Найти в Дзене

SpaceX опубликовала обновления, касающиеся лунной посадочной версии корабля Starship HLS

Частная космическая компания SpaceX опубликовала обновления, касающиеся лунной посадочной версии корабля Starship HLS, сообщает пресс-служба компании. Компания раскрыла множество эксплуатационных характеристик корабля, деталей заключённого с NASA контракта на разработку HLS и обеспечение высадки астронавтов на Луну в рамках миссии «Артемида-III» и заявила, что у компании есть план, как ускорить работы по кораблю и упростить логистику миссии. Ранее мы писали о том, что нынешний исполняющий обязанности администратора NASA Шон Даффи собирается «открыть» контракт на разработку посадочного модуля. После заявлений Даффи сразу два бывших администратора NASA — Чарльз Болден (2009 — 2017) и Джим Брайденстайн (2017 — 2021) — выразили свой скептицизм относительно архитектуры миссии «Артемида-III». Пресс-служба SpaceX в ответ опубликовала одно из самых обширных обновлений с деталями, касающимися Starship HLS, 30 октября, показав, что разработка версии HLS идёт полным ходом параллельно с базовой ве
Оглавление

Частная космическая компания SpaceX опубликовала обновления, касающиеся лунной посадочной версии корабля Starship HLS, сообщает пресс-служба компании. Компания раскрыла множество эксплуатационных характеристик корабля, деталей заключённого с NASA контракта на разработку HLS и обеспечение высадки астронавтов на Луну в рамках миссии «Артемида-III» и заявила, что у компании есть план, как ускорить работы по кораблю и упростить логистику миссии.

Starship HLS на стартовой площадке в представлении художника. Изображение — SpaceX.
Starship HLS на стартовой площадке в представлении художника. Изображение — SpaceX.

Ранее мы писали о том, что нынешний исполняющий обязанности администратора NASA Шон Даффи собирается «открыть» контракт на разработку посадочного модуля. После заявлений Даффи сразу два бывших администратора NASA — Чарльз Болден (2009 — 2017) и Джим Брайденстайн (2017 — 2021) — выразили свой скептицизм относительно архитектуры миссии «Артемида-III».

Пресс-служба SpaceX в ответ опубликовала одно из самых обширных обновлений с деталями, касающимися Starship HLS, 30 октября, показав, что разработка версии HLS идёт полным ходом параллельно с базовой версией корабля.

Технические подробности HLS из заявления компании

Обитаемый отсек корабля составит 600 кубических метров — практически ⅔ от обитаемого отсека всей Международной космической станции. SpaceX показала изображения внутренних интерьеров кабины экипажа и реальные фотографии пультов управления кораблём.

Обитаемый отсек Starship HLS в представлении художника. Изображение — SpaceX.
Обитаемый отсек Starship HLS в представлении художника. Изображение — SpaceX.
Инженер компании SpaceX за пультом управления кораблём Starship HLS. Фото — SpaceX.
Инженер компании SpaceX за пультом управления кораблём Starship HLS. Фото — SpaceX.

Также компания заявила, что HLS сможет доставлять до 100 тонн полезной нагрузки на лунную поверхность — почти в семь раз больше, чем в предъявленных конкурсом требованиях.

Блок с макетами скафандров для внекорабельной деятельности, планирующийся к использованию на нижней палубе Starship HLS. Фото — SpaceX.
Блок с макетами скафандров для внекорабельной деятельности, планирующийся к использованию на нижней палубе Starship HLS. Фото — SpaceX.

Разработка идёт в соответствии с планом-графиком, разработанным компанией и NASA. SpaceX уже прошли 49 пунктов плана, включая системы жизнеобеспечения с тестом полноразмерной модели, стыковочный узел, перезапуск двигателей Raptor с симуляцией посадки, различные сценарии работы двигателей, тест посадочных опор под нагрузкой, обшивки для защиты от микрометеоритов, связи, программного обеспечения и авионики.

Для ориентации и стыковки на лунной орбите планируется использовать уже проверенные в «боевом» режиме датчики DragonEye, многократно летавшие на кораблях серии Crew Dragon и Cargo Dragon.

По фотографиям также видно, что пульты управления Starship тоже основаны на аналогичном оборудовании кораблей Crew Dragon и имеют интуитивно понятный интерфейс.

Проведение испытаний одного из датчиков системы DragonEye, планирующегося к использованию на Starship HLS. Фото — SpaceX.
Проведение испытаний одного из датчиков системы DragonEye, планирующегося к использованию на Starship HLS. Фото — SpaceX.

Организационные подробности

SpaceX заявила, что 90% затрат на разработку HLS компания тратит из контракта, заключённого в 2021 году. И что компания получает деньги, согласно условиям контракта, только по достижении определённых пунктов плана, порционно.

В компании отмечают, что многое будет зависеть от того, как в 2026 году пройдут испытания базового орбитального Starship V3, в частности — орбитального полёта корабля, испытания стыковки двух кораблей и перекачки топливных компонентов.

Опубликованные компанией материалы интересны — ранее SpaceX не предоставляла такого количества фотографий, касающихся Starship HLS. Несмотря на «атаки» со стороны действующего администратора NASA и бывших администраторов — компания активно работает над отдельными техническими системами посадочной версии корабля.

В заявлении также указано, что SpaceX и NASA находятся в постоянном контакте для решения возможных проблем, в частности, работают над альтернативной архитектурой предстоящей миссии с целью её упрощения, вероятно, большая заявленная полезная нагрузка, которую корабль сможет доставить на Луну, связана с упрощением архитектуры за счёт неких технических решений, о которых компания ещё не рассказала.

Наука
7 млн интересуются