Найти в Дзене
Smart Babylonia with Olga

Как жрецы Древней Месопотамии вызывали духов умерших? 😈

Во что только не верили жители древней Месопотамии: в самых разнообразных духов и демонов, в сотню богов, в астрологию и возможность предсказывать будущее по печени овец и полету птиц, а так же в то, что можно общаться с умершими. Зачем было нужно последнее? Не для того, чтобы узнать, как дела у Эрешкигаль, богини загробного мира. Дело в том, что, по представлениям жителей Междуречья, умершие могли помочь в выборе правильного решения в сложной ситуации, а также они могли знать, кто из оркужения их живого родственника строит против него козни с помощью злых колдунов. До нас дошло описание ритуала, с помощью которого экзорцист мог вызвать умершего на разговор. Это описание содержится в клинописной табличке K. 2779, найденной в легендарной библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (668-627 гг. до н.э.), то есть текст относится к новоассирийскому периоду. Повествование в тексте ведется от первого лица: некромант последовательно описывает свои действия. Для вызова духа умершего было необ

Во что только не верили жители древней Месопотамии: в самых разнообразных духов и демонов, в сотню богов, в астрологию и возможность предсказывать будущее по печени овец и полету птиц, а так же в то, что можно общаться с умершими.

Зачем было нужно последнее? Не для того, чтобы узнать, как дела у Эрешкигаль, богини загробного мира. Дело в том, что, по представлениям жителей Междуречья, умершие могли помочь в выборе правильного решения в сложной ситуации, а также они могли знать, кто из оркужения их живого родственника строит против него козни с помощью злых колдунов.

До нас дошло описание ритуала, с помощью которого экзорцист мог вызвать умершего на разговор. Это описание содержится в клинописной табличке K. 2779, найденной в легендарной библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (668-627 гг. до н.э.), то есть текст относится к новоассирийскому периоду.

Клинописная табличка K. 2779
Клинописная табличка K. 2779

Повествование в тексте ведется от первого лица: некромант последовательно описывает свои действия. Для вызова духа умершего было необходимо найти череп и смазать его особым маслом. Дальше некромант обращался к покровителю гаданий богу Солнца Шамашу и просил его вызволить дух умершего из загробного мира. Если Шамаш был благосклонен, то вызволенный дух попадал в заранее подготовленный череп и дальше каким-то образом через него отвечал на вопросы медиума. Как именно происходило общение в тектсе не описывается.

Изображение вавилонского царя Набу-апла-иддина (ок. 870 г. до н.э.), которого верховный жрец подводит к богу Солнца Шамашу, покровителю предсказателей и астрологов. © The Trustees of the British Museum
Изображение вавилонского царя Набу-апла-иддина (ок. 870 г. до н.э.), которого верховный жрец подводит к богу Солнца Шамашу, покровителю предсказателей и астрологов. © The Trustees of the British Museum

К сожалению, сегодня воспроизвести ритуал и получить положительный результат не удается. Видимо, масло уже нынче не то 👻