Этот мотоцикл выпускался в больших количествах с 1941 по 1960 год на многих заводах: ММЗ в Москве, «Серп и Молот» в Харькове, ГМЗ в Нижнем Новгороде, ИМЗ в Ирбите, «Красный Октябрь» в Ленинграде, КМЗ в Киеве и «Завод им. Лепсе» в Кирове. Изначально мотоцикл предназначался для военных целей и был недоступен для свободной покупки до середины 1950-х годов.
Каждый М-72 был оснащён стрелковым оружием, поэтому по классификации Главного артиллерийского управления Красной армии он относился к категории «бронемашин». Всего было выпущено более 330000 единиц этого мотоцикла, из них 16 860 — во время Великой Отечественной войны. Он выпускался как с коляской, так и в одиночном варианте.
В начале 1940 года в СССР было принято решение о создании специального армейского мотоцикла. Проект возглавил Н. П. Сердюков, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW в Германии. На базе Московского экспериментального завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по разработке тяжёлых мотоциклов. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R 71 (BMW-750), который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте.
Пять мотоциклов были закуплены в Швеции без указания производителя. С весны 1941 года на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) началось серийное производство мотоцикла под маркой М-72. В рамках сотрудничества ЗИС разработал техническую документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, а ГАЗ — карданный вал и коляску.
Московский мотоциклетный завод продолжал выпускать мотоциклы до 1951 года. Кроме того, производство было налажено на Харьковском заводе, который получал двигатели с Киевского завода медицинских инструментов. В Ленинграде производство М-72 также было поручено заводу «Красный Октябрь».
С 25 февраля 1942 года производство мотоциклов М-72 было эвакуировано в Ирбит, куда было перевезено оборудование с ММЗ, КИМ, АТЭ-1 и моторного завода ЗиС. Главное конструкторское бюро также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавлял Александр Минович Фёдоров, а среди конструкторов были И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман и испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров.
В то же время параллельно с Ирбитским мотоциклетным заводом (ИМЗ) мотоциклы М-72 начал выпускать Горьковский мотоциклетный завод (ГМЗ), ранее известный как «Красная Этна».
С 1951 года Киевский мотоциклетный завод (КМЗ) также освоил производство М-72, на основе которого впоследствии была разработана собственная конструкция. Интересно, что мотоциклы М-72, выпущенные на Московском, Ирбитском, Ленинградском, Харьковском и Горьковском заводах, не отличались по конструкции (и даже по эмблемам).
С 1955 года мотоциклы М-72 стали доступны широкой публике. Гражданская версия завода ИМЗ отличалась улучшенным двигателем, усиленными колёсами и рамой, торсионной подвеской колёс коляски, новой цветовой гаммой и надписью «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы были зарегистрированы в военкомате и подлежали реквизиции в случае войны. Всего было выпущено 8,5 т ысячи таких мотоциклов.
Конструкция прототипа, BMW R71, была рассчитана на массовое производство и включала в себя множество технических решений, которые ранее не использовались в советских мотоциклах. Среди них были дуплексная рама, переключение передач с помощью педали, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка (в последней серии М-72 после войны была установлена рычажная вилка), карданная передача и подача топлива в каждый цилиндр из отдельного карбюратора.
Противоположное расположение цилиндров в двигателе не только обеспечивало его превосходную сбалансированность, но и позволяло снизить центр тяжести всего мотоцикла. В модели М-72 он располагался на высоте 592 мм.
Все вспомогательные агрегаты, такие как прерыватель, масляный насос и генератор, приводились в движение с помощью шестерён. Чугунные цилиндры были покрыты термостойким чёрным лаком, который защищал их от коррозии. Подшипники коленчатого вала были изготовлены из разных материалов.
Шатуны располагались не на общей шейке, а на отдельных, что обеспечивало лучшую балансировку двигателя. Из-за этого левый цилиндр был смещён вперёд относительно правого на 39,2 мм.
Чтобы уменьшить длину картера двигателя и, соответственно, его вес (вместе с коробкой передач он весил 75 кг), коленчатый вал на М-72 был изготовлен по образцу (R71) с двумя опорами.
Среди своих современников мотоцикл М-72 выделялся уникальными рычагами управления, концы которых были направлены не наружу, а внутрь. Это сводило к минимуму риск повреждения при падении.
Мотоцикл был оснащён сумками для боеприпасов и запчастей, а также специальными кронштейнами с поворотным устройством для ручного пулемёта (вертушкой). Пулемёт Дегтярёва был закреплён на вертушке, что значительно облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь как со стационарной позиции, так и в движении.
В ограниченном количестве войска также получали модификации, в которых вместо кузова коляски устанавливался 82-мм миномёт.
В 1949 году на мотоциклы стали устанавливать двойной воздушный фильтр: сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 стали использовать новое устройство РР-31.
В 1952 году был разработан и представлен усовершенствованный генератор G11A. Его мощность не изменилась как в предыдущей модели G11, так и в последующей G414.
С 1956 года ИМЗ начал выпускать модель М-72М. Главным нововведением стало изменение конструкции двигателя: вместо передней опорной втулки распределительного вала был установлен шарикоподшипник. Это изменение произошло ещё в 1955 году.
Чтобы колеса не забивались вязкой грязью, передний щиток был поднят и закреплен на подпружиненной части передней вилки. Кроме того, мотоцикл получил новый боковой прицеп. Дальнейшего развития M-72M не последовало, так как ИМЗ перешёл на модель M-61 с верхнеклапанным двигателем.
Спортивные модификации:
М-72К — мотоцикл для мотокросса, разработанный для спортивных клубов и выпущенный ограниченным тиражом. Он отличается лёгкой конструкцией и форсированным двигателем мощностью 30 л. с. Увеличение мощности было достигнуто за счёт изменения фаз газораспределения, увеличения высоты подъёма клапанов и дополнительной обработки впускных и выпускных отверстий.
М-75М — спортивный мотоцикл с коляской, созданный на базе дорожного М-72. Двигатель имеет головки цилиндров из алюминиевого сплава, полусферические камеры сгорания, коромысла с игольчатыми подшипниками.
М-76 — спортивный мотоцикл для одиночной езды, созданный на базе дорожного М-72. Его двигатель и коробка передач такие же, как у М-75М, но есть одна важная особенность — система смазки с сухим картером. Масляный бак расположен рядом с сиденьем, а зажигание осуществляется с помощью магнето.
М-80 — гоночный мотоцикл, разработанный на Горьковском мотоциклетном заводе (ГМЗ) в 1946 году на базе дорожного мотоцикла М-72. Считается, что инженер Наум Гудкин, создатель мотоцикла, использовал наработки по двигателям М-75, которые разрабатывались в то же время. Это стало возможным благодаря централизованной промышленной системе в СССР, которая позволяла передавать детали и целые конструкции между предприятиями. В 1947 году заслуженный мастер спорта СССР Евгений Грингмут установил на этом мотоцикле всесоюзный рекорд скорости в классе до 750 см³ — 170 км/ч.
Годы производства: 1941—1960
Производство: +330 000 единиц
Длина: 2130 мм
Ширина: 815 мм
Высота: 960 мм
Двигатель: 2 цилиндра; 746 куб. см
Мощность: 22 л. с.
Максимальная скорость: 110 км/ч
Расход топлива: 7 л/100 км
Вес: 219 кг