Найти в Дзене

Блудная эта Августа бежала от спящего мужа: живопись Энрике Бернарделли

Валерия Мессалина - третья жена римского императора Клавдия. Вот как ее описывает Ювенал в своих "Сатирах": Ну, так взгляни же на равных богам, послушай, что было С Клавдием: как он заснёт, жена его, предпочитая Ложу в дворце Палатина простую подстилку, хватала Пару ночных с капюшоном плащей, и с одной лишь служанкой Блудная эта Августа бежала от спящего мужа; Есть и такое о ней упоминание: Ни Гай Кесарь Калигула, ни Мессалина уже не заинтересовали Маргариту, как не заинтересовал ни один из королей, герцогов, кавалеров, самоубийц, отравительниц, висельников и сводниц, тюремщиков и шулеров, палачей, доносчиков, изменников, безумцев, сыщиков, растлителей. Все их имена спутались в голове, лица слепились в одну громадную лепешку... - Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита" Итак, ее имя считается нарицательным, а этот обзор посвящен живописи бразильского художника Эрнандо Бернарделли (1857 - 1936), вот он: На фотографии Бернарделли позирует с палитрой и кистью на фоне одной из своих работ. Ху
Энрике Бернарделли, "Мессалина"
Энрике Бернарделли, "Мессалина"

Валерия Мессалина - третья жена римского императора Клавдия. Вот как ее описывает Ювенал в своих "Сатирах":

Ну, так взгляни же на равных богам, послушай, что было

С Клавдием: как он заснёт, жена его, предпочитая

Ложу в дворце Палатина простую подстилку, хватала

Пару ночных с капюшоном плащей, и с одной лишь служанкой

Блудная эта Августа бежала от спящего мужа;

Есть и такое о ней упоминание:

Ни Гай Кесарь Калигула, ни Мессалина уже не заинтересовали Маргариту, как не заинтересовал ни один из королей, герцогов, кавалеров, самоубийц, отравительниц, висельников и сводниц, тюремщиков и шулеров, палачей, доносчиков, изменников, безумцев, сыщиков, растлителей. Все их имена спутались в голове, лица слепились в одну громадную лепешку... - Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита"

Итак, ее имя считается нарицательным, а этот обзор посвящен живописи бразильского художника Эрнандо Бернарделли (1857 - 1936), вот он:

Энрике Бернарделли
Энрике Бернарделли

На фотографии Бернарделли позирует с палитрой и кистью на фоне одной из своих работ. Художник занимался росписями, и ниже мы можем увидеть эскиз одной из них:

Эскиз росписи Бернарделли
Эскиз росписи Бернарделли

Его отец, дальний итальянец по происхождению, Оскар Бернарделли был скрипачом. Его мать, Селестина Тьерри, была балериной французского происхождения, родившейся в Милане. Семья путешествовала по Европе, Мексике, Южной Америке - Энрике Бернарделли родил в Чили, а затем его родители были приглашены императором Педру II в Рио -де-Жанейро, чтобы стать учителями музыки и французского языка для принцесс Изабеллы и Леопольдины, дочерей монарха. Оскар также был одним из тех, кто отвечал за создание Императорского оркестра. Так Энрике Бернарделли и оказался в Бразилии.

Энрике Бернарделли, "Отдыхающая натурщица"
Энрике Бернарделли, "Отдыхающая натурщица"

Пожалуй, помимо "Мессалины" работа "Отдыхающая натурщица" - одна из самых запоминающихся, на мой взгляд. Бернарделли поддерживал связь с итальянским искусством своего времени, посещал Рим, Неаполь и Венецию, поэтому его творчество носит на себе отпечаток итальянской живописи. В Бразилии он признанный мастер и классик. Когда Бернарделли учился в Риме - он был учеником художника Доменико Морелли, сравним:

Работа Доменико Морелли
Работа Доменико Морелли

Что-то общее в технике есть. Бернарделли оставил после себя картины на историческую тематику, но она для даннго блога не очень интересна - бразильская история совсем не откликается. Также есть, например, женские портреты:

Работа Энрике Бернарделли
Работа Энрике Бернарделли

Еще:

Работа Энрике Бернарделли
Работа Энрике Бернарделли

И еще:

Работа Энрике Бернарделли
Работа Энрике Бернарделли

Как мы видим, эти портреты написаны в такой немного расслабленной этюдной манере, художник любил сочетание коричнево-рыжих оттенков с блекло-зеленым - до цвета разбавленного белесого абсента, а также телесные оттенки.

Энрике Бернарделли, "Материнство"
Энрике Бернарделли, "Материнство"

Одна из самых значимых работ художника - "Материнство", картина в уже описанном мною колорите и редком использовании в этой теме высохшего чертополоха на переднем плане, который придает сцене пронзительную интонацию.

Возможно, центральным - и довольно грустным в итоге - событием творческой жизни Бернарделли стала выставка, которую он организовал после путешествия и учебы в Италии. На этой выставке как раз и были "Мессалина", "Материнство" и другие работы в таком духе. Выставка получила внимание, но вызвала скандал - это было слишком непривычно для консервативного бразильского общества того времени. После этого художник стал писать более сдержанно - и это, конечно, не очень идет творчеству.

Закончить этот обзор я бы хотел аллегорической картиной под названием "Время".

Спасибо за внимание!

К сожалению, правила данной площадки не позволяют мне выкладывать абсолютно любые живописные произведения, поэтому я приглашаю вас также и в мой телеграм-канал с дополнительными материалами - Целая Бочка Вина и Живописи.

Также нажмите 🔔 - чтобы получать уведомление о каждом моем обзоре!