Найти в Дзене
Моторная душа

Новый порядок утильсбора: кого ждут послабления, а кому придётся платить больше

Дата вступления: 1 декабря 2025 года
Источник: переработано по материалам Autonews.ru 📋 Основное в теме: Почему дату реформы передвинули Минпромторг решил отложить запуск новой схемы расчёта утильсбора. Вместо ноября она вступит в силу 1 декабря 2025 года.
Причина проста — часть покупателей успела заказать автомобили мощнее 160 л.с. после публикации проекта, но столкнулась с задержками поставок. Чтобы не создавать путаницу и недовольство среди клиентов, власти сдвинули срок. Для чего понадобилось обновление утильсбора Первый вице-премьер Денис Мантуров пояснил, что реформа направлена на то, чтобы производство автомобилей в России стало выгоднее, чем импорт готовых машин.
По его словам, это не попытка закрыть рынок, а шаг, который соответствует международной практике: «Мы не стремимся изолировать отечественный автопром от конкуренции. Напротив — конкуренция нужна, чтобы компании развивались и улучшали качество продукции». Как теперь будут считать сбор Минпромторг предлагает учитывать
Новый утильсбор в России: кто сохранит льготы, а кто заплатит больше. Как изменения повлияют на цены и автопроизводителей.
Новый утильсбор в России: кто сохранит льготы, а кто заплатит больше. Как изменения повлияют на цены и автопроизводителей.

Дата вступления: 1 декабря 2025 года
Источник: переработано по материалам Autonews.ru

📋 Основное в теме:

  • Почему перенесли реформу
  • Для чего обновляют систему
  • Кто не почувствует изменений
  • Как это скажется на ценах

-2

Почему дату реформы передвинули

Минпромторг решил отложить запуск новой схемы расчёта утильсбора. Вместо ноября она вступит в силу 1 декабря 2025 года.
Причина проста — часть покупателей успела заказать автомобили мощнее 160 л.с. после публикации проекта, но столкнулась с задержками поставок. Чтобы не создавать путаницу и недовольство среди клиентов, власти сдвинули срок.

-3

Для чего понадобилось обновление утильсбора

Первый вице-премьер Денис Мантуров пояснил, что реформа направлена на то, чтобы производство автомобилей в России стало выгоднее, чем импорт готовых машин.
По его словам, это не попытка закрыть рынок, а шаг, который соответствует международной практике:

«Мы не стремимся изолировать отечественный автопром от конкуренции. Напротив — конкуренция нужна, чтобы компании развивались и улучшали качество продукции».

-4

Как теперь будут считать сбор

Минпромторг предлагает учитывать не только объём двигателя, но и его мощность.

  • Для машин мощностью до 160 л.с. сохранятся льготные тарифы — это более 80% автомобилей в стране.
  • Владельцы более мощных авто заплатят заметно больше.

Таким образом, большинство автовладельцев не ощутят серьёзных изменений.

-5

Подорожают ли машины

По мнению Мантурова, даже после прошлогодних двух индексаций утильсбора (осенью 2024-го и зимой 2025-го) резкого скачка цен не было.
Он напомнил, что на конечную стоимость влияют совсем другие факторы — колебания валют, транспортные расходы и банковская политика.

«Даже после повышения ставок рынок отреагировал спокойно. Цены выросли незначительно, вопреки прогнозам некоторых экспертов», — отметил вице-премьер.

-6

Как государство поддержит автопроизводителей

Отечественные заводы продолжают получать субсидии и налоговые льготы, что позволяет удерживать стоимость машин на приемлемом уровне.
Кроме того, российская промышленность уже охватывает почти все сегменты — от малолитражек до SUV, а модели, ранее завозимые из-за рубежа, постепенно
переносят производство в Россию.

-7

Кто потеряет выгоду

Нововведения сильнее всего ударят по автомобилям, ввозимым по параллельному импорту — без официальных дилеров.
Это, как правило, бренды, покинувшие Россию в 2022 году, но по-прежнему поставляемые частными компаниями.
Мантуров подчеркнул, что такая схема подрывает интерес к официальным инвестициям в российский рынок:

«Параллельный импорт снижает стимулы для брендов, которые честно работают, строят сервисные сети и выполняют гарантийные обязательства».

Что даст повышение утильсбора

Реформа должна подтолкнуть иностранные компании переносить сборку своих моделей в Россию.
По словам Мантурова, уже сейчас несколько зарубежных автоконцернов рассматривают возможность сотрудничества с российскими заводами.

Одновременно государство делает ставку на развитие премиального сегмента.
Так, в Липецкой области стартовало производство гибридов
Voyah, а в Подмосковье — кроссоверов Exeed.

Лидеры параллельного импорта (сентябрь 2025)

  • Geely Monjaro — 6,6%
  • Toyota RAV4 — 6,6%
  • Toyota Highlander — 5,9%
  • Kia Sportage — 3,8%
  • Hyundai Tucson — 3,5%

Эти автомобили оснащены двигателями свыше 160 л.с., поэтому после реформы льготный утильсбор для них отменят.

-8

Производство автомобилей в России

На данный момент официально работают:
Haval, Exeed, Voyah, BAIC, Citroen, SWM, Kayi, а также отечественные бренды Lada, УАЗ, Sollers, Москвич, Solaris, Tenet и Evolute.
Из иностранных брендов лидером продаж остаётся
Haval.

💬 Итог

Реформа утильсбора не должна вызвать скачка цен, но станет сигналом для автопроизводителей:
чтобы оставаться конкурентоспособными, выгоднее развивать производство внутри страны, чем завозить машины по параллельным схемам.

Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о новых изменениях на автомобильном рынке России.