В январе 1959 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошёл первый серийный ГАЗ-13 «Чайка» - представительский седан, предназначенный исключительно для высших эшелонов власти.
Предшественник «Чайки» - ГАЗ-12 «ЗИМ», к середине 1950-х выглядел устаревшим на фоне меняющегося мирового автодизайна. Его чопорные формы не соответствовали духу времени. Особенно на фоне США, где как раз бушевала эпоха «детройтского барокко» с вычурными хвостами, хромом и мощными V8. А ведь как ни крути, советская элита, практически во всём пыталась походить на своих западных противников. А потому появление нового автомобиля было только делом времени.
Работы начались под условным обозначением ЗИМ-2. Коллектив разработчиков ГАЗа приступил к созданию машины нового поколения. Изначально рассматривались два названия - «Чайка» и «Стрела». Победила «Чайка». И, по легенде, выбор был обусловлен простой метафорой: «Волга» - река, над ней летит чайка.
Дизайн: между вдохновением и оригинальностью
Часто утверждают, что «Чайка» якобы копирует американские Packard, Lincoln или Mercury. Но на деле её облик - результат синтеза эпохи, а не плагиата. Да, козырьки над фарами напоминают Packard 1955–1956 годов, а хвостовая часть перекликается с корпоративным стилем General Motors середины 1950-х. Однако пропорции, особая остеклённость, вытянутый силуэт и оригинальные детали - всё это делает «Чайку» уникальной.
Дизайнером автомобиля был Лев Еремеев. Именно его работы в то же время определяли облик «Волги» ГАЗ-21 и участвовали в конкурсе на внешность ЗИЛ-111. Его подход всегда сочетал западные тренды с советской идентичностью. Поэтому кто бы и что не высматривал самом знаковом автомобиле советской эпохи, вчера или сегодня, вряд ли это имеет такие уж веские основания.
Техническая революция: V8, автомат и рама
Под капотом «Чайки» скрывался двигатель ЗМЗ-13 V8 рабочим объёмом 5,5 литра и мощностью 195 л.с.. Блок цилиндров, головки, впускной коллектор и поршни были выполнены из алюминиевого сплава - решение, редкое даже для Америки того времени. Этот мотор впоследствии лег в основу целого семейства двигателей, включая ЗМЗ-53 для ГАЗ-53 и ПАЗ-672, а модификации ЗМЗ-523/524 выпускались вплоть до конца 2021 года, по итогу чего общая партия составила свыше 6,5 млн экземпляров.
В паре с двигателем работала трёхступенчатая гидромеханическая автоматическая коробка передач - первая в советском автомобилестроении такого уровня. Управление осуществлялось кнопочным селектором на панели приборов:
- Н — нейтраль,
- Д — движение,
- Т — торможение (режим пониженной передачи),
- ЗХ — задний ход.
Кузов крепился к Х-образной раме - облегчённой и оригинальной конструкции, обеспечивающей высокую жёсткость при сохранении массы на уровне предшественника. Это решение позволило сделать «Чайку» крупнее и комфортнее, не утяжеляя её чрезмерно: снаряжённая масса - 2100 кг, полная - 2625 кг.
Комфорт как статус
ГАЗ-13 стал первым советским автомобилем с целым рядом новшеств:
- четырёхкамерный карбюратор,
- гидроусилитель рулевого управления,
- вакуумный усилитель тормозов,
- электростеклоподъёмники,
- радиоприёмник с автопоиском и выдвижной антенной.
Интерьер отделывался с учётом ранга владельца: сначала тканью с «шахматным» узором, позже сукном парадных офицерских шинелей, а в конце выпуска велюром горчичного или зелёного цвета. Панель приборов украшалась золотистой отделкой и центральным перчаточным ящиком - всё-таки отсылкой к Packard, но с собственной компоновкой.
Серийно выпускались три основные версии:
- ГАЗ-13 - четырёхдверный седан на семь мест,
- ГАЗ-13А - лимузин с перегородкой (сохранился один экземпляр),
- ГАЗ-13Б - фаэтон с электрогидравлическим тентом на шесть мест (выпущено не более 20 штук).
Особняком стоит ГАЗ-13С - санитарный универсал, производившийся на заводе РАФ с 1973 по 1982 год (около 20 экземпляров). Эти машины предназначались для эвакуации высшей номенклатуры: чёрные, без опознавательных знаков, с носилками и двумя местами для медперсонала. Один из них сегодня экспонируется в Музейном комплексе УГМК в Верхней Пышме.
Известны и другие переоборудованные экземпляры: киносъёмочные автомобили с открытой крышей, парадные фаэтоны для лидеров ГДР, железнодорожные мотодрезины и даже катафалки для Вьетнама с японскими кондиционерами.
Судьба и символика
«Чайка» никогда не продавалась в розницу. Её цена оценивалась в 17 500 рублей, что было почти втрое дороже «Волги». Автомобили выдавались министрам, первым секретарям обкомов, послам и использовались в протокольных целях. Избранным, таким как Валентина Терешкова, Фидель Кастро, Георгий Жуков, Михаил Шолохов, Галина Уланова, «Чайки» дарились как знак особого статуса. Кстати, машина Терешковой была единственной, окрашенной в белый цвет.
Производство длилось с 1959 по апрель 1981 года. Всего собрано около 3180 автомобилей всех модификаций. Окончательному прекращению выпуска способствовала трагедия 1980 года, когда в автокатастрофе расстался с жизнью первый секретарь ЦК КП Белоруссии Пётр Машеров, ехавший на «Чайке». Машина к тому времени уже морально устарела, так как новое поколение — ГАЗ-14, было запущено ещё в 1977 году.
Наследие
Несмотря на ограниченный тираж, «Чайка» оставила глубокий след в истории советского автопрома. Её технические решения, от подвески до тормозов, легли в основу «Волги» ГАЗ-24. Двигатель V8 стал основой для десятков тысяч грузовиков и автобусов. А сам автомобиль превратился в культурный артефакт: от съёмок в кино до современных свадебных лимузинов и музейных экспонатов.
Сегодня «Чайка» - символ эпохи, когда высшая техника была частью высшего света, а стиль выражал мощь государства. И хотя её время прошло, она остаётся одной из самых узнаваемых и сильных автомобильных разработок советского времени.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Подписывайтесь и на телеграмм канал https://t.me/CulturniyCod. Как только там наберётся минимальная активность (всего 10 подписчиков), там ежедневно будут выходить короткие посты, связанные с историей, техникой и наукой!
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.