В эпоху,когда мир только начал открываться европейцам, а дымчатый Лондон жаждал чудес и сенсаций, на его улицах появился человек-загадка. Он был живым воплощением экзотики: бледный, с чертами, которые можно было счесть восточными, и с невероятными историями о далёком, никому не ведомом крае. Его имя — Джордж Салманазар. Но это имя, как и всё остальное, было лишь маской, за которой скрывался один из самых блестящих и дерзких мистификаторов в истории.
🔹Рождение легенды. От бродяги к японскому христианину
Настоящее начало этой истории окутано мраком. По наиболее вероятной версии, будущий «принц Формозы» родился на юге Франции, предположительно в Лангедоке, около 1679 года. Его настоящее имя могло быть где-то навсегда утеряно. В юности он, судя по всему, был послушником в иезуитском коллеже, где получил хорошее образование, выучил латынь и основы риторики — инструменты, которые позже послужат его обману.
Его жизнь круто изменилась, когда он, ещё совсем молодым, отправился бродить по Европе. Чтобы выжить, он придумал себе первую роль: обращённого в католичество японского юноши, странствующего к святым местам. Этот образ вызывал жалость и любопытство, обеспечивая ему ночлег и пропитание. Однако эта легенда была ещё сырой и уязвимой.
Переломный момент наступил в голландском городе Слуисе, где он встретил своего будущего «менеджера» — шотландского армейского капеллана Уильяма Иннса. Иннс, человек авантюрного склада, сразу разглядел потенциал в экзотичном юноше. Но он понял и недостаток его легенды: японец-католик — фигура уже знакомая и не столь сенсационная. Иннс предложил гениальную в своей простоте идею: стать язычником с таинственного острова Формоза, которого пытались силой обратить коварные иезуиты.
Это был идеальный образ для протестантской Англии, где ненависть к католикам-папистам была сильна как никогда. Иннс научил его основам англиканского вероучения и отточил легенду до блеска. Вместе они отправились покорять Лондон.
🔹Триумф в Лондоне. Анатомия грандиозного обмана
Прибыв в Англию в 1703 году, Салманазар произвёл фурор. Его образ был безупречен:
▫️Внешность: Он был удивительно бледен, что объяснял жизнью формозской аристократии в подземных дворцах, спасающихся от палящего солнца.
▫️Поведение: Он спал сидя в кресле, утверждая, что для формозцев горизонтальное положение — поза мёртвых.
▫️Диета: Публике он заявлял, что питается в основном сырым мясом, особенно змеями. На званых обедах он демонстративно ел сырое мясо, обильно сдобренное пряностями и опиумной настойкой, которая вызывала у него необходимую бледность и отрешённость.
▫️Язык: Это был его главный козырь. Он с ходу сочинил сложный «формозский» язык с собственным алфавитом, напоминающим смесь греческого и этрусского. Он мог свободно на нём «разговаривать», читать молитвы и даже написал на нём катехизис. Учёные мужи Оксфорда и Кембриджа, пытавшиеся его проверять, были сражены его эрудицией и скоростью мысли.
В 1704 году свет увидел главный труд его жизни — «Историческое и географическое описание Формозы». Эта книга стала бестселлером. В ней он детально описал несуществующий мир:
▫️География: Формоза была вдесятеро больше реального Тайваня. Столица, Ксекоркиока, располагалась под землёй и превосходила Лондон и Париж.
▫️Фауна: Помимо гигантских змей и слонов с хвостами-скамейками, он описал золотодобывающих птиц, которые несли яйца из чистого золота.
▫️Религия и обычаи: Ежегодно в жертву богам приносилось 18 000 юношей. Их сердца вырезали и съедали жрецы, а тела сжигали. Этот шокирующий образ был нужен, чтобы подчеркнуть «варварство», от которого его «спасли» англиканцы.
▫️Политика: Он описал сложную феодальную систему, где правил его «отец», лорд-наместник, а сам Салманазар был знатным аристократом.
Его приняли при дворе, с ним консультировались учёные из Королевского общества, ему предлагали место в Оксфорде для обучения студентов «формозскому» языку. Англиканская церковь использовала его как живое оружие в пропагандистской войне, демонстрируя жестокость католических миссионеров.
🔹Трещины в фасаде и закат мистификации
Слава Салманазара длилась несколько лет. Но чем дольше он находился в центре внимания, тем сложнее было поддерживать ложь. Первые сомнения зародились у миссионеров и путешественников, которые начали возвращаться из Азии.
Настоящие миссионеры с реального Тайваня в один голос заявляли, что описания Салманазара не имеют с островом ничего общего. Учёные, ранее очарованные, начали внимательнее изучать его «язык» и обнаружили, что его грамматика и лексика — это причудливая смесь латыни, греческого и иврита, подогнанная под европейские лингвистические конструкции.
Под давлением неопровержимых доказательств его легенда начала рушиться. Уильям Иннс, его покровитель, был разоблачён и сослан. Салманазар остался один на один с проваливавшимся мифом. От публичных выступлений пришлось отказаться. Волна насмешек и разоблачений в прессе заставила его уйти в тень.
🔹Жизнь после лжи. Искупение и признание
Это самая удивительная часть его истории. В отличие от многих аферистов, Салманазар не сгинул в безвестности. Он публично, хоть и не полностью, признал свой обман. Но что делать гениальному лжецу, когда его главная ложь раскрыта?
Он обратил свой талант в законное русло. Салманазар стал успешным гравёром и литературным подёнщиком. Он писал статьи для журналов, делал переводы и работал над многотомной «Всемирной историей». Он приложил руку к созданию знаменитого «Всеобщего словаря ремёсел и торговли».
Самым поразительным было его позднее окружение. В последние годы жизни он вёл тихую, благочестивую жизнь и даже стал другом и наставником для молодого Сэмюэля Джонсона — будущего великого лексикографа и моралиста. Джонсон, известный своим острым умом и неприятием лжи, с уважением отзывался о Салманазаре, называя его «одним из самых благочестивых людей» из всех, кого он знал. Это было странное, но красноречивое искупление.
Джордж Салманазар не был мошенником в обычном смысле.Он был актёром, режиссёром и автором грандиозного спектакля, в котором роль «дикаря-формозца» принесла ему мимолётную, но ослепительную славу. Его история — это не просто рассказ о лжеце, а глубокая притча о доверии, жажде чуда и силе человеческого воображения. Он доказал, что порой искусно сотканная иллюзия может быть могущественнее скучной реальности. И его величайшей мистификацией, возможно, стало не то, кем он притворялся, а то, кем он стал в итоге: из князя тьмы выдуманного мира — в уважаемого труженика и наставника светоча английской литературы.
История Джорджа Салманазара заставляет задуматься о тонкой грани между гениальностью и аферой, доверием и наивностью. Нам интересно ваше мнение!
💬 Поделитесь своими мыслями в комментариях:
Кем, по-вашему, был Салманазар?
📚 Гениальным мистификатором, опередившим своё время.
🎭 Талантливым актёром, нашедшим свой уникальный путь к славе.
⚖️ Ловким мошенником, пойманным рукой правосудия.
🔮 Жертвой эпохи, заложником собственной сложной лжи.
Ставьте лайк, и подписывайтесь на канал, чтоб не пропустить еще много интересного и познавательного: