Найти в Дзене

Советская военная техника, которой до сих пор нет реальной замены. Часть II

Оглавление

Рад приветствовать вас на моем канале. В новой статье продолжу тему военной техники производства СССР на вооружении российской армии, для которой не создано реально замены.

Объясню, что это значит. В эту подборку попадают только вооружения, для которых не создано в металле новых систем на замену. Если же «преемник» есть, но по каким-то причинам не закупается, то это не наш случай.

Это уже вторая статья по теме. Первую читайте по ссылке.

Су-25

Легендарный «Грач» не выпускается серийно уже более 30 лет. Производился штурмовик на авиазаводе в Тбилиси, и после распада СССР выпуск прекратился, за исключением нескольких бортов, которые позднее грузины собрали из задела.

На смену обычному Су-25, чьим основным вооружением являлись неуправляемые бомбы и ракеты, должен был прийти Су-25Т, с современной обзорно-прицельной системой «Шквал», противотанковыми управляемыми ракетами «Вихрь» и целой горой высокоточного управляемого вооружения. Но выпуск ограничился небольшой установочной серией еще в Тбилиси.

Су-25Т
Су-25Т

Производство планировали организовать в Улан-Удэ, где делали учебно-боевые спарки Су-25УБ, но у Минобороны не нашлось средств ни на Су-25Т, ни на его модернизированную версию — Су-25ТМ (Су-39). Позже часть уже имевшихся Су-25 прошли модернизацию до уровня Су-25СМ и Су-25СМ3.

Су-25ТМ (Су-39)
Су-25ТМ (Су-39)

Сейчас самым молодым Су-25 уже под 35 лет. Учитывая, что самолеты интенсивно использовались практически во всех вооруженных конфликтах СССР и России за последние четыре десятилетия, ресурса у машин едва ли много осталось. Скорее всего, в ближайшие годы славная история «Грача» подойдет к концу.

Безусловно, возникает вопрос: а нужен ли такой самолет поля боя в наше время или же теперь можно обойтись теми же Су-34 с УМПК и другим управляемым вооружением, вертолетами и различными БПЛА? Да, в противостоянии с противником, находящимся на сопоставимом техническом уровне штурмовик, непосредственно поддерживающий наземные силы на поле боя, Однако для конфликтов низкой интенсивности против иррегулярных вооруженных формирований, у которых из ПВО нет ничего серьезнее пары ЗУшек, такие самолеты до сих пор актуальны.

Су-25СМ с неуправляемыми бомбами под крылом взлетает с авиабазы Хмеймим в Сирии
Су-25СМ с неуправляемыми бомбами под крылом взлетает с авиабазы Хмеймим в Сирии

Они намного дешевле и проще в эксплуатации, чем те же истребители-бомбардировщики Су-34 или истребители Су-30, на которые могут возлагать ударные функции, и могут успешно выполнять задачи в той же Африке. Например, именно поэтому американцы до сих пор сохраняют на штурмовики A-10, которые уже не раз пытались отправить на пенсию, заменив на многофункциональные самолеты F-35. «Старички» выполняют задачи и при этом обходятся ВВС значительно дешевле.

МиГ-31

Всепогодный истребитель-перехватчик МиГ-31 — по настоящему уникальная машина. Он способен как разгоняться до 3000 км/ч для выхода на рубеж перехвата, так и совершать длительное патрулирование в поисках цели. В этом ему помогает мощная РЛС «Заслон» (на модернизированных МиГ-31БМ — «Заслон-М») с пассивной фазированной антенной решеткой, способная обнаруживать цели на дистанции порядка 300 км.

МиГ-31БМ с ракетами Р-33
МиГ-31БМ с ракетами Р-33

Поражение целей осуществляется богатым набором вооружения: от ракет малой дальности Р-73 до дальнобойных Р-37 с дальностью более 100 км. Также не стоит забывать, что модифицированные МиГ-31 («К» или «И») являются единственными носителями аэробаллистической гиперзвуковой ракеты «Кинжал».

МиГ-31 с «Кинжалом»
МиГ-31 с «Кинжалом»

В общем, машина очень очень незаурядная. Проблема в том, что последний МиГ-31 покинул цеха нижегородского завода «Сокол» в 1994 году, то есть уже 31 год назад. С тех пор новые борта не собирались, проводилась только модернизация.

В Дзене и на других ресурсах можно найти смешные статьи, авторы которых рассказывают о том, каким будет сменщик 31-го — МиГ-41. Даже есть красивые рисунки возможного облика самолета.

Одна из популярных иллюстраций к статьям про характеристики выдуманного МиГ-41. Больше похоже на какой-то футуристичный вариант МиГ-21
Одна из популярных иллюстраций к статьям про характеристики выдуманного МиГ-41. Больше похоже на какой-то футуристичный вариант МиГ-21

На самом деле, информации по перспективному авиационному комплексу дальнего перехвата (ПАК ДП) практически нет. В последней новости от 2021 года от лица пресс-службы Ростеха говорится, что проект находится на стадии опытно-конструкторских работ.

Учитывая, как трудно дела идут у РСК «МиГ» в последние годы, оптимизма по поводу перспектив сменщика МиГ-31 немного.

МиГ-31 авиации ПВО СССР в 1989 году
МиГ-31 авиации ПВО СССР в 1989 году

МТ-ЛБ

МТ-ЛБ
МТ-ЛБ

Не думаю, что МТ-ЛБ нуждается в каком-то представлении. Это легенда. Многоцелевой тягач стал не просто транспортом для буксируемой артиллерии, а максимально универсальной машиной: вездеход, БТР, машина для эвакуации раненых, ЗРК, САУ, всевозможные комплексы РЭБ, РЭР и РТР, инженерные машины и многое другое.

«Маталыга» выпускалась тысячами тиражами в СССР, Польше и Болгарии. Сейчас машины с нуля не производятся, разные предприятия проводят капитальный ремонт и модернизацию ранее выпущенных МТ-ЛБ.

МТ-ЛБ 6МБ с боевым модулем с 30-мм пушкой 2А72. В этом варианте «Маталыга» превращается практически в БМП
МТ-ЛБ 6МБ с боевым модулем с 30-мм пушкой 2А72. В этом варианте «Маталыга» превращается практически в БМП

Несмотря на массовость былого производства, «маталыги» постоянно выбывают, будучи поврежденными или уничтоженными в ходе боевых действий, а также по причине износа узлов и агрегатов.

Такого же универсального и массового шасси на замену МТ-ЛБ в данный момент не видно.

ЗРК «Стрела-10» на шасси МТ-ЛБ
ЗРК «Стрела-10» на шасси МТ-ЛБ

Ка-27

Основной вертолет корабельной авиации ВМФ РФ существует в двух основных модификациях: противолодочной Ка-27ПЛ и поисково-спасательной Ка-27ПС. 27-й не является какой-то легендарной машиной, которую любят рисовать на ярких постерах и добавлять в компьютерные игры как «родственных» Ка-50 и Ка-52: это просто хороший надежный вертолет, который исправно выполняет свои задачи на протяжении 40 лет.

Ка-27ПС
Ка-27ПС

Новые Ка-27 не производятся с начала 1990-х, постепенно имеющиеся машины в противолодочной модификации проходят модернизацию до уровня Ка-27М. В рамках этих работ на вертолетах устанавливают новую радиолокационную командно-тактическую систему, ядром которой является новая БРЛС с активной фазированной антенной решёткой.

Но в любом случае модернизацией 30-летних вертолетов не обойтись: у бортов есть ресурс, который совсем не бесконечен.

Ка-27ПС высаживает десант во время учений
Ка-27ПС высаживает десант во время учений

Заменить Ка-27 должен новый перспективный вертолет, разработка которого ведется по ОКР «Минога» с 2014 года. В 2015 году начальник морской авиации ВМФ Игорь Кожин заявил, что флот может получить первые машины уже к 2020-му году. А вот главный конструктор АО «Камов» Сергей Михеев был более реалистичен, заявив, что потребуется не менее 10 лет.

В 2019 году в сети появилось фото из цеха, где вместе с Ка-52 и Ка-226 стоял макет неизвестного вертолета, напоминающего Ка-27. Скорее всего, это был как раз макет «Миноги».

-14

В 2020 году Минобороны и АО «Камов» подписали контракт на выполнение опытно-конструкторских работ по теме «Минога». Первый полет нового вертолета ожидался в 2025-2026 годах. На момент публикации статьи (ноябрь 2025 года) он ещё не состоялся.

Ту-22М3

Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 – один из самых секретных самолетов Холодной войны. Даже в наше время, спустя 40 с лишним лет с начала производства, значительная часть информации о нем по-прежнему находится под завесой тайны.

  Alex Beltyukov - RuSpotters Team, CC BY-SA 3.0 GFDL 1.2, via Wikimedia Commons
Alex Beltyukov - RuSpotters Team, CC BY-SA 3.0 GFDL 1.2, via Wikimedia Commons

Ту-22М3 — по настоящему универсальная машина, способная в зависимости от задачи как наносить удары бомбами вплоть до 3-тонной ФАБ-3000, так и применять сверхзвуковые крылатые ракеты по наземным и морским целям, в первую очередь, авианосным соединениям.

Интересный факт. Ту-22М3 — единственный боевой самолет в российской дальней авиации, способный штатно применять свободнопадающие бомбы. Ту-95МС и Ту-160 вооружены только крылатыми ракетами.
-16

Можно сказать, что Ту-22М3 является промежуточным звеном между ударными самолетами тактической авиации (Су-24, Су-34) и стратегическими бомбардировщиками. Пусть 22-й и не обладает межконтинентальной дальностью, но способен нести существенную бомбовую нагрузку или до трех крылатых ракет Х-22 или Х-32 (модификация Ту-22М3М). Также не исключено, что «Бэкфаеры» (обозначение по классификации НАТО — Backfire) могут стать носителями «Кинжалов» наряду с МиГ-31.

Ту-22М3 одновременно с ракетами Х-32 и свободнопадающими бомбами
Ту-22М3 одновременно с ракетами Х-32 и свободнопадающими бомбами

Мне трудно судить, насколько требуется новый самолет на замену Ту-22М3 или его функции смогут выполнять стратегические бомбардировщики и самолеты тактической авиации. Этот вопрос предлагаю обсудить в комментариях.

Факт же состоит в том, что последний Ту-22М3 был передан в ВВС в 1993 году, то есть 32 года назад. Какую-то часть бортов, возможно, модернизируют по программе Ту-22М3М, но ресурс планера не бесконечный. Также остро стоит вопрос с двигателями НК-25, которые больше не производят. Возможно, его решат ремоторизацией НК-32 от Ту-160, чье производство возобновлено.

При этом о разработке нового дальнего бомбардировщика на замену 22-му никакой информации нет.

На этом все. Если вам было интересно, обязательно подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые материалы. Также рекомендую подписаться на мой канал в Telegram: там я публикую анонсы всех новых статей и короткие интересные заметки о военной технике.