Летайте самолётами
Размышления о отечественном самолётостроении после Елабуги
После посещения города Елабуга обещал рассказать о посетивших размышлениях по поводу отечественного самолётостроения.
… Видимо, сказалось 9-ти часовое ожидание своего рейса в аэропорту «Бегишево» в городе Нижнекамск. От «нечего делать» оживились думы о сущем. Мы с коллегой стали рассуждать, почему так сегодня всё непросто в авиастроении.
Плакат из советских времён и парадокс современной авиации
Многие, наверное, вспомнят плакат, который постоянно мелькал перед глазами в советские годы: «Летайте самолётами Аэрофлота!»
Сегодня улыбнёмся такому призыву, понимая, что летать можно было только этой компанией, потому что другой просто не было.
И вот пришли другие времена. Авиакомпаний теперь много, конкурируют друг с другом за своих пассажиров. Но вот какой парадокс.
В период СССР граждане летали на отечественных машинах. А в современной России, по данным экспертов, больше 75% самолётов большой пассажирской авиации – иностранного производства. И на их долю приходится 95% пассажиропотока.
Как Россия дошла до импортозависимости в авиации?
Как же мы до такой ситуации докатились?
Если задуматься, то оказывается, что в советские времена на один монопольный «Аэрофлот» работали и соревновались сразу несколько конструкторских бюро. Из-под их «крыла» и выходили всемирно известные ТУ, ЯКи, ИЛы.
Сегодня все названия этих КБ из названия отечественных самолётов вымараны напрочь. И мы все с нетерпением ждём МС-21 - «магистральный самолёт XXI века», разработка которого началась 17 лет назад, в 2008 году.
Уточним для информации: МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт.
Воспоминания о Як-42 и упадок производства
Как грустно вспоминать, например, про Як-42 — советский среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт. В своё время он стал первым советским пассажирским самолётом, оснащённым турбовентиляторными двигателями и был предназначен для перевозки пассажиров на линиях малой и средней дальности.
Но вот сегодня в Саратове, на месте территории прежнего авиационного завода – жилые комплексы и торговые центры.
Есть ли в России самолёты для полётов прямо сейчас?
Но что, в России вообще нет самолёта, на котором можно было бы летать уже сейчас?
Где же дальнемагистральные лайнеры, которые так нужны стране с её размерами? Например, ИЛ-96-300, который эксплуатируется спецотрядом и на котором летает первое лицо государства?
Ряд отраслевых специалистов отмечают, что он менее выгоден экономически в силу использования не двух, а четырёх двигателей. Но зато это повышает в разы надёжность судна! Или последний параметр не интересен для современных политиков и коммерсантов, которые настроены лишь на максимальное извлечение прибыли?
А кто-то подсчитал, сколько приходится переплачивать за покупку иностранных бортов и оплату лицензионных соглашений западным компаниям при эксплуатации сейчас?
Личный опыт полёта на Ил-96-300
В 2011 году летел на таком «спецборте» с Мирового политического форума, который проходил в городе Ярославле. Один из випов отказался лететь в Москву и мне предложили занять его место.
До сих пор помню этот полёт: плавный быстрый взлёт, без всякой качки полёт до места назначения, удобство в самом салоне.
Планы развития и реальность: Ил-96-400М
В рамках комплексной программы развития авиационной отрасли России до 2030 года планировалось поставить 12 самолётов Ил-96-300. Однако с 2022 года был произведён лишь ОДИН самолёт — Ил-96-400М.
Проходят годы, стараются авиаторы и двигателестроители в Казани, Ульяновске, Перми, Иркутске, а массовых самолётов, которые могли бы заменить иностранные модели, в воздушной эксплуатации всё нет…
Возрождение самолётостроения: нужен национальный проект
Из этого явствует, что самолётостроение может возродиться только при условии масштабного национального проекта, на который трудится вся страна и за реализацию которого несут персональную ответственность конкретные политики и управленцы. И где зарплата инженера не будет меньше, чем заработок курьера.
Или, может быть, возрождение отечественной авиации невозможно, пока многие высшие чиновники и олигархи летают на своих частных самолётах - бизнес-джетах? Глядя на некоторые персоны, понимаешь, как же им претит сама мысль о том, чтобы потрудиться не на личный карман, а на общее благо.
Умеют ведь разрушать всё до основания бездарные политики и управленцы… Чтобы затем всем миром всё заново строить?
Бизнес-джет и государство
Что такое бизнес-джет и кто им пользуется?
Модное слово «бизнес-джет» сегодня, конечно, знакомо многам гражданам. Это такой «летательный аппарат» для личных или корпоративных перемещений по воздуху. Пользоваться им могут только избранные, имеющие его в индивидуальном пользовании, или же способные арендовать за очень даже немалые деньги.
Цели бизнес-джета и неопределённость государства
У «Бизнес-джета» всегда есть чёткая цель, куда он летит. А вот современное государство порой непонятно в какую сторону готово развиваться и двигаться.
И в этом смысле возникает аналогия бизнес-джета с «бизнес-джетовым» государством.
Бизнес-джетовое государство: самоуправство элит
Это такой образ, когда отдельные его значимые части как бы предоставлены сами себе. Решают не общегосударственные задачи, а свои, собственные, используя лишь имеющиеся возможности, ресурсы и полномочия.
Оно действует в режиме мафиозного сообщества, когда при наличии открытого и общедоступного действующего законодательства, функционирует тем не менее по понятиям закрытого бизнес-клуба для избранных.
Мотивы и принципы бизнес-джетового сообщества
Бизнес-джетовым сообществом джентльменов зачастую двигают лишь тщеславие, нездоровые амбиции и стяжательство. Основным мотивом выступает принцип: зарабатывать тут, а тратить – там.
В этом случае, не нужно особо задумываться, например, о создании отечественного самолётостроения, если можно купить летательное устройство за границей и полететь на очередную «сходку» на личном бизнес-джете.
Отрицание солидарного развития в бизнес-джетовом государстве
Бизнес-джетовое государство по своей сути фактически отрицает принцип солидарного развития, то есть действия всем миром на конкретной территории во благо общих интересов, потому что заставляет поверить обладателя бизнес-джета в то, что при любой опасности или даже мелкой неприятности он сядет на свой самолётик, красиво махнёт всем остающимся на земле крылом и улетит в том направлении, где ему кажется будет тихо и спокойно. Хотя бы на время нырнёт туда, где на другой территории и иной государственной юрисдикции, уже свито гнёздышко для себя, своих родных и челяди, получено разрешение на ПМЖ.
Правда, собственник личного авиатранспорта - бизнес-джета рассчитывает на то, что с той территории, откуда он прилетел, продолжат для него поступать денежные знаки в нужном количестве от оставленного там бизнеса для жития-бытия за пределами сего государства.
Бизнес-джетовое государство как "летучий голландец"
Бизнес-джетовое государство – это летучий голландец в прямом и переносном смысле этого слова, «троянский конь», который делает отсылку к мировому правительству – наднациональному и не заинтересованному в развитии конкретной страны.
«Бизнес-джетовое государство» - это когда официальные структуры имеются и действую порой лишь формально, по заведённому ранее правилу. Это когда весь основной смысл правящей верхушки направлен на то, чтобы жить своей жизнью и своими интересами, отрешиться от большинства населения любым способом: спрятаться за высоким забором под мощной охраной, летать параллельным курсом, но на своём личном транспорте, чтобы только не видеть нищебродов.
Ключевые характеристики бизнес-джетового государства
Некоторые характеристики «бизнес-джетового государства»: Править так, как хочется, лишь бы не допустить бунтов.
С законом под мышкой, но, когда надо - экспериментальный правовой режим, то есть разрушение сложившихся норм и правил, по которым выработан и согласован консенсус с обществом. Предполагающий по началу временный характер применения, но потом остающийся навсегда.
Несоциальное, правит по-царски: слово – дал, слово - взял. Никто о своих подданных, гражданах особо не переживает. Разве, что по принципу: «Утром мажу бутерброд, думаю, а как народ»?
Элитарность и отрыв от народа
Испокон веков цементируется незыблемый принцип: мы – на карете, паровозе, пароходе, бизнес-джете. А вы – пешком или на чём хотите.
Мигранты, а не коренные жители становятся главной действующей силой экономики страны.
Космополитизм элиты и потеря субъектности
Правящая элита добровольно, как бы под воздействием внешних обстоятельств и личных хотелок, рассматривает себя в роли полуграждан, космополитов без Отечества – с «двойным» гражданством по факту и типичными установками при раздвоении сознания в голове, двойной идентичностью. А как иначе, если приходится жить на две стороны, в разных реальностях. Фактически делают всё, чтобы страна отстала навсегда, потому что хотят иметь незыблемое право в любой момент переместиться на своём личном бизнес-джете в любую другую точку мира, где для них уже приготовлена «земля обетованная», и поэтому ни за что особо не отвечают. Рулят усердно, выполняя беспрекословно команды из «штабов», «стоят у рубильника», готовые отключить свет или газ, пока на данной территории их терпят и не прогонят взашей.
Слушать общество власть вообще не особо привыкла, горделиво думая, что сама лучше знает, что и как делать. Разве что, когда становится совсем для самих политиков худо. Тогда обращаются с прямым воззванием к народу спасти Отечество и их от какой-то напасти.
Последствия для населения и государства
Само население вольно или невольно превращается в неграждан, лишенных смыслов и Родины, вынужденных скитаться по миру в поисках лучшей доли, или же прозябать в родном крае, получая минимальную оплату труда или около того.
Происходит нарушение субъектности у такого рода образований, и требуется пересмотр всех прежних догм управления, зависимых от внешнего влияния.
Это когда могут говорить о технологическом и ином суверенитете, и тут же, например, отправлять спортсменов выступать без гимна и флага под белым стягом для беженцев. Или же подпитывать сырьём и технологиями своих конкурентов, которые открыто объявили вас изгоями, при этом получая таким образом ренту и разрешая экспортёрам часть выручки оставлять на валютных счетах за рубежом.
Жизненная энергия такого государства в основе своей тратится не на сохранение народа, а на свисток, пиар и поддержку мегапроектов…
P.S. Полностью материал под названием «Бизнес-джетовое государство: куда оно «летит» и кого «везёт» с собой» опубликован на портале km.ru.
Продолжение: