"Сладкая женщина" (реж. В. Фетин, 1976)
Писать эту статью – всё равно, что добровольно подписываться на град камней в свой огород: велик риск, что полетят... и не только камни. Я даже представляю, к чему именно будут претензии – очередная одинокая и несчастная женщина ругает идеальных мужчин исключительно на том основании, что ей-то не повезло и у нее такого идеального "нету". Ну что ж. Не рассчитываю на единодушие, но я всё же искренне продолжаю верить в то, что в большинстве фильмов под соусом "Идеальный мужчина" нам подают всё же блюдо "Абьюзер".
В фильме "Сладкая женщина" это герой Олега Янковского – Тихон. На первый взгляд мужчина дельный, положительный, даже адекватный. Слишком "хороший", чтобы всерьез позариться на "плохую" Анну. Героиня Гундаревой до него не доросла, не дотягивает, она ему не соответствует, вот и осталась ни с чем. Кажется, нам именно это попытались показать?
Но такова природа психологических игр: в них всё не то, чем кажется.
Положительный персонаж вполне может оказаться токсичным манипулятором, абьюзером при ближайшем рассмотрении. На мой взгляд, для Тихона характерны как минимум 5 особенностей поведения, которые можно расценивать как психологическое насилие.
1. Смеет указывать
Поначалу Тихон подчеркнуто вежлив и доброжелателен. Однако когда он замечает недоверчивость Анны, он уже настораживается. Бог с ним, он знает, что он "хороший", поэтому ему неприятно, что от него закрываются, в дом его не пускают, наверняка думают о нем как о потенциально опасном типе. Тут можно понять и Тихона, и Анну.
Но утром, когда будущая "пара" отправилась по грибы, Тихон ведет себя уже неоправданно дерзко. То, что сегодня легко повергнет в шок добрую половину женщин, в фильме представлено чуть ли не как акт заботы и заинтересованности:
– Ну вот! То на крюк от меня закрываешься, то "не уходи!". Ах, сладкая, ванильная...
После этих слов Тихон притягивает Анну к себе за шею весьма хозяйским и грубым жестом. Ну, что с него возьмешь?
Мужлан, ладно, кого-то такое даже и возбуждает. Но вот следующие его слова иначе как абьюз вообще сложно классифицировать:
– Да ты мне и так нравишься. Только чем копну на голове городить, лучше бы косу заплела. Кончай под лисицу краситься!
Ну, послушайте, тебе надо, ты и кончай. Стрижка, прическа, цвет волос точно не то, на что имеет право указывать один взрослый человек другому взрослому человеку.
2. Комплексует и делает выводы
Ценности у всех разные, само собой. Не всех привлекает материальное, это нормально. Некомфортно тебе с обеспеченной женщиной рядом, ущемляет это твое Эго? Ну, так иди, не связывайся. Но Тихон делает выводы... на основании чего? Фактов? Данных? Нет, что вы. Исключительно собственных комплексов:
– Вряд ли, Нюрочка, у нас с тобой что-либо получится. Богато жить привыкла!
А мужчина, который настолько остро реагирует на свою несостоятельность, на то, что он "не ухватистый", скорее всего, как-нибудь да отыграется. А ведь мог бы считать достоинством!
3. Хамит и грозится
Когда Нюра пришла к Тихону на стройку (а там он – гордый орел, покоряющий высоту), "орел" начал говорить вроде и правильные слова (по смыслу), но форму выбрал довольно резкую, неуважительную: "А я что, подрядился ходить к тебе?".
Хамства Тихону мало, поэтому он еще и грозит Анне:
– Облаву на меня не устраивай, а то рассержусь.
Вот это "а то рассержусь", на мой взгляд, лишнее. Она тебе поди не дочка, чтобы ты тут стращал и выговаривал за плохое поведение.
В других эпизодах хамство и угрозы также встречаются.
Когда Нюра спрашивает его, за что он ее обижает, Тихон включает великого мыслителя и произносит "сентенцию":
– Когда поймешь, тогда, может, и обижать не буду.
То есть признает, что обижает, и обижает намеренно. Более того, встает в позицию гуру, который имеет право поучать несмышленыша:
– Грубо себя ведешь, сладкая. Замечание тебе.
Во время последней встречи также проявляет снисходительность, говоря о "безнадежности" Нюры:
– Всё надеялся, а теперь убедился окончательно.
Тихон любезен, даже нежен только с грибами, да и то только потому, что они ему ответить не могут.
4. Манипулирует
Этот момент очень спорный, ибо очень многие мужчины так делают, но при этом искренне убеждены в своей же собственной искренности. Мне кажется, что в глубине души мужчины понимают, что к чему, но делают так на подсознательном уровне нарочно (а на сознательном, конечно, "хотели как лучше").
Тихон чинит для Анны кран. Прекрасное дело, не так ли? Для одинокой женщины это реально хорошая мужская помощь. А что потом? Потом Тихон делает невинные глазки и говорит:
– Ну, мне пора. Дочку надо встретить, она у меня на фигурное катание ходит.
Выглядит так, будто Анна рассчитывала явно на больший уровень близости, нежели починка крана. Не спорю: ожидания Анны – это не обещания Тихона. Но всё же надо же понимать, как женская голова устроена? Почему бы сразу, заранее не сказать, что, мол, зайду буквально на полчаса, только кран починить.
Анна и стол накрыла, и нарядилась... Зачем он с ней так? А затем, что власть над ней чувствует.
5. Откровенно унижает
Аннушка, конечно, не ангел, у нее много отрицательных качеств, много грехов, главный из которых, пожалуй, отсутствие самоуважения. Тихон относится к ней так, как она позволяет к себе относиться. Но Тихон мог бы быть выше этого – мог не связываться, мог молча уйти.
Эпизод на 8 марта показывает Анну в неприглядном виде, есть такое, но Тихон ведь не лучше.
Пригласил женщину в какие-то трущобы, не встретил, не проводил... Не достойна.
Откровенно унизил:
– Это ты на любого согласна, а другие требования имеют.
Я как-то не заметила, что Анна "на любого согласна", Тихон ей приглянулся, может, токсично, манипулятивно, но она им искренне заинтересовалась. А кто мог бы заинтересовать такую "Жертву", как Анна? Ее, вероятно, подсознательно манит к тому, кто сможет пнуть и унизить.
Когда Анна предложила ему бутылку, Тихон скомандовал: "Что ж, открывай!". Это как нужно презирать женщину, чтобы отдать ей такое распоряжение, а не открыть самому. Ну, а вылить содержимое бутылки – это уже акт, достойный громкого звания Детского Сада.
При всем этом Тихон не оставляет попытки остаться в белом пальто. Он и извинился ("Извини, что праздник испортил"), и прощения попросил ("ты прости, может, я в чем перед тобой виноват, но не получится у нас ничего, разные мы").
Какой бы Анна ни была, она вряд ли заслуживала услышать:
– Уж лучше одному. Иди домой.
Тем, кому действительно лучше одному, без злобы и обиды, нет необходимости об этом объявлять. Не-манипулятор просто живет по этому принципу, манипулятор – делает громкие объявления.
По мне, так ничего хорошего в Тихоне нет (он хорош лишь потому, что ему досталась харизма Янковского). Но финал фильма выглядит так, будто главная героиня упустила из рук главный приз всей своей жизни.
Про качества Анны Доброхотовой есть отдельная статья: