Без сомнения, любой житель России легко ответит на вопрос, как называется храм на Красной площади в Москве, который украшен разноцветными луковичками куполов: храм Василия Блаженного.
Но это не совсем верно. Официально храм носит имя Покрова на Рву. Имя знаменитого московского юродивого ему дали в народе. Только один из приделов собора, открытый во время царствования Федора Иоанновича, назван в честь Василия Блаженного.
Впрочем, эта деталь никак не влияет на огромную славу чудотворца.
Судьба Василия Блаженного - одна из самых удивительных в нашей истории. В 16 веке простого русского горожанина из бедной семьи называли не иначе как "светилом, в московских пределах возсиявшим".
Да и через несколько веков необычайная жизнь юродивого волновала читателей не меньше. Книга "Житие Василия Блаженного, Христа ради юродивого, московского чудотворца", была в каждом доме, где умели читать, и пользовалась популярностью в Российской Империи.
Несмотря на полумифический образ, Василий Блаженный - это реальный человек. Достоверно известно, что родился он в 1468 году, известны даже имена родителей - Яков и Анна, и место рождения - у храма Пречистыя Богородицы на Елохове (ныне это кафедральный собор Богоявления в Елохове).
До 16 лет был обычным ребенком. Родители отдали его в обучение сапожнику, учился он ремеслу исправно и хорошо освоил все премудрости. Начал работать у своего наставника.
Но внезапно что-то в парнишке изменилось. Василий перестал есть, буквально таял от голода. А потом перестал говорить. Было ли это последствие болезни, или некоего несчастного случая, никто не знает.
С возрастом странностей все прибавлялось. К примеру, в любую погоду Василий отказывался носить одежду. А еще он стал видеть будущее.
О том, как дар предвидения проявился впервые, известно вот что. Однажды в Москву приехал купец, привез хлеб на продажу, и пользуясь случаем, пришел к сапожнику, заказать сшить сапоги. Попросил сапоги крепкие, "дабы мог проносить их целый год". Василий улыбнулся и говорит купцу: "Сошьем сапоги тебе такие, что и не износишь их!". И заплакал.
Учитель был очень недоволен, счел безобразием выходку ученика: как он посмел перед богатым клиентом улыбаться и плакать? Потребовал ответа от Василия о его поведении. Тот не соглашался объяснить, наконец уступил, добавив, что если скажет, то не сможет более остаться у хозяина. Сапожник согласился на это.
И Василий сознался, что улыбался, потому что ему забавна глупость купца. Ведь тот заказывает сапоги на целый год, а того не знает, что не придется ему их даже надеть. Ибо смерть купца близка. Потому он и заплакал.
Учитель не внял словам ученика, и выполнил заказ. Однако купец за сапогами не пришел. Тогда сапожник сам понес заказ клиенту, и каково же было удивление, когда он попал прямиком на похороны купца. Предсказание ученика сбылось...
Одно из самых значительных озарений пришло к Василию перед очередным разбойничьим нападением на Москву крымских татар: ему явилась Богородица. Но тогда на предсказание свежеиспеченного провидца не обратили особого внимания.
А в 1547 году он предупредил о грандиозном пожаре в Москве. И пожар таки случился. Великий князь Московский Иоанн Васильевич прислушался к предупреждению Василия, но сделать ничего было нельзя - Москва выгорела.
Василий предвидел смерть малолетнего Димитрия в Угличе. Свое видение будущего сообщил лично Ивану Грозному: "По твоем же преставлении младенец Дмитрий убиен будет от властолюбивых твоих сродник, и по времени принесены будут мощи его в царствующий град Москву". Предсказал также восхождение на престол Федора Ивановича, и еще многие события.
Знаменитый юродивый прожил сказочно долгую по тем временам жизнь - 88 лет, был очевидцев череды исторических событий. При жизни его признали ясновидящим четыре монарха- Иван III, Василий III, Елена Глинская и Иван Грозный.
Он знал будущего государя Феодора Иоанновича младенцем, и предсказал его царствование. Пережил 8 митрополитов, канонизирован при патриархе всея Руси Иове в 1589 году.
Излюбленными местами пребывания юродивого были Красная площадь и башня у Варварских ворот в стене Китай-города.
Надо сказать, юродивых в Москве было немало. И не только в Москве, не только на Руси. К примеру, известны греческие юродивые - Андрей Константинопольский, Василий Новый, Нифонта.
Тем не менее авторитет Василия Блаженного был несравнимо бОльшим. Его поддерживали митрополит Макарий и сам Иван Грозный.
Когда Василий умирал, сильные мира сего выказали ему немыслимое почтение: пришли проститься и принять благословение, сам самодержец, его супруга Анастасия, и царевичи Иоанн и Федор.
И вот тогда ясновидящий шепнул Федору: будешь наследовать трон. Федор, слабый здоровьем, никак не мог рассчитывать на царствование. Но судьба распорядилась так, как и предсказал Василий.
Погребение юродивого проходило весьма торжественно. Лично митрополит Макарий со всем Освященным собором совершали обряд отпевания. Царь Иоанн Васильевич с князьями несли гроб, раздавалась щедрая милостыня из царской казны.
Прошли годы, на престол взошел сын Ивана Грозного Федор. Предсказание Василия о царском венце Феодор Иоаннович не забыл, и к памяти Блаженного во время царствования относился с большим почтением. В 1588 году выделил деньги, чтобы построить особую раку для мощей Василия. Ее отлили из серебра, украсили рубинами и жемчугом. Царица Ирина лично следила за работами по украшению раки.
К сожалению, уникальная вещь не дожила до наших дней, она бесследно исчезла еще в 19 веке. Серебряную заменили другой ракой, в которой мощей разумеется, нет. Все же, как символ почитания святого, она выглядит вполне достойно.
Благодарность Федора не ограничилась ракой. Во имя юродивого, у восточной стены Покровского собора была возведена церковь:
"Царь Феодор усердно истинным желанием радуяся и веселяся, созда церковь и изрядно украси благолепием, яко солнечных луч блещащихся над гробом же святого, иде же лежат мощи его пресветлоцелительныя, раку украси багры царьскими".
Что касается отношений юродивого и Ивана IV, то документы говорят однозначно: Василий не боялся грозного царя, говорил в глаза много нелицеприятного, упрекал в жестокости и "угнетениях народа".
Как-то царь, находясь в церкви на молитве, мыслями витал далеко: думал о постройке своего дворца. Василий принародно "припер царя к стенке" - не о святом, мол, государь, твои мысли... Как реагировал на критику Иоанн Васильевич, история умалчивает.
О внешности Василия ничего не известно, поскольку в то время Церковь не разрешала портретную живопись. Иконописцы же изображают святого обязательно раздетым и худым.
Между тем при жизни Василий не нуждался ни в пище, ни в одежде. Сам Иван Грозный делал юродивому "обильные приношения". Василий был вхож в царские палаты, царь лично угощал его едой и напитками со своего стола. А по примеру царя щедро одаривали Василия дворяне, и даже простолюдины.
Понятно, что обычный городской сумасшедший, каковых было немало на улицах столицы, не сумел бы вознестись так высоко. Дело в том, что Василия почитали как святого. "В посте, и в молитве, и в благовействе, погашая пламень похотный и тщание прилежно во уме имея" , достиг он святости - так пишется в "Житие".
Один из эпизодов его жизни рассказывают так. Василия пригласил в баню некий богатый христианин. Замечу в скобках: считается, что в баню юродивые приходили обычно один раз в жизни - помыться и снять с себя вериги перед смертью. Однако вряд ли было именно так, поскольку баня никогда не считалась грехом. Так вот, Василий оказался в бане, где его мыли рабы (или рабыни) богача, "... и разгореся у святаго похоть плотская..."
И что же? Спасаясь от соблазна, Василий выскочил из бани на мороз, вынеся дубовую дверь и "разруша оную до основания."
При всей святости Василий Блаженный был суров не только к себе, но и к окружающим. В его биографии есть прямо-таки зловещий эпизод. Некие непочтительные девицы посмеялись над его внешним видом. В наказание юродивый одним только взглядом лишил их зрения. Преувеличивают ли биографы силу чар Блаженного? Кто знает...
Однажды Василий встретил разносчика пирогов. И повел себя странно: сорвал с ремней лоток с пирогами и бросил его на землю. А сам убежал. Натурально, пирожник погнался за юродивым, вопя во всю глотку неприличные словеса, и на бегу пытаясь забросать обидчика камнями. Но не догнал. А когда вернулся к своему лотку и начал подбирать пироги с земли, неожиданно нашел кошелек с серебром. Так бедный пирожник с помощью Василия разбогател, за что и всячески благодарил его.
Таких преданий о чудесах, творимых Василием, великое множество. И все же остается загадкой, кем был на самом деле Василий Блаженный, причисленный к лику святых...