Женщины продолжают играть первую скрипку в ультра современном искусстве
В целом за последний год не произошло больших различий на рынке продаж работ мужчин и женщин. Падение в высоком сегменте коснулось и тех, и других. Количество продаж дороже миллиона долларов у женщин-художниц упало с пика 2022 на 60%.
Это падение кроме переоценки связано и с дефицитом топовых картин не только «звезд», но и представителей нового поколения, которые придерживают свои работы до лучших времен.
Однако не всё так плохо. Рынок не умер. Более того, некоторые художники смогли установить личные рекорды. Например, индонезийская художница Кристина Ай Тхо (Christine Ay Tjoe) продала свою картину «Огни для слоев» за 2.1 миллиона долларов.
А работа Сюзан Ротенберг (Susan Rothenberg) «Соединенные Штаты 2» была продана за 2 миллиона долларов.
Холст южноафриканской художницы Лизы Брайс (Lisa Brice)«After embah» продали за 6.9 миллионов долларов.
Она одна из немногих авторов, чьи работы в последние годы выросли в цене в 2 с лишним раза. Ее фигуративные картины обращаются к наследию Дега, Мане и Валлоттона. Ее прорыв означает растущий спрос на переосмысление предыдущего опыта исходя из сегодняшних социо-политический реалий. Два месяца после продажи «After embah» этот тренд ярким образом подтвердился с другой южноафриканской художницей Марлен Дюма (Marlene Dumas ). Работа «Мисс Январь» - полуголая фигура женщины – стала центральным событием одного из аукционов «Кристи’з».
Саркастическое переосмысление архетипов «Мисс Мира» принесло художнице титул обладателя самой высоко оцененной картины из живущих женщин-художниц. Новый рекорд 13.6 миллионов долларов побил прежний Дженни Савиль 12.8 миллионов.
И это не случайное достижение. Марлен постепенно нарабатывала имя и репутацию. Ее первая продажа дороже 20 тысяч долларов картины «Юбка в клетку» состоялась еще в 1999 году. А через 5 лет ее работа Jule, die Vrou была продана за 1.2 миллиона долларов. После этого начался устойчивый путь наверх. Пример Дюма показывает альтернативную траекторию быстрому и порой нестабильному рыночному росту. Она сперва заручилась поддержкой и хорошей репутацией со стороны признанных музеев. Только потом шаг за шагом она стала выстраивать свое позиционирование на рынке.
Успех Марлен Дюма не просто какое-то индивидуальное достижение. Он кристаллизует фундаментальное изменение на рынке: переоценку вверх работ женщин-художников. И в этой динамике, поддерживаемой музеями, аукционными домами и коллекционерами в первую очередь выделяются художницы с сильными и актуальными историческими, политическими и самоидентификационными манифестами. Карьера Дюма – белой южноафриканской женщины, рожденной и воспитанной во времена апартеида, поддерживает современное прочтение ее работ в понимании вопросов инклюзивности и равноправия.
Темная и интенсивная картина Дюма не пытается соблазнить. Она предлагает яркую альтернативу доминирующей на сегодняшний момент эстетике. Это напряжение и отказ от компромиссов привлекает международных клиентов своим мощным эмоциональным и обличительным зарядом. Дефицит ее картин большого формата на рынке дополнительно усиливает энтузиазм. В результате спрос привел к рекорду «Мисс Январь».
Успех Марлен Дюма поддержали на том самом аукционе «Кристи’з» и другие женщины-художницы, по сути, продемонстрировав триумф.
«История на ночь» Сесиль Браун (Cecily Brown) после ожесточенной борьбы ушла за 6.2 миллиона долларов.
На другой стороне спектра на том же аукционе расположилась молодая новозеландская художница Эмма Макинтире (Emma Mcintire), которая впервые продала картину дороже 200 тысяч долларов.
До прошлого года у нее не было ни одной продажи дороже 50 тысяч. Успех пришел, когда ей начала заниматься галерея Давида Цвирнера. Уже через месяц у нее прошла продажа свыше 100 тысяч. Яркий пример быстрого роста карьеры молодого художника после того, как он присоединится к ведущей галерее.
Еще одним примером долгосрочной карьеры является Элизабет Пейтон (Elizabeth Peyton). В 2004 году ее автопортрет попал на обложку каталога Биеннале Уитни. Так она впервые стала «очень перспективным художником». Через год ее картину «Джарвис и Лиам курят» продали на аукционе за 108 тысяч долларов.
В этом же году ее перепродали за 1.6 миллиона долларов. Налицо долгосрочный успех художницы. И в результате она побила свой личный рекорд в июне 2025 с картиной «Лиам + Ноэль (Галахер)», проданной за 2.7 миллиона долларов.
Также стоит упомянуть художниц Сару Же (Sarah Sze) и Даниэль Маккини (Danielle Mckinney), чьи работы за год взлетели в цене в разы.
Всё это свидетельствует о надежной поддержке, которой в настоящее время пользуются женщины-художницы как на первичном, так и на вторичном рынках. Движимая самыми влиятельными галереями и высоким спросом коллекционеров, эта динамика является одной из самых сильных тенденций на современном рынке.