ВВЕДЕНИЕ
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) являются одной из основных причин смертности и инвалидизации населения во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно на дорогах гибнет более 1,3 миллиона человек, а еще около 20–50 миллионов получают травмы различной степени тяжести. Среди всех повреждений, возникающих при ДТП, особое место занимают травмы позвоночника. Эти травмы могут иметь не только физические, но и психологические, социальные и экономические последствия, влияя на качество жизни пострадавших и их близких. Даже незначительное столкновение, резкое торможение или лёгкий удар сзади могут привести к осложнениям. Часто серьёзные ДТП становятся причиной сочетанных травм, когда одновременно повреждаются голова, позвоночник, конечности и внутренние органы. Степень тяжести полученной травмы во многом определяется индивидуальными особенностями человека: возрастом, массой тела, наличием каких-либо дистрофических заболеваний или деформаций и другими факторами.
Позвоночник, как основа опорно-двигательного аппарата, выполняет множество жизненно важных функций. Он защищает спинной мозг — главный орган центральной нервной системы, который отвечает за передачу нервных импульсов от мозга к другим частям тела. Повреждения позвоночного столба опасны не только из-за болевого синдрома и механических нарушений опорно-двигательной системы, но и вследствие высокого риска поражения спинного мозга, что может привести к параличам, нарушению функций жизненно важных органов и глубокой инвалидизации.
Для медицинских работников крайне важно знать механизмы возникновения повреждений, их клинические проявления, современные методы диагностики, алгоритмы оказания первой помощи, а также принципы лечения и реабилитации пациентов с такими травмами. Кроме того, большое значение имеет профилактика дорожно-транспортных происшествий, что позволяет снизить количество пострадавших и уровень тяжёлых последствий. Современные исследования показывают, что использование ремней безопасности и детских автокресел значительно снижает риск получения травм позвоночника. Однако многие водители и пассажиры по-прежнему пренебрегают этими мерами безопасности, что приводит к увеличению числа тяжелых травм в результате ДТП, также стоит отметить, что возраст, пол и предшествующие медицинские состояния могут влиять на риск получения травм позвоночника, а также на их тяжесть.
Травмы позвоночника при ДТП занимают одно из ведущих мест среди причин инвалидности молодого трудоспособного населения. По данным Минздрава РФ, около 30% пациентов с позвоночно-спинальными травмами остаются глубокими инвалидами. Это требует значительных затрат на лечение, реабилитацию и социальную поддержку.
Глава I Общие сведенья о травмах позвоночника
Анатомия и функции позвоночного столба
Позвоночник — основа скелета, которая придаёт телу нужную форму. Он состоит из цепочки позвонков, соединённых между собой связками и межпозвоночными дисками. Он имеет форму наложенного «двойного S»: в шейном и поясничном отделах он изогнут вперёд, что называется лордоз, в грудном и крестцовом — назад, то есть кифоз. Такая форма обеспечивает гибкость позвоночника и смягчает толчки во время интенсивной двигательной активности. Позвоночник состоит из 33–34 позвонков, объединённых в пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Он выполняет опорную, защитную, двигательную и амортизирующую функции. Внутри позвоночного канала расположен спинной мозг — основная часть центральной нервной системы, отвечающая за проведение нервных импульсов.
Также позвоночник выполняет очень важные функции такие как: опорная, которая принимает на себя более 2/3 массы тела, руки, туловище и голова, переносит вес на более крепкие структуры — таз, нижние конечности; двигательная — обеспечивает возможность наклонов, поворотов, скручиваний; защитная — внутри позвоночного канала находится спинной мозг, который надёжно спрятан под сильными мышцами, крепкими связками и хрящами позвонков; амортизационная — позвоночник смягчает нагрузки, пружинит разнообразные сотрясения благодаря соединительным хрящевым дискам, крепким связкам и мышцам. Любое повреждение позвоночника может нарушить как опорную функцию, так и работу внутренних органов.
Механизмы и классификация повреждений позвоночника при автомобильных катастрофах
Механизмы травм позвоночника — это способы воздействия внешней силы на позвоночный столб, которые приводят к повреждению позвонков, межпозвоночных дисков, связочного аппарата, а в более тяжёлых случаях — спинного мозга и отходящих от него нервных корешков.
Некоторые механизмы травм позвоночника: компрессионный — чрезмерная сила действует по вертикали, приводит к сплющиванию одного или нескольких тел позвонков или их дужек. Характерен для шейного и поясничного отделов позвоночника; сгибательно-ротационный — большая сила одномоментно несимметрично воздействует на область одного надплечья или лопатки, при этом позвоночник сгибается и вращается вокруг вертикальной оси. Часто встречается при железнодорожных и автомобильных катастрофах; повреждения от сдвига — травмирующая сила воздействует во фронтальной плоскости, а часть позвоночника, располагающаяся ниже воздействующей силы, упирается в неподвижное препятствие. При этом возникают тяжёлые повреждения спинного мозга.
Классификация повреждений выделяет: ушибы, растяжения, компрессионные переломы, оскольчатые переломы, вывихи, переломовывихи. Отдельно рассматриваются повреждения спинного мозга.
Шейный отдел наиболее подвержен травмам («хлыстовые повреждения»). Грудной отдел более стабилен, но при сильных нагрузках возникают компрессионные переломы. Поясничный отдел страдает при падениях и резких ударах.
1.3 Клиническая картина повреждений позвоночника
Клиническая картина травм позвоночника, полученных в результате автомобильных происшествий (ДТП), зависит от вида повреждения и локализации травмы. При этом происходит повреждение не только позвонков, но и межпозвоночных дисков, связочного аппарата, а в более тяжёлых случаях — спинного мозга и отходящих от него нервных корешков.
Переломы позвонков чаще всего происходят у водителей и пассажиров при лобовых или боковых столкновениях, резком торможении, переворачивании автомобиля из-за внезапной вертикальной нагрузки на позвоночник. Перелом шейного отдела, характеризуется болью в области затылка и шеи, слабостью в руках и ногах, проблемы с дыханием, сложностью проглатывания слюны, нарушением ритма сердца. Перелом грудного отдела, проявляется наличием иррадирующей болью в область сердца и лопатки, ноющая боль в спине, слабостью в ногах и хромота. Живот может вздуться, а ночью становится сложнее переворачиваться с одного бока на другой. Перелом позвонков поясничного отдела проявляется онемением в теле, острой болью, которая усиливается при наклоне и резких движениях. Становится сложнее опираться на ноги, появляется покалывание в бедре. Могут быть сложности с мочеиспусканием и дефекацией.
Проявления перелома индивидуальны, даже одинаковые по механизму переломы у разных людей могут сопровождаться различными признаками. Многое зависит от текущего здоровья пациента, наличия у него сопутствующих или системных патологий, от характера и причины повреждения разлечают: смещение позвонков (спондилолистез). Возникает при резком сгибании или разгибании позвоночного столба. Некоторые симптомы смещения позвонков в зависимости от локализации.
Шейный отдел характеризуется болью в шее, иррадацией в область плеч и распространением вдоль рук, также головными болями и головокружением, ощущением онемения или покалывания в руках, в грудном отделе проявляется боль в верхней части живота или вдоль рёбер, проблемы с дыханием и ощущение дискомфорта в груди. Поясничный отдел проявляется, болью в нижней части спины, пояснице и ягодицах имеется ощущения ломоты, ограничение подвижности и слабость в ногах. Крестцовый отдел проявляется болью в области поясницы, крестца и ягодиц, ощущением тяжести и нестабильности в нижней части спины. Также выделяют общие симптомы, как: острый или тупой болевой синдром с иррадиацией в другие части тела, повышенная усталость, искривление осанки, онемение и покалывание в области позвоночного столба, конечностей и шеи. При относительно небольшом изменении положения патология может протекать бессимптомно.
«Хлыстовая травма» — повреждение шейного отдела позвоночника, обусловленное резким сгибанием или разгибанием шеи во время экстренного торможения или удара в автомобиль сзади. Она проявляется следующими симптомами: болью в шее и в плечах, ограничение подвижности, боль становится сильнее при попытках движения. Головная боль, вызванная проблемами в области шеи (цервикогенная). Чаще всего это затылочная боль, но она может отдаваться в глазницу или в висок. Головокружение и расстройства координации в пространстве наблюдаются у каждого четвёртого пациента. Реже встречаются шум в ушах, расстройства зрения (пелена перед глазами, нечёткое изображение), потеря чувствительности отдельных участков лица (парестезии). Скованность и ограниченная подвижность шеи из-за боли и мышечного напряжения характеризуется болью в плечах или между лопатками, она может распространяться вниз по спине или в плечи. Когнитивные и психоэмоциональные расстройства (ухудшение памяти, концентрации внимания, нарушение сна, тревога, депрессии, фобические расстройства).
Глава II Помощь при травмах позвоночника вызванных автомобильными происшествиями
2.1 Первая помощь и сестринский уход при травмах позвоночника
При травме позвоночника в результате автомобильного происшествия необходимо немедленно вызвать скорую помощь. Самое главное правило это правильная иммобилизация пострадавшего. Его фиксируют на жёсткой поверхности, шею стабилизируют воротником Шанца. При нарушении дыхания выполняют реанимационные мероприятия. До приезда скорой помощи обеспечить пострадавшему стабильное положение. Нельзя перемещать больного, это может усугубить ситуацию, также нужно убедиться, что дыхание не затруднено. Расстегнуть воротник, освободить шею от шарфа или галстука. Если на человеке шлем или другое защитное снаряжение, снимать его нежелательно, в случае у остановки дыхания или пульса, выполнить искусственное дыхание с надавливанием на грудину.
Если нужно переместить травмированного человека, осторожно поместить его на носилки, перенести и уложить на твёрдую, ровную горизонтальную поверхность. Если носилок нет, позвать на помощь ещё нескольких человек и максимально аккуратно перенести больного, удерживая его спину ровной. Особое внимание уделить шейному отделу. Шея не должна ни в коем случае запрокидываться или, наоборот, склоняться к груди. В случае отсутствия под рукой шейного фиксатора, обернуть шею курткой, свитером или полотенцем так, чтобы подпереть голову больного, при наличии тошноты перевернуть его набок, не делать это в одиночку, а попросить помощи у окружающих. При повороте голова, шея и спина травмированного человека должны находиться на одной линии.
Запрещено выполнять следующие действия: приподнимать и сажать пострадавшего, укладывать на мягкое покрытие, вправлять смещённые позвонки, дёргать за конечности, давать лекарственные препараты, транспортировать больного в других положениях, кроме как лёжа на спине или животе.
Приоритетной задачей медицинской сестры при травме позвоночника, независимо от сложности травмы, является обезболить пациента, облегчить страдания по назначению врача, обеспечить моральную и психологическую помощь.
Аспекты сестринского ухода при травмах позвоночника: постель должна быть чистой, отглаженной, без складок и посторонних предметов. Если пациент лежит на спине, под травмированный отдел необходимо положить валик, ножной конец приподнять на 30 градусов, проводить частую смену положения больного, медицинская сестра должна контролировать пульс, АД, температуру тела, состояние гипсовых и мягких повязок. Также не забыть о предоставление больному помощи во время приёма еды и физиологических отправлений. У больных с переломом позвоночника происходит нарушение функции желудочно-кишечного тракта и сфинктеров, что ведёт к задержке каловых масс и газов. Медицинская сестра также выполняет подготовку пострадавшего к диагностическим и лечебным процедурам, обучение больных основам гигиены, выявление проблем пациента и их решение. Пациенты с травмой позвоночника требуют специализированного сестринского ухода и регулярного изменения положения тела для профилактики пролежней и застойной пневмонии.
2.2 Лечение и диагностика травм позвоночника
При травме позвоночника, полученной в результате автомобильного происшествия, необходимо обратиться к врачу для диагностики и назначения подходящего лечения. Оно подразделяется на: консервативное лечение, которое проводят при лёгких ушибах. Обычно пациентам назначают комплекс лекарственных препаратов (для снятия боли, устранения воспалительного процесса, общего укрепления тканей, остановки кровотечений), массаж, физиотерапию. Пациент должен строго придерживаться постельного режима. Через некоторое время прибегают к методам ЛФК (лечебной физкультуры), и хирургическое лечение, которое проводят при повреждениях спинного мозга или при нестабильности позвоночника, которая может стать причиной травм спинного мозга в отдалённом периоде. Также оперативные вмешательства проводят тогда, когда консервативная терапия не даёт желаемого результата.
Диагностика при травмах позвоночника, вызванных автомобильными происшествиями, включает сбор анамнеза, осмотр пациента, инструментальные методы и, в некоторых случаях, лабораторные анализы. Целью диагностики является, определение характера и локализацию травмы, исключить повреждения других органов и систем, также выясняют механизм и время травмы, локализацию боли, двигательных и чувствительных расстройств. Проводят уточнения какие положения или движения облегчают или усиливают боль в позвоночнике; двигал ли пострадавший ногами и руками сразу после травмы. Это помогает исключить черепно-мозговую травму, если пациент не помнит обстоятельств происшествия.
Врач оценивает внешний вид повреждённой области, проверяет наличие болевых точек, отёчности и ограниченной подвижности. Он проводит пальпацию позвоночника, что позволяет выявить локализацию боли, крепитацию отломков, деформацию линии остистых отростков, неврологическое обследование оценивая сенсорные и моторные функции конечностей, нормальных и патологических рефлексов. Осмотр проводят с осторожностью, чтобы не нанести дополнительные повреждения.
Для подтверждения диагноза и определения степени морфологических изменений в тканях назначают: рентгенографию, что позволяет диагностировать переломы и смещения позвонков, повреждения межпозвонковых сочленений; компьютерную томографию, выявляя переломы с большей чувствительностью, чем обычный рентген, а также может обнаружить аномалии мягких тканей, такие как посттравматическая грыжа диска; магнитно-резонансную томографию, что позволяет получить информацию о мягких тканях, межпозвоночных дисках, связках, а также выявить повреждения спинного мозга, которые не видны на рентгене. В некоторых случаях КТ и МРТ дополняют друг друга.
Достоверных отклонений в клинических и биохимических анализах при отсутствии сопутствующей патологии не наблюдается. Возможно, снижение показателей красной крови за счёт кровоизлияния в области повреждения позвоночника. Важно, при любых признаках травмы позвоночника необходимо немедленно вызвать скорую помощь. Переносить человека, пытаться поднять его, самостоятельно зафиксировать положение опасно — это может привести к смещению фрагментов повреждённой области.
2.3 Фармакотерапия, реабилитация и профилактика травм позвоночника
Медикаментозная терапия при травмах позвоночника назначается для снятия боли, уменьшения воспаления и облегчения состояния пострадавшего. Некоторые типы применяемых медикаментов:
Обезболивающие препараты используются для снятия боли в области позвоночника и спины («Анальгин», «Кеторол»). Противовоспалительные препараты уменьшают воспаление в области травмы («Ибупрофен», «Мелоксикам», «Диклофенак»). Миорелаксанты обладают расслабляющими свойствами, уменьшают спазмы мышц в области спины («Тизанидин», «Баклофен»). Лечебно-медикаментозные блокады проводятся в болевые зоны и включают гормоны («Гидрокортизон», «Дексаметазон»), местные анестетики (лидокаин), витамин В12. Также витамины группы B уменьшают дискомфорт, стимулируют мышечную проводимость. Противосудорожные средства назначаются при наличии судорожного синдрома. Антибактериальные средства используются для снижения риска возникновения пролежней. Анаболики способствуют заживлению тканей, восстановлению обменных процессов. Антикоагулянты назначаются для снижения риска формирования тромбов.
Реабилитация после травм позвоночника, в том числе полученных в результате автомобильных происшествий, — длительный и комплексный процесс, который требует участия мультидисциплинарной команды (травматологов, неврологов, реабилитологов, физиотерапевтов, психологов) и самого пациента. Сразу после происшествия медики фиксируют шею и спину жёстким воротником или шинами, предотвращая смещение позвонков и усугубление неврологического дефицита. Через 24–48 часов, когда жизненные показатели стабилизированы, начинается щадящая активизация. Через несколько недель пациент переходит к вертикализации: учится садиться, вставать у кровати, перемещаться с ходунками, позже — с тростью.
Восстановление после травмы позвоночника поясничного отдела является, формирование прочный мышечный корсет и вернуть амплитуду движений.
Лечебно-физкультурный комплекс это основной метод восстановления. Различные виды массажа направлены на подготовку к лечебной физкультуре или восстановлению чувствительности. Проводят процедуры которые оказывают местное и общее оздоровительное действие: уменьшают боли, воспалительные процессы, способствуют укреплению иммунитета. Механическая практика подразумевает применение механизированных приспособлений для восстановления двигательной способности.
Профилактика травм позвоночника, в том числе полученных в результате автомобильных происшествий, включает следующие меры: повышение культуры вождения, соблюдение скоростного режима и правил дорожного движения, использование ремней безопасности и детских автокресел, соблюдение техники безопасности на производстве, особенно при работе на высоте, с движущимися механизмами, особенно важно своевременное лечение заболеваний, предрасполагающих к переломам позвоночника (остеопороз, опухоли); ношение защитных жилетов при занятиях экстремальными видами спорта (сноуборд, горные лыжи, мотокросс), а также регулярные занятия лечебной физкультурой, плаванием, пилатесом для укрепления мышц спины и живота.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Травмы позвоночника при автомобильных происшествиях представляют собой одну из наиболее серьезных и распространенных категорий травматизма, оказывающих значительное влияние на качество жизни пострадавших и их семьи. Эти травмы могут варьироваться от незначительных повреждений до тяжелых случаев, приводящих к инвалидности или даже летальному исходу. В современных условиях, когда количество автомобилей на дорогах продолжает расти, а скорость и плотность движения увеличиваются, проблема травматизма позвоночника становится все более актуальной. Причины травм позвоночника в результате автомобильных аварий многообразны. Наиболее распространенные механизмы травмы включают резкие движения, возникающие при столкновении, удар о рулевое колесо, сиденье или другие элементы автомобиля. Наиболее подвержены риску люди, не использующие ремни безопасности, а также пассажиры, находящиеся на задних сиденьях. Высокая скорость, отсутствие адекватной защиты и несоблюдение правил дорожного движения значительно увеличивают вероятность получения серьезных травм.
Клинические проявления травм позвоночника могут варьироваться в зависимости от степени и локализации повреждений. Симптомы могут включать боль в спине, онемение, слабость конечностей и нарушение функции органов, иннервируемых поврежденными сегментами спинного мозга. Важно отметить,