Найти в Дзене
Leader-ID

Грядущих дней агитатор и его «Летающий пролетарий»

К 100-летию со дня публикации поэмы Владимира Маяковского «Летающий пролетарий» разбираем наследие поэта революции: вспоминаем историю создания и исторический фон, анализируем причины удивительной точности футуристических предсказаний и роль искусства в технологическом развитии общества. Из самых интересных моментов собрали квиз: он поможет раскрыть подлинные строки Маяковского, проверить себя и расширить горизонты технологического мышления — как это сделал поэт сто лет назад. Произведение Владимира Маяковского «Летающий пролетарий», написанное в конце 1924 года и опубликованное издательством «Авиохим» (через «о») в октябре 1925-го, — это поэтическая картина, созданная в стилистике русского космизма и отражающая стремительные и яркие послереволюционные годы. Истоки вдохновения автора — в том удивительном времени, когда он писал поэму. Невероятно, но исторический факт: в 1920-е годы в разоренной Гражданской войной стране создали авиапроизводство, инженерную школу, фундаментальную научну
Оглавление
По мотивам мультфильма «Летающий пролетарий», киностудия «Союзмультфильм», 1962 г.
По мотивам мультфильма «Летающий пролетарий», киностудия «Союзмультфильм», 1962 г.

К 100-летию со дня публикации поэмы Владимира Маяковского «Летающий пролетарий» разбираем наследие поэта революции: вспоминаем историю создания и исторический фон, анализируем причины удивительной точности футуристических предсказаний и роль искусства в технологическом развитии общества. Из самых интересных моментов собрали квиз: он поможет раскрыть подлинные строки Маяковского, проверить себя и расширить горизонты технологического мышления — как это сделал поэт сто лет назад.

Исторический контекст

Произведение Владимира Маяковского «Летающий пролетарий», написанное в конце 1924 года и опубликованное издательством «Авиохим» (через «о») в октябре 1925-го, — это поэтическая картина, созданная в стилистике русского космизма и отражающая стремительные и яркие послереволюционные годы.

Истоки вдохновения автора — в том удивительном времени, когда он писал поэму. Невероятно, но исторический факт: в 1920-е годы в разоренной Гражданской войной стране создали авиапроизводство, инженерную школу, фундаментальную научную базу авиации и целое поколение молодых пилотов.

В 1922 году, то есть буквально в год окончания Гражданской войны, в стране сформировали структуры управления гражданским и военным воздушными флотами. Следом появились первые самолеты разработки Н. Н. Поликарпова и учебные машины У-1. А в конце двадцатых возникло знаменитое Центральное конструкторское бюро под руководством А. Н. Туполева — и там сосредоточились на передовых разработках.

К концу десятилетия в Советском Союзе уже выпускали 900 самолетов в год, оснащенных как иностранными, так и отечественными двигателями. Несмотря на огромные трудности, страна быстро преодолела технологический разрыв и заложила фундамент для дальнейших успехов в авиации.

Самолеты пришли во все уголки страны, вызывая невероятный энтузиазм среди местного населения, впервые увидевшего чудо техники
Самолеты пришли во все уголки страны, вызывая невероятный энтузиазм среди местного населения, впервые увидевшего чудо техники

Такой успех стал возможен благодаря государственной поддержке, концентрации всех производственных ресурсов и сил общества. И конечно, это было бы немыслимо без энтузиазма людей, особенно молодого поколения, которое буквально заболело идеей летать.

В 1920-е годы интерес молодежи к авиации резко вырос благодаря нескольким факторам: появились первые советские массовые самолеты, такие как АК-1 и К-1. Они стали совершать первые регулярные рейсы (например, между Москвой и Нижним Новгородом) — и полеты из чуда внезапно стали повседневностью. Люди поверили, что скоро аэропланы будут летать из каждого населенного пункта.

По всей стране возникла массовая сеть аэроклубов. Они сделали авиацию привлекательной и доступной для ребят и девчонок. Герои-летчики и инженеры становились кумирами молодежи, вдохновляя ее на изучение технических наук и стремление — буквально! — к новым высотам.

Посетители парка Горького по несколько часов стояли в очереди, чтобы попасть на вышку для прыжков с парашютом
Посетители парка Горького по несколько часов стояли в очереди, чтобы попасть на вышку для прыжков с парашютом

В каждом городе открывали кружки, секции и добровольные общества. Одно из них, Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), или «Добролёт», как его стали называть чуть позже, появилось в начале 1920-х с целью сформировать народную инициативу по развитию авиации в молодой советской республике. Участники обществ собирали деньги на строительство самолетов, посещали лекции, показы техники в полете, участвовали в конкурсах и соревнованиях на знание самолетов.

Таким обществам государство предоставило право получать в собственность аэродромы, ангары, воздушные суда, организовать воздухоплавательные школы. Для них собирали средства путем выпуска акций и других финансовых инструментов.

На первые собранные с продажи акций «Добролёта» полмиллиона рублей закупили самолеты, которые составили авиапарк компании
На первые собранные с продажи акций «Добролёта» полмиллиона рублей закупили самолеты, которые составили авиапарк компании

В мае 1925 года ОДВФ объединилось с Обществом друзей химической обороны — «Доброхимом», и вместе они создали новую организацию — «АвиАхим». А уже в 1927 году «АвиАхим» слился с Обществом содействия обороне, образовав «Осоавиахим».

Вступительный билет в ОДВФ. Фото из архивов Гаврилово-Посадского краеведческого музея
Вступительный билет в ОДВФ. Фото из архивов Гаврилово-Посадского краеведческого музея

Как «мастер культуры» Маяковский приближал будущее

Конечно, Маяковского крайне будоражил такой всенародный задор. Как он скажет за два месяца до выхода книги на интервью в Нью-Йорке: «Мы только начинаем. Каждый новый трактор для нас — целое событие. Еще одна молотилка — важное приобретение. Новая электростанция — чудо из чудес. За всем этим мы пока еще приезжаем сюда. И все же здесь скучно, а у нас — весело. Здесь все пахнет тленом, умирает, гниет, а у нас вовсю бурлит жизнь...»

У энтузиазма Маяковского была и другая сторона, социальная. Знаменитая фраза Максима Горького «С кем вы, мастера культуры?», опубликованная чуть позже «Летающего пролетария», довольно точно формулирует моральный вызов, стоявший перед поэтами и писателями того времени. Горький считал, что представители творческой среды обязаны двигать общество вперед силой своего таланта.

10 марта 1925 года Маяковский заключил договор на авиапоэму объемом 2000 строк с издательством «Вестник воздушного флота» со сроком сдачи через 25 дней. Поэт очень ясно видел свое предназначение в контексте эпохи:

«Крылатых дней далека дата. Нескоро в радости крикнем: “Вот они!” Но я — грядущих дней агитатор — к ним хоть на шаг подвожу сегодня», — заявляет он в «Летающем пролетарии» о своем предназначении в искусстве.

Владимир Маяковский не сорвал дедлайн. 6 апреля он выступил Большом театре на праздновании второй годовщины Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) с отрывками из «Летающего пролетария». 8 апреля сдал рукопись в издательство. В апреле и мае журналы публиковали стихи из поэмы, а в октябре вышла книга.

Владимир Маяковский читает поэму «Летающий пролетарий» на праздновании второй годовщины ОДВФ в Большом театре. Из архивов Государственного музея В. В. Маяковского
Владимир Маяковский читает поэму «Летающий пролетарий» на праздновании второй годовщины ОДВФ в Большом театре. Из архивов Государственного музея В. В. Маяковского
Книга «Летающий пролетарий» с иллюстрированной обложкой работы Г. Бершадского, источник: сайт антикварных книг Abelbooks
Книга «Летающий пролетарий» с иллюстрированной обложкой работы Г. Бершадского, источник: сайт антикварных книг Abelbooks

В те годы советская творческая интеллигенция страстно призывала отречься от «всего старого». В искусстве воцарились авангардисты, создали шедевры в литературе, архитектуре, живописи. Одним из самых талантливых авангардистов-поэтов, призывавших «слов отточенный нож вонзать в грядущую небыль», несомненно был Владимир Маяковский.

С другой стороны, космисты верили в то, что разум и наука возвышают человека до поистине божественной силы, которой однажды покорится вся вселенная. И каждый из них старался приблизить этот момент как мог. Маяковский требует «Даешь небо!» и вписывается в этот ряд как вдохновитель и убежденный сторонник великого будущего человечества.

Авангард и традиция. Технологические предсказания поэта

Обращая взгляд в небо и дальше в космос, мечтая о свободном парении человека в бесконечном пространстве, Маяковский, быть может, сам того не осознавая, продолжил традицию русского космизма. Основанный философом Николаем Федоровым (1829–1903), русский космизм, последователем которого считают Константина Циолковского (1857–1935), Владимира Вернадского (1863–1945) и других выдающихся мыслителей, стал философской базой, истоком отечественной футурологии.

Известно, что некоторые люди искусства, фантасты, писатели предсказали изобретения, которые появились лишь после их ухода из жизни. Все знают о предсказаниях Айзека Азимова в области ИИ и робототехники, Жюль Верн довольно точно описал устройство подводной лодки, и таких примеров немало. Считается, что в основе этого феномена лежит развитая интуиция творческого человека и широкий кругозор, подпитываемый интересом к наукам. Владимир Маяковский тоже вписал свое имя в ряд людей искусства, которые предсказали будущие технологии.

В «Летающем пролетарии» Маяковский описал посудомоечные машины и мобильный телефон: «Посуда — самоубирающаяся. Поел — и вон! Подносит к уху радиофон». Довольно ярко у него выглядят и беспилотные дроны: «Неуязвимые, прут без пилотов…».

Работа за персональным компьютером, который появится лишь через несколько десятков лет, также образно описана им: «Одна клавиатура — вроде “Ундервуда” (популярная пишущая машинка в то время. — Прим. авт.)… Бей буквами, надо которыми, а все остальное доделается моторами».

Он предвидел и современную дискуссию о возможном переходе из-за внедрения ИИ и роста производительности труда на четырехчасовой рабочий день: «Не скукситесь, как сонные совы. Рабочий день — четырехчасовый». И сразу предупредил, что свободного времени больше не станет: люди будут тратить его на обучение. Так и вышло, даже если к своим университетам мы сегодня «подлетаем» виртуально.

Это не все предсказания поэта. В «Летающем пролетарии», написанным сто лет назад, Маяковский заглянул далеко вперед и описал мир 2125 года, передав его в своем узнаваемом стремительном и энергичном ритме. 100 лет прошло — 100 лет осталось. Мы с вами как раз на экваторе.

Чтобы отметить юбилей знаменитого произведения и вспомнить, что из предсказаний поэта сбылось, а чего, возможно, стоит ждать, — сделали для вас квиз. 12 вопросов — чтобы освежить в памяти строки Маяковского, проверить память, удивиться, как много Маяковский знал о нашей жизни в 1925 году и научиться мыслить современнее. Заглядывайте, там интересно.