Найти в Дзене
Полянин.РФ

Паслер – это Путин нулевых

Приход Дениса Паслера к руководству Свердловской областью всё отчётливее напоминает другой знаковый переход власти – начало нулевых и восхождение Владимира Путина. Анализ их стратегий приоткрывает не просто случайное сходство, а продуманную модель, которую, кажется, теперь изучают в школе губернаторов. Урок первый: преемственность как тактическая хитрость Оба лидера пришли к власти не через открытую конкурентную борьбу, а по воле свыше. Ельцин привел Путина, Путин – Паслера. И Паслер, и Путин в первое время почти никого не уволили, демонстрируя лояльность старой команде. И тогда, и сейчас возникло ощущение, что система останется прежней. Однако, как показали дальнейшие события, для Путина это была лишь пауза, необходимая для оценки расстановки сил и разработки собственного плана. Очень похоже на то, что Паслер действует точно так же. Медленные, почти незаметные кадровые перестановки, проведённые Путиным, в итоге привели к полному переформатированию аппарата, где на смену «старой гварди

Учебник для губернатора: проверенная федеральная стратегия для регионального лидера

Владимир Путин предложил Денису Паслеру перейти из Оренбургской области в Свердловскую в марте 2025 года. Фото: пресс-служба Президента РФ
Владимир Путин предложил Денису Паслеру перейти из Оренбургской области в Свердловскую в марте 2025 года. Фото: пресс-служба Президента РФ

Приход Дениса Паслера к руководству Свердловской областью всё отчётливее напоминает другой знаковый переход власти – начало нулевых и восхождение Владимира Путина. Анализ их стратегий приоткрывает не просто случайное сходство, а продуманную модель, которую, кажется, теперь изучают в школе губернаторов.

Урок первый: преемственность как тактическая хитрость

Оба лидера пришли к власти не через открытую конкурентную борьбу, а по воле свыше. Ельцин привел Путина, Путин – Паслера. И Паслер, и Путин в первое время почти никого не уволили, демонстрируя лояльность старой команде. И тогда, и сейчас возникло ощущение, что система останется прежней. Однако, как показали дальнейшие события, для Путина это была лишь пауза, необходимая для оценки расстановки сил и разработки собственного плана. Очень похоже на то, что Паслер действует точно так же.

Медленные, почти незаметные кадровые перестановки, проведённые Путиным, в итоге привели к полному переформатированию аппарата, где на смену «старой гвардии Семьи» пришли абсолютно лояльные новые люди. Многих из них Путин знал задолго до своего триумфального восхождения. Имеются ли такие в запасе у Паслера - покажет время. Пока они не проявились. Но в любом случае, во-первых, торопиться нет необходимости. Полгода в этой игре не срок. А во-вторых, надо хорошенько подготовиться.

Урок второй: реставрация вертикали

Стратегическим курсом Путина нулевых стало выстраивание вертикали управления. Ключевым элементом этого плана была провозглашена радикальная реформа формирования органов власти, которая в 2004 году завершилась отменой прямых выборов губернаторов и преобразованием высших органов государства. Этот манёвр централизовал управление, сделав региональных лидеров полностью зависимыми от федерального центра. И хотя выборы позже вернулись, их процедура была уже очень далека от той, которая существовала до 2004 года. Сейчас кандидат, который должен, по мнению Москвы, победить, получает аудиенцию в Кремле и с вероятность 90 процентов становится главой региона.

Паслер, словно следуя учебному пособию, повторяет этот ход на местном уровне. Его действия по монополизации права выдвижения кандидатов в мэры – это создание собственной, внутрирегиональной вертикали. Теперь главы городов будут зависеть не от избирателей, а от одного человека в Екатеринбурге.

Урок третий: системный подход и долгая игра

Возникает стойкое ощущение, что в Школе губернаторов провели масштабную работу по анализу успешных кейсов укрепления власти. Кажется, что методика «тихой экспансии» – сначала демонстративная лояльность системе, а затем её планомерное и необратимое преобразование – была детально изучена и включена в программы подготовки кадрового резерва. Выводы, сделанные из опыта нулевых, оказались востребованы: не нужно громких заявлений и резких движений; достаточно последовательно и методично менять правила игры, постепенно отодвигая от рычагов управления слишком самостоятельных, состоятельных и дерзких.

Таким образом, фигура Дениса Паслера – это не просто новая страница в истории региона, а осознанное применение проверенной федеральной модели управления. Свердловская область реализует политическую технологию, доказавшую свою эффективность на высшем государственном уровне.

Георгий Крушинский / РФ

Опубликовано в электронной газете "Полянин.РФ"