Загадочное искусство ментализма в цирке лишь маскируется под чтение мыслей, а на деле это виртуозное владение психологией, наблюдательностью и отработанными техниками. Вместо телепатии фокусник использует «холодное чтение» — он задает общие, но точные формулировки («Я чувствую связь с именем на «М»... или может быть «Л»?»), внимательно следит за языком тела, микровыражениями и реакцией зрителя, мгновенно подстраиваясь под них. Невербальные сигналы — кивок, расширение зрачков, легкое изменение позы — говорят ему гораздо больше, чем слова, создавая иллюзию, что он заглянул в самые потаенные уголки чужого сознания. Другой мощный инструмент — «горячее чтение» и предварительная подготовка. Иногда иллюзионист и его ассистенты заранее собирают информацию о зрителях через неприметные беседы или социальные сети. Со сцены же используются техники форсированного выбора, когда у зрителя создается иллюзия полной свободы, хотя его незаметно подводят к заранее известному фокуснику решению. Комбинац