Найти в Дзене

Не хлебом единым: история вегетарианства в дореволюционной России

К середине 19 века почти во всех европейских странах возникали движения за естественное питание, здоровый образ жизни, гуманное отношение к животным (почитайте нашу статью на эту тему). Из стран-колоний в Европу проникали философия индуизма, буддизма и идеи ненасилия. Форпостом распространения вегетарианства была Англия, здесь уже в 1847 году было зарегистрировано первое Вегетарианское общество, но и Россия не осталась в стороне. К концу века и в петербургских гостиных чуть ли не главным вопросом был – «есть или не есть?». Если в европейских странах отказ от мясной пищи был действительно чем-то удивительным, то в России ситуация была совершенно иной. Еще в «Повести временных лет» от 1074 года монахам устами старца Феодосия давался наказ: «Постное бо время очищает ум человеку». В отличие от западного монашества, которое за исключением некоторых орденов, не практиковало отказ от животной пищи, для православного – пост был нормой жизни, неотъемлемой частью духовной аскезы. А жизнь монаше
Оглавление

К середине 19 века почти во всех европейских странах возникали движения за естественное питание, здоровый образ жизни, гуманное отношение к животным (почитайте нашу статью на эту тему). Из стран-колоний в Европу проникали философия индуизма, буддизма и идеи ненасилия.

Форпостом распространения вегетарианства была Англия, здесь уже в 1847 году было зарегистрировано первое Вегетарианское общество, но и Россия не осталась в стороне. К концу века и в петербургских гостиных чуть ли не главным вопросом был – «есть или не есть?».

«Капуста», 1884 год, художник Илья Репин
«Капуста», 1884 год, художник Илья Репин

Святым духом

Если в европейских странах отказ от мясной пищи был действительно чем-то удивительным, то в России ситуация была совершенно иной. Еще в «Повести временных лет» от 1074 года монахам устами старца Феодосия давался наказ: «Постное бо время очищает ум человеку». В отличие от западного монашества, которое за исключением некоторых орденов, не практиковало отказ от животной пищи, для православного – пост был нормой жизни, неотъемлемой частью духовной аскезы. А жизнь монашеская была образцом для жизни мирян – недостижимым, но образцом.

В году православного человека – до 220 постных дней, один только Великий пост длится 7 недель. В 1906 году Дженни Шульц, одна из первых активисток вегетарианства в России, писала:

«Многочисленные, в большинстве случаев длительные периоды поста соблюдаются богатыми и бедными людьми, в городе и на деревне, с большой добросовестностью. Это и является причиной того, что здешнее население так легко расположить к вегетарианству. И русская женщина, в сравнении с другими народами, больше склонна к нашему делу. Стало быть, здесь хорошая почва для вегетарианства. Не хватает только пропаганды».

Бульон из сена

И пропаганда появилась. В 1878 году профессор ботаники и ректор Петербургского университета Андрей Бекетов опубликовал статью «Питание человека в его настоящем и будущем», которая объясняла преимущества отказа от питания, связанного с убийством животных. Статья имела оглушительный успех. Бекетов «разбудил» Льва Николаевича Толстого, а тот своим превосходящим авторитетом «разбудил» российское общество.

«Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне», 1887 год, художник Илья Репин
«Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне», 1887 год, художник Илья Репин

В 1891 году Толстой написал очерк «Первая ступень» о нравственных началах вегетарианства – настоящую «библию» вегетарианцев России и не только. Адептами нового течения стали самые значительные фигуры русской культуры того времени:

  • писатель Николай Лесков,
  • философ Владимир Соловьев,
  • художники Николай Рерих, Николай Ге, Илья Репин.
Максим Горький, Мария Андреева, Яковлева, Владимир Стасов, Илья Репин, Наталья Нордман-Северова на веранде в «Пенатах», 1905 год
Максим Горький, Мария Андреева, Яковлева, Владимир Стасов, Илья Репин, Наталья Нордман-Северова на веранде в «Пенатах», 1905 год

Жена Репина Наталья Нордман стала хозяйкой вегетарианских модных салонов, давала обеды с бульоном из сена и моченым горохом, издавала листовки и проповедовала студентам. Супруга Николая II, императрица Александра Федоровна, англичанка по рождению и воспитанию, тоже была вегетарианкой, но никому своих взглядов не навязывала, считая это делом частным.

Императрица Александра Федоровна, обед на природе
Императрица Александра Федоровна, обед на природе

К 1900 году в России уже было издано несколько поваренных книг о «безубойной пище», появились газеты, журналы. Открылись, но после нескольких неудачных попыток закрылись несколько столовых. Вегетарианство в моде – но это и проблема: все, что модно, пугало и эпатировало обывателей. А еще вегетарианство связывали то с сектантством, то с революцией.

Рисовые котлетки

На самом деле, революционеров среди вегетарианцев как раз и не было – большевики их недолюбливали. Ленин в статье 1908 года «Зеркало русской революции» припомнил Толстому его «рисовые котлетки» именно как символ буржуазности.

Пролетарский писатель Максим Горький тоже был вегетарианцем. Однажды он высказал такую мысль:

«Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытым».

Вероятно, эти слова не нашли бы отклика у миллионов реально голодающих людей, которые испытывали самую естественную человеческую потребность – в хлебе насущном.

Максим Горький (слева) грозит метлой Федору Шаляпину (справа), 1905 год
Максим Горький (слева) грозит метлой Федору Шаляпину (справа), 1905 год

От народа далеки были и мысли, и практики, и особенно еда новоиспеченных вегетарианцев. На модном ужине вполне можно было нарваться на драку между адептом полного и адептом частичного отказа от мяса, но трудно было наесться. Готовить дамы не умели, спросить у кухарок стеснялись, поэтому вегетарианские блюда или выдумывались или брались из иностранных источников. Обернуться к своим родным традициям – моченым яблокам, подновским огурцам или постным щам – пока еще было трудно.

Однако, «карман России», Нижний Новгород, оказался в стороне от модного течения. То ли сказалось большое число старообрядцев, жизнь и стол которых и так были подчинены регламенту непрестанных постов. То ли система общественного питания и торговли сопротивлялась внедрению новшества. Для того, чтобы идея отказа от мяса пошла «в народ», нужен был другой подход. И он нашелся.

Ни рыба, ни мясо

1 декабря 1901 года в Петербурге было основано первое «Вегетарианское общество», получившее среди его членов шутливое название «Ни рыба, ни мясо». Руководил им врач Александр Петрович Зеленков.

Александр Зеленков
Александр Зеленков

Получив классическое медицинское образование, он увлекался всем, что в то время обещало человеку оздоровление – физкультурой, гомеопатией, вегетарианством. И преуспел – вылечился от недугов сам, вылечил жену и стал помогать другим.

Общество под его началом имело ярко выраженное практическое направление и не требовало от человека присяги на верность – членам общества можно было быть вегетарианцем, а можно было ему просто сочувствовать. Общество занималось исследованиями, издавало журналы, создавало общественные столовые.

-7

Число вегетарианских столовых в Петербурге и Москве по сравнению с Лондоном, в котором их было к 1900 году 60 штук, было невелико, но постоянно росло. Согласно данным, приведенным в книге Питера Бранга «Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни с начала до наших дней», к 1914 году насчитывалось уже 73 столовые в 37 городах России, а посетителей – 643 тысячи человек.

Обеды были дешевы, сытны, залы чисты, персонал приветлив – отбоя от посетителей не было. Число вегетарианских обществ росло по всей стране, их силами организовывались не только столовые, но и поселения, школы, детские сады. Их могло стать и больше, но все карты смешала война – не лучшее время для любой диеты.

В годы Первой мировой войны все заведения вегетарианских обществ стали работать как благотворительные – в столовых бесплатно питались военные в запасе, в залах располагались лазареты.

В 1913 году жена Александра Зеленкова, Ольга Константиновна, выпустила книгу «Я никого не ем!» с рецептами на 365 дней в году без мяса. Вегетарианские столовые просуществовали до 1929 года.

Ольга Зеленкова
Ольга Зеленкова

Рецепты из книги Ольги Зеленковой «Я никого не ем!»

Картофель по-царскосельски

10-12 картофелин, 200 г сливочного масла, 4 яйца, укроп, зелень петрушки, соль

Мучнистый картофель очистить, нарезать ломтями, отварить на пару или в подсоленном кипятке, отцедить и посыпать рубленой зеленью. Масло растопить, всыпать рубленые крутые яйца, прогреть, не доводя до кипения, и подать к картофелю.

Соус «Петербургский» наскоро

200 г сливочного масла, 8 желтков, 1 лимон, 1,5 стакана сливок, 2 ч. ложки сахара, 0,5 ч. ложки соли

В кастрюле растопить масло, когда остынет, влить желтки, лимонный сок, растереть. Поставить на огонь, добавить, постоянно размешивая, сливки и прогреть до загустения, не давая закипеть. После этого всыпать сахар, соль, перемешать и сразу же подать. Можно соус поставить в холодильник, тогда перед подачей его следует перемешать.

Шарлотка из ржаного хлеба с яблоками

1,5 стакана крошек ржаного хлеба, 12 крупных яблок, 0,5 стакана сахара, 3 стакана молока, 3 желтка, 1 яйцо

Стакан крошек смешать с сахаром, яблоки очистить, нарезать ломтиками. Дно и стенки глубокой сковороды смазать маслом, посыпать крошками с сахаром, обрызгивая маслом. Залить молоком, размешанным с желтками, смазать яйцом, посыпать сахаром, побрызгать маслом и подрумянить в духовке. Подать со сливками и молоком.

Книга «Я никого не ем!» авторства Ольги Зеленковой
Книга «Я никого не ем!» авторства Ольги Зеленковой