Найти в Дзене
Свет внутри

Фрустрация по возрастам: примеры и ориентиры

У многих возникают вопросы к предыдущей статье о детской фрустрации, а существует ли какие-то ориентиры по возрастам? Как не навредить ребенку, как понять что это допустимый порог фрустрации ? На что опереться? 0–2 года: первые «не сразу»
Главная задача возраста: формирование базового доверия к миру.
В этот период взрослый действительно почти всё время откликается. Но важно, чтобы он иногда немного задерживался. Допустимые фрустрации: - мама не подошла сразу, а через несколько секунд; - молоко не появилось мгновенно, но пришло вскоре; - игрушка откатилась - и ребёнок сам тянется за ней. Главное - не допускать длительного одиночества и крика без отклика.
Оптимальная фрустрация здесь в долях минуты, а не в часах. В этот период ребёнок учится: «Я могу подождать, и мама всё равно вернётся». 2–4 года: первые границы и «нет».
Главная задача возраста: отделение и опыт самостоятельности.
Ребёнок исследует мир, хочет «сам», но одновременно нуждается в опоре. Допустимые фрустрации: - мама гово

У многих возникают вопросы к предыдущей статье о детской фрустрации, а существует ли какие-то ориентиры по возрастам? Как не навредить ребенку, как понять что это допустимый порог фрустрации ? На что опереться?

0–2 года: первые «не сразу»
Главная задача возраста: формирование базового доверия к миру.
В этот период взрослый действительно почти всё время откликается. Но важно, чтобы он иногда немного задерживался.

Допустимые фрустрации:

- мама не подошла сразу, а через несколько секунд;

- молоко не появилось мгновенно, но пришло вскоре;

- игрушка откатилась - и ребёнок сам тянется за ней.

Главное - не допускать длительного одиночества и крика без отклика.
Оптимальная фрустрация здесь в долях минуты, а не в часах.

В этот период ребёнок учится: «Я могу подождать, и мама всё равно вернётся».

2–4 года: первые границы и «нет».
Главная задача возраста: отделение и опыт самостоятельности.
Ребёнок исследует мир, хочет «сам», но одновременно нуждается в опоре.

Допустимые фрустрации:

- мама говорит: «Я не куплю ещё одну игрушку сегодня»;

- взрослый не даёт печенье перед обедом;

- ребёнку не разрешают ударить, даже если он злится;

- взрослый не делает всё за него («Попробуй сам застегнуть куртку»).

Что формируется:

- способность терпеть отказ и осознавать границы других, понимание, что любовь не исчезает, даже если родители что-то запрещают.

5–7 лет: ожидание и ответственность.
Главная задача: научиться соотносить желание с правилами и временем.
Это период, когда фрустрации можно добавлять чуть больше, но с объяснением.

Допустимые фрустрации:

- ребёнок хочет играть, а нужно убрать игрушки;

- родители не могут сразу помочь, и нужно немного подождать;

- проигрыш в игре без «поддавков»;

- взрослый не решает за ребёнка конфликт с другом, а лишь помогает найти слова.

Что формируется:

внутренний «контейнер» для чувств: ребёнок учится выдерживать разочарование и искать выход.

8–11 лет: жизнь по правилам.
Главная задача: принятие внешней реальности: школа, оценки, сравнения, первые неудачи.

Допустимые фрустрации:

- не получил пятёрку, хотя старался;

- не выбрали в школьную команду;-

- друг не пригласил на день рождения;

- родители не разрешили смотреть фильм до полуночи.

Важно: взрослый остаётся рядом эмоционально, но не убирает саму ситуацию.

Что формируется:

- самоуважение, не зависящее от успеха;

- способность переживать поражения, не теряя опоры.

12–15 лет: внутренние фрустрации и столкновение с «миром взрослых»
Главная задача: развитие идентичности
Подросток сталкивается с разочарованиями не внешними, а внутренними:
он хочет быть понятым, но его не понимают; хочет самостоятельности, но сталкивается с ограничениями.

Допустимые фрустрации:

- родители не дают денег на дорогую покупку;

- не разрешают остаться у друзей на ночь;

- взрослый не пытается «спасти» от каждой боли, а просто слушает;

- подростку приходится исправлять свои ошибки самому.

Что формируется:

способность брать ответственность, переносить стыд и неудачи без разрушения образа «я».

Что важно помнить родителям:
Фрустрация без тепла превращается в боль.

Винникотт подчёркивал: если рядом нет эмоционально доступного взрослого, любая фрустрация становится травмой.

Смысл не в отказе, а в присутствии. Когда ребёнку отказывают, но остаются рядом, он чувствует безопасность. Когда отказывают и отстраняются - это холод.

Фрустрация должна быть посильной. Главный ориентир - сила связи. Если контакт есть, ребёнок выдержит почти всё. Если нет - даже мелочь воспринимается как отвержение.

Иногда фрустрация нужна и родителю. Не всё должно быть под контролем, не всё получится «правильно». Способность выдерживать несовпадение - и есть зрелость взрослого.


«Ребёнок растёт не от того, что его защищают от боли, а от того, что рядом остаются, когда боль приходит».

Фрустрация - это не наказание, а форма любви. Мягкий способ познакомить ребёнка с реальностью, где есть границы, ожидания, различия.

Когда мы позволяем ребёнку проживать допустимые разочарования, но остаёмся рядом - он учится главному: жизнь не рушится, когда что-то идёт не по его плану.

И тогда внутри него рождается то, что Винникотт называл истинным Я - живое, устойчивое, способное быть собой в несовершенном мире.

Детский и семейный психолог Ирина Нигматулина