Найти в Дзене

Как стать мастером спорта по туризму — история Регины и Артура Алакаевых. Часть 1

Гул мотора, пыль от гравия и впереди — только горизонт. Для Регины и Артура Алакаевых путешествия на автомобиле — это спорт, философия и образ жизни. Регина и её муж Артур — те, кто доказывают: дорога может быть ареной для настоящих спортивных достижений, а командный дух рождается не только на стадионах, но и посреди северной метели или у подножия уральских перевалов. Регина Алакаева Мы поговорили с Региной о том, как всё начиналось, что делает путешествия по-настоящему ценными и почему дорога — это не побег, а возвращение к себе. — Что такое спортивный автотуризм? Как вы объясняете это направление тем, кто слышит о нём впервые?
— Спортивный автотуризм, или точнее — спортивный туризм на средствах передвижения (автомото), — это официальный вид спорта, в котором можно проходить маршруты на автомобиле и получать за это спортивные разряды и звания. Мы, для простоты, называем его просто «спортивным автотуризмом». Например, если кто-то собирается «ехать летом на моря» и хочет оформить поездк
Оглавление

Гул мотора, пыль от гравия и впереди — только горизонт. Для Регины и Артура Алакаевых путешествия на автомобиле — это спорт, философия и образ жизни.

Регина и Артур Алакаевы
Регина и Артур Алакаевы

Регина и её муж Артур — те, кто доказывают: дорога может быть ареной для настоящих спортивных достижений, а командный дух рождается не только на стадионах, но и посреди северной метели или у подножия уральских перевалов.

-2

Регина Алакаева

  • Мастер спорта России по спортивному туризму и заслуженный путешественник России.
  • Председатель АНО по развитию спортивного туризма, краеведения и активного отдыха «Драйв».
  • Региональный представитель Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга.
  • Руководитель походов 1–6 категории сложности и спортивный судья 1 категории.
  • Участник Чемпионата Европы по спортивному туризму на дистанциях и Чемпионата мира по спортивному туризму на маршрутах.
  • Автор телеграм-канала «Алакаевы в пути».

Мы поговорили с Региной о том, как всё начиналось, что делает путешествия по-настоящему ценными и почему дорога — это не побег, а возвращение к себе.

Путь в автотуризм

— Что такое спортивный автотуризм? Как вы объясняете это направление тем, кто слышит о нём впервые?
— Спортивный автотуризм, или точнее — спортивный туризм на средствах передвижения (автомото), — это официальный вид спорта, в котором можно проходить маршруты на автомобиле и получать за это спортивные разряды и звания. Мы, для простоты, называем его просто «спортивным автотуризмом».

Команда туристического клуба «Авантюра»
Команда туристического клуба «Авантюра»

Например, если кто-то собирается «ехать летом на моря» и хочет оформить поездку как спортивный маршрут, ему придётся не просто поехать, а заранее всё спланировать: рассчитать время и километраж, заполнить маршрутную книжку, зарегистрировать её в Маршрутно-квалификационной комиссии, пройти препятствия по правилам, зафиксировать трек и подготовить отчёт.

Маршруты делятся на шесть категорий сложности — от первой до шестой. Чем выше категория, тем больше факторов учитывается: автономность, препятствия, новизна маршрута, протяжённость, опыт участников и многое другое.

После похода нужно подготовить отчёт и справку. Эти материалы могут участвовать в чемпионатах, по итогам которых присваиваются спортивные разряды, значок и удостоверение «Турист России».

— Как и когда вы пришли к спортивному автотуризму? Что вас вдохновило заняться именно этим видом спорта?
— Постепенно. Мы с мужем много лет путешествовали пешком, «дикарями». Потом купили Шевроле Ниву — кузов от «Шнивы», а начинка от обычной Нивы. Начали ездить по интересным местам вне дорог. Когда маршруты стали длиннее, втянулись в спортивную часть — отчёты, Кубки, Чемпионаты. Сначала участвовали, потом сами начали организовывать соревнования.

— Помните ли свою первую серьёзную автопоездку? Что тогда казалось сложным, а что оказалось самым захватывающим?
— Первая серьёзная поездка была в 2015 году — из Уфы в Магадан и обратно. 27 дней, 20 000 км, жара, пыль, тысячи километров грейдера. Машина ломалась, приходилось чиниться прямо на дороге подручными средствами. Но эмоции — непередаваемые! Это была лучшая наша поездка: настоящая проверка на прочность и в то же время невероятное приключение.

Культовый Toyota Land Cruiser 80 — сочетание проходимости, комфорта и надёжности
Культовый Toyota Land Cruiser 80 — сочетание проходимости, комфорта и надёжности

Организация и философия путешествий

— Сколько автопутешествий уже на вашем счету? Ведёте ли вы «туристический журнал» или подсчёт километров?
— К сожалению, не ведём, хотя идея хорошая! За последние 15 лет все отпуска (28 дней в году) и длинные праздники — это маршруты. Плюс походы выходного дня. Были годы, когда ПВД проходили каждую неделю.

В пути
В пути

— Вы чаще путешествуете вдвоём или с попутчиками? Как распределяете роли в дороге?
— Форматы разные. Часто идём с одноклубниками — это повышает безопасность и даёт гибкость в автономии. Иногда вдвоём.

Роли распределены прагматично:
• Артур — ведущий водитель, навигация, техника, «железные» вопросы;
• Регина — штурман, лагерь, быт, фото и видео.

Но оба умеем взаимозаменяться — это важно для безопасности. В большой группе добавляется порядок следования, радиосвязь, дежурства.

— Где вы обычно останавливаетесь во время поездок — палатки, гостиницы, автодома, дикие стоянки?
— Предпочитаем дикие стоянки — меньше людей, больше тишины и свободы. Зимой или при сжатом графике выбираем гостиницы: это ускоряет логистику и помогает держать темп. Но если есть выбор — всегда сон на природе.

Привалы с таким видом — настоящее удовольствие
Привалы с таким видом — настоящее удовольствие

— Как готовитесь к новым маршрутам? Что обязательно должно быть с собой в машине, а без чего можно обойтись?
— Подготовка начинается задолго — иногда за год. Читаем отчёты других туристов, изучаем карты, ищем актуальную информацию по дорогам. Всё меняется быстро: где-то появляется платный вход, где-то смыло мост.

В машине у нас полбагажника необходимых вещей: запасные части, жидкости, оборудование для эвакуации, компрессор, аптечка, газ, плита, еда, тёплые вещи, спальники, вода, канистра с топливом. И конечно, лопата — круглый год! Быть готовыми ко всему — это часть философии.

-8

— Как вы находите баланс между спонтанностью и безопасностью? Бывает ли, что маршрут приходится менять прямо на ходу?
— Наши маршруты — спортивные, всё выверено по дням и даже по часам. Но привычка иметь запасной вариант уже встроена в нас. Если погода, техника или люди преподносят сюрпризы — есть резервная нитка маршрута. Главное — не паниковать, а адаптироваться.