Найти в Дзене
АТТИстация

Где педагогу по БПЛА получить знания, а не просто «корочку»? Ответ нашел на Обуховском заводе

Мой отзыв на первую в России стажировку для педагогов сферы БАС от НОЦ «Обуховского завода» Долгое время я искал возможность системно повысить квалификацию в сфере беспилотных технологий. Как практикующему педагогу, мне было критически важно найти не просто курсы для «галочки», а глубокую программу, которая даст реальные, прикладные знания для подготовки будущих кадров. Мои поиски увенчались успехом, когда я получил приглашение на семинар-практикум от Научно-образовательного центра «Обуховского завода». Сразу отмечу два момента, которые меня подкупили. Во-первых, само имя организатора — Обуховский завод, входящий в концерн «Алмаз-Антей». Это вселило уверенность, что уровень подачи информации будет на голову выше бесчисленных интернет-курсов, которые, как грибы после дождя, расплодились повсюду. Многие из них, увы, напоминают историю с юристами и экономистами 2000-х: ориентированы на быструю «корочку», а не на знания. Здесь же чувствовался фундаментальный, государственный подход. Во-вт


Мой отзыв на первую в России стажировку для педагогов сферы БАС от НОЦ «Обуховского завода»

Долгое время я искал возможность системно повысить квалификацию в сфере беспилотных технологий. Как практикующему педагогу, мне было критически важно найти не просто курсы для «галочки», а глубокую программу, которая даст реальные, прикладные знания для подготовки будущих кадров. Мои поиски увенчались успехом, когда я получил приглашение на семинар-практикум от Научно-образовательного центра «Обуховского завода».

Сразу отмечу два момента, которые меня подкупили.

Крупнейший концерн России, если не он, то кто может давать знания ???
Крупнейший концерн России, если не он, то кто может давать знания ???

Во-первых, само имя организатора — Обуховский завод, входящий в концерн «Алмаз-Антей». Это вселило уверенность, что уровень подачи информации будет на голову выше бесчисленных интернет-курсов, которые, как грибы после дождя, расплодились повсюду. Многие из них, увы, напоминают историю с юристами и экономистами 2000-х: ориентированы на быструю «корочку», а не на знания. Здесь же чувствовался фундаментальный, государственный подход.

Во-вторых, программа обещала не сухую теорию, а разбор реальных практических кейсов из жизни отрасли. И в-третьих, предложенный смешанный формат (очно-заочный) был очень удобен. Позволил оторваться от основной работы всего на неделю. Забегая вперед, скажу: очную часть хотелось продлить на все две недели — настолько она была насыщенной! — но понимаю, что не все коллеги могли себе это позволить.

А теперь — о самом главном, о содержании.

Курс превзошел все мои ожидания. Он был выстроен безупречно логично и состоял из двух ключевых частей: фундаментального теоретического блока и интенсивной недели стажировки.

Теория охватила, кажется, все возможные базовые аспекты темы БАС. А вот практика… Это было нечто! Наш спикер и автор программы, Алексей, не просто прочитал лекцию, а буквально «разжевал» каждый вопрос, сопроводив его живыми примерами. Мы детально разобрали настройку БАС, тонкости применения, и, конечно, перешли к самому интересному — полетам.

Особый восторг вызвали занятия на симуляторе. И здесь организаторы не стали обходить острые углы: нам подробно и честно рассказали о многообразии симуляторов, проблемах с приобретением зарубежных продуктов из-за санкций, ценах на отечественные аналоги и, что особенно ценно, о правовых рисках использования «пиратских» копий, чем, увы, грешат многие учебные центры. Эта откровенность дорогого стоит. Финальный экзамен наглядно показал всем, кто недооценил время за симулятором, насколько сложно на самом деле управлять дроном без должной подготовки.

Структура курса — это отдельный комплимент организаторам. Весь материал был собран в четкие, законченные блоки, что невероятно удобно для нас, педагогов, ведь это готовая канва для построения собственного учебного плана.

1. Блок «Общая информация»: Мы начали с истоков — истории БПЛА, разобрали все многообразие видов и классов дронов. Затем погрузились в крайне важную тему — правовые основы эксплуатации, где нам разъяснили все законодательные «подводные камни», и завершили безусловным приоритетом — техникой безопасности.

2. Блок «Техническая часть»: Здесь мы заглянули «под капот». Детально изучили состав дрона, каждый компонент, принципы работы связи, передачи видео и полетного контроллера, основы пайки и сборки БПЛА. Апофеозом стала практика по тонкой настройки дрона с выполнением тестового задания.

3. Блок «Профессиональные навыки»: Этот модуль расширил наше понимание профессии. Мы изучали орнитологию (чтобы избежать столкновений с птицами), основы метеорологии для планирования полетов, работу с картами. И самое актуальное — нам представили новое и стремительно развивающееся направление по противодействию беспилотным угрозам.

Алексей также анонсировал, что в настоящее время ведется работа над одним из первых в России учебно-методических комплектов, который будет выдержан в духе подробных, но живых заметок. Это грандиозная идея! Она позволит отойти от занудства официальных учебников и увлечь темой беспилотников гораздо более широкую аудиторию.

Выражаю огромную, искреннюю благодарность организаторам и лично Алексею за колоссальный труд, профессионализм и гостеприимство. Предоставленные материалы — это настоящая золотая жила. Я уже начал работу по их интеграции в нашу образовательную программу, и уверен, что это сделает ее несоизмеримо интереснее и полезнее для будущих операторов.

Пожелания на будущее:

1. Тему «Защита от дронов» я бы с огромным удовольствием прошел в формате отдельного, пусть и короткого (2-3 дня), но очень детального курса с разбором всех существующих средств и тактик их применения.

2. Очень понравилась идея учебной тетради, которая помогает структурировать информацию в голове. Нам показали тестовый вариант — он великолепен! Хотелось бы получить такие по всем модулям курса.

3. Мечтаю об отдельном блоке, посвященном только полетам на полигоне, возможно, закрытом, где можно в спокойной обстановке отточить мастерство на представленных дронах (таких как «Добрыня») или других аппаратах (вупики или коммерческие, ведь надо учить работать и с ними).

4. Было бы прекрасно, если бы НОЦ «Обуховского завода» организовал регулярные форумы для педагогов. Это уникальная площадка, где мы могли бы обмениваться лучшими практиками, а специалисты НОЦ — получать обратную связь для актуализации курса. Ведь проделанная вами работа пока уникальна — единой программы такого уровня в России больше нет. Не считать же альтернативой «летающую робототехнику», которая является подменой понятий с весьма низким КПД в части работы с дронами.

...Особое уважение вызвал абсолютно объективный и непредвзятый подход к подаче информации. Хочу отдельно подчеркнуть: за все время курсов нам никто не навязывал необходимость приобретения именно продукции Обуховского завода.

Напротив, все примеры, от конструкционных материалов и полетных контроллеров до готовых БАС, сопровождались взвешенным и подробным разбором сильных и слабых сторон решений разных производителей. Мы обсуждали и китайские комплектующие, и западные аналоги (где это возможно), и, конечно, отечественные разработки, включая те же «Добрыни». Спикер честно говорил: «Вот здесь мы выигрываем по надежности, здесь пока проигрываем в весе, а этот компонент имеет альтернативу с лучшим соотношением цены и качества для учебного процесса».

Это произвело неизгладимо положительное впечатление. Ведь мы, педагоги, привыкли, что многие коммерческие курсы превращаются в один протяженный рекламный блок, где единственно верным выводом является: «Берите только наше, у остального все сильно хуже». Здесь же был виден настоящий, глубокий профессионализм и искреннее желание дать нам максимально полную картину рынка, а не просто «втюхать» свой товар. Такой подход не отталкивает, а, наоборот, вызывает огромное доверие и к спикеру, и к организации в целом. Становится ясно, что миссия НОЦ — это реальное развитие отрасли, а не сиюминутные продажи.

Такой открытости и отсутствия «менеджерской шелухи» я не встречал очень давно. Это доказывает, что завод уверен в своем месте на рынке и ему нечего скрывать, а обучение строится на принципах реальной подготовки кадров, а не на банальном маркетинге...

В заключение, хочу еще раз сказать огромное спасибо за приглашение и предоставленные бесценные материалы. Я уезжаю с багажом знаний, четким пониманием, как их применять, и горячей надеждой на продолжение нашего сотрудничества. Очень рассчитываю в будущем продолжить обучение, а также получить в свое распоряжение те самые учебные пособия, которые станут для нас, педагогов, настольными книгами в покорении беспилотного неба.