дорогу, по которой машины ездят, или забраться к соседям на участок и коз с собой привести. А уж за теми дело не станет, быстро обнесут весь сад и огород в придачу.
А в тот злополучный день мы ушли на мало знакомое поле, где ещё не все вкусняшки съедены, не вся трава вытоптана. Я отвлеклась на минуту (честное слово - на минуту!), чтобы посмотреть статистику моего канала на Дзене, глядь вокруг, ан демонов-то и нету! овцы с козами пропали. Одна Лиска топчется рядом. Я туда-сюда, стада нигде нет. Как сквозь землю провалились. Кричу, зову Юльку, потому что только Юлька отзывается на свое имя, в ответ - молчание. А трава на лугу некошенная-нетоптанная, выше пояса. Что козы, что овцы в этой траве не видны, и, скорее всего, смогли уйти далеко, пока я "туда-сюда ".
А в каком направлении ушли - кто ж их знает. Как говорила моя бабушка, бегая по селу в поисках потерявшейся овечки (история повторяется): "У овцы одна дорога, а у тебя - сотни". Поди, угадай, по какой из них овце вздумалось пробежаться. Сначала я пошла по примятым следам в траве. Следы вели в сторону нашего райцентра, а там федеральная трасса, во дворах собаки лают, и вдоль дороги мёртвые с косами стоят. Потом эти следы в траве как-то незаметно исчезли. А уже стемнело, и луна вышла, и страшно становится, прямо как в ужастике. И, главное, никаких звуков от стада, ни шорохов, ни блеяния малышей. Ничего! Обычно Юлька кричит, если что-то идёт не по плану. Когда темнеет, а она не в сарае, то такие концерты закатывает, что аж на краю деревни слышно. А тут молчит и на зов не отзывается.
Бреду по пояс в траве, зову Юльку. Лиска бежит за мной, боится от меня отстать. Так боится, что при каждом шаге наступает мне на пятки. Она же соображает, что если потеряется, то для неё вообще ситуация патовая: те хоть всем стадом заблудились, всем гуртом, все вместе, а она - одна. Страшно, аж жуть! Поэтому бежим за хозяйкой след в след, и плевать, что она ругается за оттоптанные пятки. Не потеряться бы в этой траве...
Когда совсем стемнело, я поняла, что бродить в темноте по полю и пытаться найти хоть какую-то заблудшую овечью душу - затея так себе. Поэтому повернули мы с Лиской домой. Иду, переживаю, думаю, как я теперь без коз буду. А они как без меня? Их же доить надо уже через час. А кого доить? Сарай пустой, одна Лиска глазами лупает, понимает, что случилось что-то нехорошее. Ладно, позову Сергея, будем вместе по полю ходить, искать этих дур шерстяных.
Походили, поискали, покричали... Результат нулевой. Ну, что делать? Пора возвращаться домой. Может, утром они сами дорогу найдут. Подходим к дому и слышим со стороны поля за огородами и берёзовой рощицей робкое, еле слышное, блеяние. Ириска кричит! Я их каждую по голосу, с закрытыми глазами узнаю! Мы бегом в темноте с фонариками на ее крик помчались. Видим, стоят в рощице у поля всем стадом, притихли, уши вострят и молчат, как партизаны, только глаза в свете фонарей горят. Наверное, древний опыт, будь он неладен, записанный на подкорку мозга, не позволял животным звуками дать себя обнаружить. Ибо тише едешь - живее будешь. А Ириска оказалась то ли самая умная, то ли самая молодая и неопытная, но она поняла, что мы уходим, и стаду придется ночь коротать в поле. И от этой перспективы ей стало дурно. Так дурно, что захотелось крикнуть и позвать людей на помощь.
Сперва они принюхивались, разглядывали нас, а потом, когда узнали, наперегонки побежали за нами домой.
Обычно после прогулки козы начинают вредничать. Станут у сарая и давай выпендриваться: хочу - не хочу в сарай, пойду - не пойду в стойло. Приходится их силком загонять да по загонам распихивать. А тут пулей забежали, по местам распределились, стоят и молчат, счастью своему не верят. Тоже, значит, перепугались. Ну, все хорошо, что хорошо кончается.
Вот так закончилась эта история с потеряшками. А я всерьез задумалась о помощнике-пастухе, и уже через пару недель такой помощник у нас появился. Но это уже совсем другая история, о которой я расскажу в следующей статье, если нам дадут интернет. В последнее время у нас совсем плохо стало с доступом во всемирную паутину. Поэтому и статьи на нашем канале стали выходить редко - не грузятся тексты, фото и видео, а публикации на канал загружаются с ошибками. Ну, будем надеяться, что ситуация нормализуется, и следующую статью вы уже совсем скоро увидите. До новых встреч.