Наверное, нет такого еще одного актера, который бы пользовался таким безграничным уважением коллег по работе и обычного зрителя. Его любили, уважали, хотели быть на него похожими, а он… Он прекрасно выполнял свою работу, а в остальном придерживался правила- поступай, как надо, и будь, что будет.
Его знали по ролям, что называется, в лицо, а еще он обладал удивительно спокойным, ровным и красивым голосом. Не зря е именно ему доверили озвучивать закадровый текст фильма «Семнадцать мгновений весны». У него было более 90 киноработ, и , наверное, столько же раз он дублировал фильмы.
А еще его любили женщины. А он…
Но обо всем подробнее.
Ранние годы
Ефим родился в многодетной семье 12 апреля 1912 года. Мать- домохозяйка, отец лесоруб и пять старших братьев будущего актера жили тогда в Минской губернии ( город Речица). И братья, и родители много работали, а когда выпадала свободная минутка, то вся семья страшно любила рисовать. Кстати, и Сам Ефим Захарович очень хорошо рисовал. Но ему, все же, больше нравилось читать.
В школе он учился неплохо, а когда окончил, то стал работать в кинотеатре- рисовал афиши. На ту зарплату можно было жить. Не богато, но на хлеб хватало. Но житье в маленьком городке очень скоро наскучило парню. К тому же, у него были серьезные планы. И в 17 лет он отправился на Ленинградский завод «Красный путиловец», где устроился работать слесарем.
Немного поработав, он поступил на архитектурный факультет ( Институт живописи).
Учиться было интересно, но жить на стипендию было невозможно. Нужно было искать подработку. Однажды ему на глаза попалось объявление, где в массовку требовались молодые люди. Там платили немного, но работать там было намного интереснее, чем в любом другом месте. Ефим стал подрабатывать. И его сразу же заметило руководство театра. Его попросили устроиться к ним в труппу.
Очень скоро Копелян понял, что хочет работать именно в театре. Он бросил свой институт и стал работать в Большом Драматическом Театре. И чем дольше он работал, тем больше понимал, что нашел дело всей своей жизни.
Дела сердечные
Фактурный молодой человек с красивым голосом сразу привлек внимание актрис театра. Частенько партнершей в спектаклях у Копеляна была Татьяна Певцова.
Сначала молодые люди только ограничивались рабочими отношениями, но вскоре между ними случился роман, который в 1935 году завершился свадьбой.
И все же, это был не его человек, как потом понял Ефим Захарович. Удивительно, как могли сойтись эти два человека. У них на все были диаметрально противоположные взгляды. Конечно, разноименные заряды притягиваются, и разные личности дополняют друг друга, но очень часто это просто слова.
К тому же, оба были довольно успешные, и у нее , и у него были свои поклонники, и молодожены дико ревновали друг друга. У них оставалось все меньше точек соприкосновений. И они решили расстаться.
И сразу после развода актеру стали поступать предложения сняться в кино. Его же бывшая жена была обделена вниманием кинорежиссеров, а потому всегда очень жалела, что поторопилась с разводом. Кому же не знать, что оплата съемочного дня и работы в театре были несравнимы.
Все было бы хорошо, если бы не началась Великая Отечественная Война.
Копелян одним из первых пошел добровольцем на фронт. В 1943 году его демобилизовали, и он снова пришел работать в БДТ.
Свой человек
Весной 1941 года, в мае, Копелян встретился с Людмилой Марковой. Она тоже была актрисой.
Они вместе работали в Ленинградском театре. Правда, когда Людмила пришла в театр, Копелян уже десять лет играл на сцене. А когда он увидел хорошенькую девицу с лукавым взглядом, то тут же закрутил свой ус. Девушка явно понравилась.
И он ей понравился тоже. Правда, до свадьбы молодые люди встречались два года, и только актер решился сделать предложение.
Если кто-то думает, что Ефим Захарович встал на одно колено, подарил кольцо и попросил руки и сердца, то ничего подобного. Он просто поймал девушку за руку и приказал дуть домой за документами, потому что в 3 часа он будет ждать ее у ЗАГСа, там их и распишут.
И их расписали. Это было такое счастье! Это был май! На дворе стоял 1941 год…
Через месяц началась война.
Копелян оставил жену и ушел на фронт, а молодая девушка служила в Балтийском театре. Их труппа постоянно разъезжали по больницам, по кораблям, выступали перед ранеными и больными.
В это время фронт подошел к самому Ленинграду, поэтому иногда получалось даже встречаться Ефиму и Людмиле. А в другое время они писали друг другу нежные письма. Эти письма Людмила сохранила на всю жизнь. И перечитывала, когда мужа уже не стало. И ни за какие деньги не соглашалась опубликовать их или прочитать в ток- шоу. И не потому что там было что-то запретное, а потому что это были письма только ей. И она не собиралась предавать память мужа.
Ефим частенько приезжал в Ленинград и привозил жене военный пайки. А однажды не привез- встретил друга на улице, который едва передвигал ноги. Он отдал ему все запасы.
А потом была Победа и Копелян вернулся домой. И снова он и она были самыми любимыми актерами из всего театра. А зрители занимали очередь с ночи, чтобы попасть именно на их выступление.
Когда у них родился сын Кирилл, они стали друг к другу еще ближе. У Ефима была бешенная любовь зрителей. И хоть Копелян никогда не давал и малейшего повода для какой-то ревности, за ним ходили толпы поклонниц. Естественно, молодая жена не могла этого не видеть. Ну и равнодушно относиться к этим барышням она тоже не могла. Она ревновала и даже иногда пыталась устроить скандалы.
Но Копелян все ее попытки купировал одной фразой. Он говорил, что слишком ленив, ухаживание- это не его. А Людмила, она верила. А и как не верить- она же все видела. Никаких попыток закрутить роман у Ефима Захаровича не было. Он нашел своего человека.
Он был мудрым, спокойным, и на десять лет старше своей жены. Она с удовольствием перенимала у него умение спокойно решать проблемы, смотрела на жизнь его глазами, и многому училась у мужа. Они жили тихо и спокойно. Бурные страсти кипели на сцене тетра, а дома это были любящие, спокойные люди. Они не вели трепетных дискуссий о театре и постановках, они не обсуждали премьеры спектаклей. Но зато они любили приглашать к себе друзей.
И жизнь бы была совсем безоблачной, если бы не беда.
Беда
Однажды их сына- тоже очень талантливого актера, избили какие-то отморозки. Избили до инвалидности. Врачи старались сделать невозможное. Они сохранили парню жизнь, но Кирилл потом так и остался жить с матерью, до самого своего последнего дня. Он остался инвалидом.
Людмила все время спрашивала- за что ее так наказали, что она сделала не так, за что пришлось расплачиваться ее сыну.
Копелян много работал, старался поддерживать и жену, и сына. Он пытался вселить в них уверенность, что они все смогут преодолеть, что инвалидность, это не приговор, что можно и нужно жить. Но сам жить уже не смог. Вскоре, после такого горя с Кириллом, умер и Ефим Захарович.
Это случилось в 1975 году 6 марта. У него остановилось сердце.
Провожать любимого актера вышел весь Ленинград. Люди на улице просто стояли и плакали, как от утраты самого родного человека. Коллеги были безутешны.
О Людмиле Иосифовне даже страшно было говорить. Она не понимала, как и для чего ей жить дальше.
Неизвестно, что бы случилось с актрисой, но через несколько дней Людмилу Маркову вызвал Товстоногов. Он понимал- или она выйдет сейчас, или она уйдет вслед за мужем.
И она вышла на сцену. Правда, перед самым спектаклем она собрала всех коллег и настоятельно попросила их не смотреть на нее жалостливыми глазами. Ум них обычный спектакль, и она будет играть.
И она играла. На той самой сцене, где совсем недавно стоял гроб с телом любимого мужа. Она знала- она должна жить, она нужна своему сыну. Их сыну. А значит, зубы сжать, улыбаться и на сцену. Фима, наверное, все сверху видит, и он бы ей гордился.
Она была очень хороша собой. У нее было много поклонников, но ни одному она не давала даже надежды. Ей была противна даже сама мысль, что в их дом зайдет какой-то мужчина.
Людмила Иосифовна до 90 лет играла в спектаклях. Она была спокойной, всегда с оптимизмом смотрела на жизнь, и поступала только так, как ее учил ее Фима.
39 лет она жила одна, без мужа, и даже не смотрела в сторону мужчин. Для нее не было никого, кто бы был хоть немного похож на ее мужа.
А весной 2014 года, когда ей было 92, она умерла. Ее похоронили рядом с мужем.