Найти в Дзене

Елена Комкова: «Стильный шёлковый платок как оберег и украшение»

Елена, имея за плечами 30-летний профессиональный опыт, Вы оставляете свою прежнюю сферу деятельности и переучиваетесь на дизайнера по текстилю. Почему? Да, я — инженер‑физик, кандидат технических наук. За моими плечами — 30‑летний стаж работы в области электроэнергетики, успешная карьера и работа с крупными энергетическими компаниями. Но я всё время хотела попробовать себя в творчестве. И в один из определенных моментов своей жизни я вдруг поняла, что больше не хочу работать по найму. Я осознала, что мой профессиональный и жизненный опыт стали основой для нового творческого пути. Как и где Вы обучались цифровому дизайну текстиля? Расскажите, какими для Вас были эти месяцы учёбы: что они Вам дали, чему научили? Два года назад я прошла обучение у преподавателя Академии Штиглица. Это были месяцы полного погружения: я осваивала digital-инструменты, училась переводить акварельные рисунки в цифровые макеты, изучала особенности печати на ткани. Для меня это был момент «возвращения домой» — я

Елена, имея за плечами 30-летний профессиональный опыт, Вы оставляете свою прежнюю сферу деятельности и переучиваетесь на дизайнера по текстилю. Почему?

Да, я — инженер‑физик, кандидат технических наук. За моими плечами — 30‑летний стаж работы в области электроэнергетики, успешная карьера и работа с крупными энергетическими компаниями. Но я всё время хотела попробовать себя в творчестве. И в один из определенных моментов своей жизни я вдруг поняла, что больше не хочу работать по найму. Я осознала, что мой профессиональный и жизненный опыт стали основой для нового творческого пути.

Как и где Вы обучались цифровому дизайну текстиля? Расскажите, какими для Вас были эти месяцы учёбы: что они Вам дали, чему научили?

Два года назад я прошла обучение у преподавателя Академии Штиглица. Это были месяцы полного погружения: я осваивала digital-инструменты, училась переводить акварельные рисунки в цифровые макеты, изучала особенности печати на ткани. Для меня это был момент «возвращения домой» — я влюбилась в данный процесс без оглядки. Учёба дала мне не только навыки, но и смелость перестать рисовать «в стол» и начать печатать свои рисунки, например на шёлке.

Почему Вы выбрали в качестве материала именно шёлк и с какого рисунка всё началось? Тяжело ли было осваивать всё это на практике, и с какими трудностями приходилось сталкиваться?

Шёлк — как жизнь. Он требует бережного отношения к себе, со временем приобретает новую ценность и может носиться сотней различных способов, при этом никогда не повторяясь. Первые рисунки были акварельными — цветы, абстракции, образы, рождённые из моих личных воспоминаний и впечатлений. Осваивать практику было и вдохновляюще, и непросто: шёлк капризен, печать требует точности, а угадать, как рисунок ляжет на ткань, — это целое искусство. Было мучительно ждать образцы из печати: «Угадала ли я или нет?» Каждая ошибка становилась уроком, а каждый удачный платок — радостью.

Побывав на многих текстильных производствах и познакомившись с историческими и современными технологиями печати на ткани, Вы перешли к изучению русского платка и шелкоткачества в России. Именно тогда у Вас зародилась идея бренда LЁNKA? Что Вы заложили в его название?

Да, я увлеклась историей создания русского платка — с XVII века до расцвета мануфактур в XIX веке. Название LЁNKA — игра слов: «лён и компания». Оно отсылает к натуральным тканям — льну, шёлку, хлопку, шерсти. Буква «Ё» в логотипе бренда напоминает свёрнутую в рулон ткань, а кириллическое написание «Ё» и «А» внутри латинского названия подчёркивают русское происхождение бренда. Аббревиатура LNK — это «link»: связь между вещью и чувством, между прошлым и настоящим, между мной и женщиной, которая наденет платок.

Почему Вы решили создавать именно шёлковые платки? И что шёлковый платок значит именно для Вас самой?

Для меня платок — это традиция и защита в самом широком смысле: от холода, от суеты и от потери себя. И одновременно с этим платок — это и украшение, и выразительность, и сила. Белок шёлка подобен белку человеческой кожи — он нежный, легко разрушается, но, вместе с тем, дарит защиту и уверенность. В этом и есть сила: в любви, в хрупкости, в умении быть мягкой и при этом непоколебимой.

Всю жизнь я работала в офисе, и платок был для меня отдушиной в рамках дресс‑кода: он помогал мне быть заметной, а иногда давал внутреннюю опору, позволяющую настоять на своём мнении.

-2

С чего обычно начинается процесс создания платка? С рисунка, цвета, подбора его к гардеробу и т. д.

Всё начинается с эмоции и необходимости её переработать. Иногда — с акварельного мазка, иногда — с впечатления или воспоминания о поездке, с запаха травы или с узора на старинной скатерти. Я рисую вручную, затем оцифровываю, а потом долго работаю над композицией. Очень люблю работать со сложными цветами — они легче вписываются в гардероб и создают глубину. Гардероб — это уже следующий этап: платок должен «работать» в жизни, а не висеть в шкафу. А уж если он и будет где‑то висеть, то в качестве интерьерной картины.

Платок — это неотъемлемая часть русской традиции. Как тема народного искусства отражается в платках, которые Вы создаёте? И в чем состоит обережная сила платка?

Платок сопровождал человека от рождения до смерти: от пелёнки до ритуального покрывала. Платок — это женский предмет, но он играл важную роль и в жизни мужчин, нередко являясь частью мужского костюма. Платок несёт в себе всё. Я чувствую эту связь, и именно сейчас, когда мы переживаем столько потрясений и перемен, то обращение к традициям помогает почувствовать опору под ногами. Я на себе всё это ощутила, и обережная сила платка помогает мне удержаться самой. В чём‑то стать глубже и спокойнее и, за счёт этого, удерживать тех, кто находится рядом.

В каких технологиях печати Вы работаете, и что для Вас самое важное при создании будущего платка?

Я работаю с цифровой печатью на шёлке с использованием активных водорастворимых чернил. Данный процесс является многоэтапным. Он состоит из подготовки ткани, печати, закрепления краски, стирки, сушки и глажки. Мне важно всё: и качество материала, и качество печати, и пошива. Прежде чем напечатать партию, я тестирую каждое новое производство. Смотрю, как ткань носится, стирается, мнётся, гладится. Для меня важно, чтобы платок «ожил»: чтобы в движении раскрылась текстура, зазвучали цвета, чтобы женщина, надев на себя платок, почувствовала, что это вещь именно её.

Ваши платки уже носят женщины в разных регионах России и даже за рубежом. А есть ли у Вас памятная работа? И могли бы Вы поделиться секретами ухода за шёлковым платком, чтобы он ещё дольше служил и при этом сохранял свои истинные качества?

Свой первый платок я подарила маме. Он называется «Голубое небо», потому что рядом с мамой всегда голубое небо: можно побыть маленьким, беззаботно лежать на траве, видеть над собой качающие головки цветов и бескрайнее голубое небо.

Что касается ухода за ним, то шёлк любит, прежде всего, бережное к нему обращение. Бережная химчистка, ручная или машинная стирка в прохладной воде с мягким средством для шёлка. Никогда не выкручивайте его, а только промокните полотенцем. Сушите в тени, гладьте с изнанки при низкой температуре. И носите как можно чаще — шёлк раскрывается в движении.

Вы говорите, что платок можно носить 100 способами. А какие у Вас самые любимые варианты, которые подходят для деловых встреч, повседневных ситуаций и вечерних — например, для похода в театр? И как правильно подобрать платок, чтобы он сочетался с гардеробом?

Способов ношения действительно очень много, и платок хорош тем, что он способен моментально преобразить вас. Возьмём, например, костюмную пару с платком. Днём, на деловой встрече, платок может быть в портретной зоне, чтобы привлечь внимание к лицу и тому, что вы говорите. В этом случае платок может быть завязан как бант, галстук, лаконичный узел или вертикаль, подчёркивающая лацкан жакета. Вечером тот же образ можно кардинально изменить для похода в театр, музей или на другое культурное мероприятие: сделать из платка топ, повязать его на талию как баску или задрапировать в вертикаль, превратив как полу-юбку. Последний вариант интересно смотрится как с длинной юбкой, так и с брюками палаццо.

Что касается правил сочетания платка с одеждой, то, укрупнённо, их всего пять.

1. Сочетайте цвета, а не тон в тон. Платок не должен точно повторять цвет одежды. Лучше выбирать аксессуар, где один из оттенков перекликается с вашим нарядом, а остальные — контрастируют или дополняют его.

2. Используйте платок для баланса. Если одежда однотонная — смелый принт на платке оживит образ. Если наряд уже с узором — выбирайте платок в нейтральной гамме (беж, серый, белый, чёрный) или с минималистичным рисунком.

3. Учитывайте масштаб принта. Крупный узор — к лаконичной одежде. Мелкий рисунок — к структурированным или объёмным вещам. Избегайте сочетания двух крупных принтов.

4. Подбирайте материал под сезон и стиль. Лёгкий шёлк или шифон — весна/лето, деловой или романтичный образ. Шерсть, кашемир, плотный хлопок — осень/зима, casual или smart-casual.

5. Пусть платок «отвечает» за акцент. Если вы не носите яркие украшения или насыщенный макияж, платок может стать главным акцентом. Наоборот — при насыщенном макияже или броских серьгах выбирайте сдержанный платок.

Эти правила универсальны и работают как для повседневных, так и для деловых или вечерних образов.

-3
-4
-5

Какие у Вас планы на будущее? О чем мечтаете?

Я мечтаю о том, чтобы мои платки продолжали жить — обнимать плечи, дарить уверенность, становиться частью чьей-то истории. Хочу продолжить исследования шелковых и ситценабивных мануфактур России, возможно, запустить коллекции в сотрудничестве с музеями и мастерами народных промыслов. А ещё — реализовать всё задуманное, продолжать учиться, путешествовать и вдохновляться.

Из чего черпаете вдохновение для творческого процесса? Как любите проводить досуг?

Из всего: из путешествий, музеев, разговоров, природы и тишины. Люблю гулять в одиночестве, наблюдать за светом. Моё вдохновение рождается из внутренней работы и тишины. Мой досуг — это время, которое я провожу вместе со своей семьёй и друзьями. А ещё — прогулки, чтение, а иногда я люблю просто посидеть в тишине с чашкой чая и блокнотом.

Бывали ли у Вас моменты, когда хотелось всё бросить? Как справляетесь со сложностями и где берёте силы продолжать делать то, что делаете? Что обычно в эти минуты чувствуете, какие эмоции проживаете?

Конечно, бывало. Страшно было уйти с работы в 50 лет. Для того чтобы отказаться полностью от работы в найме, мне понадобилась помощь психолога. Мне было важно осознать и вытащить на поверхность свои желания, набраться смелости и позволить моему творчеству проявить себя.

В трудные моменты я возвращаюсь к главному: платок — это не только красивая ткань, это эмоция, защита, связь. И когда я вижу, как женщина, надев мой платок, улыбается, все сомнения уходят. Силы беру в семье, в творчестве, в вере в то, что то, что я делаю, имеет для меня смысл.

Какой совет Вы могли бы дать нашим читателям?

Позвольте себе быть тем, кем вы чувствуете себя внутри — даже если это кажется неожиданным или «слишком поздним». Не бойтесь начинать заново. Я уверена, что всё, что с нами происходит, случается вовремя. Если что-то — платок, книга, идея или решение — заставляет вас думать об этом снова и снова, значит это ваше. И, выбирая это, вы выбираете себя.

Журналист: Марина Кузякина