Найти в Дзене
Сама себе турагент

Обзор выставки " Взаимодействия" в городе Велико-Тырново

Художественная галерея «Борис Денев» представляет 62 живописных и графических произведения из богатой коллекции ДАРИК Радио (это крупная частная болгарская радиостанция, одна из самых влиятельных в стране.), сформированной в период с 1999 по 2023 год. Этимология слова «взаимодействия» создаёт своеобразную концептуальную рамку текущей экспозиции, основной идеей которой является проследить то специфическое действие, которое возникает, когда два и более объекта влияют друг на друга. Здесь объектов 62, и каждый из них несёт естественный отпечаток времени, в которое творили поколения авторов. Выставку можно воспринять как побег от повседневности, как путешествие «от и до» зрителя. Пейзаж, портрет, символика, хронология — перелистываются как страницы многообразного творческого пути, который обретает свою пристань в Тырновской галерее. К выставке сделано длинное описание, привожу небольшой отрывок из него: Тематика нынешней выставки «Взаимодействия» соотносится со зрителем на почти сема

Художественная галерея «Борис Денев» представляет 62 живописных и графических произведения из богатой коллекции ДАРИК Радио (это крупная частная болгарская радиостанция, одна из самых влиятельных в стране.), сформированной в период с 1999 по 2023 год.

Этимология слова «взаимодействия» создаёт своеобразную концептуальную рамку текущей экспозиции, основной идеей которой является проследить то специфическое действие, которое возникает, когда два и более объекта влияют друг на друга.

Здесь объектов 62, и каждый из них несёт естественный отпечаток времени, в которое творили поколения авторов.

-2

Выставку можно воспринять как побег от повседневности, как путешествие «от и до» зрителя.

Пейзаж, портрет, символика, хронология — перелистываются как страницы многообразного творческого пути, который обретает свою пристань в Тырновской галерее.

-3

К выставке сделано длинное описание, привожу небольшой отрывок из него:

Тематика нынешней выставки «Взаимодействия» соотносится со зрителем на почти семантическом уровне. Экспозиция не ставит перед собой задачу решать фундаментальные художественные вопросы, навязывать идеи или искать определения значимых для времени казусов. Здесь традиции, тенденции и нюансы различных пластических языков ищут точки соприкосновения с конкретным получателем.

Мне кажется, что уж очень мудрено тут написано, информации никакой, в основном высокопарные эпитеты, поэтому я решила описание не публиковать.

-4

Все уже поняли, что картины должны взаимодействовать с друг другом, зрителями и иногда сами с собой.

В выставке участвуют 62 автора с 62 произведениями:
Андрей Даниел, Атанас Парашев, Атанас Хранов, Буян Филчев, Валентин Колев, Валери Чакалов, Ванко Рурмов, Васил Холев, Василка Монева, Велико Маринчевски, Веселин Дамянов – ВЕС, Вихрони Попнеделев, Владимир Чукич, Георги Лечев, Греди Асса, Дарина Цурева, Десислава Минчева, Димитър Чолаков, Димо Колибаров, Долорес Дилова, Елмона Демежеян, Елена Георгиева, Емануела Ковач, Захари Каменов, Иван Димов, Иво Бистрички, Йордан Кашамунчев, Йордан Кисов, Йордан Парашев, Калина Тасева, Камен Старчев, Кольо Карамфилов, Красимир Карабаджаков, Красимир Русев, Любомир Йорданов, Магда Абазова, Мими Добрева, Момчил Георгиев, Надежда Кутева, Наташа Атанасова, Николай Бузов, Николай Карамфилов, Нина Ковачева, Нора Ампова, Петьр Дочев, Петьр Лазаров, Петьр Денев, Пламен Монеев, Румен Атанасов, Румен Нечев, Румен Скорчев, Симеон Венов, Слав Ненев, Стефан Божков, Стефан Марков, Стоимен Стоилов, Стоян Цанев, Феникс Върбанов, Христо Нейков, Цветан Казанджиев, Явора Петрова, Яна Каменова.

Представленная выставка является частью проекта «Посоки, поколения, памет» («Направления, поколения, память»), реализованного при поддержке Министерства культуры.

Нина Ковачева – Нина (р. 1960)
КАТО РЕКА, 1994 «Като река» по-болгарски значит «Как река».

-5

Даже не сразу и поймешь, что на картине изображено женское тело, и именно к нему относится название - как река. Тело на картине струится, как река, с её островками и изгибами.

Ощущение "течения" подчеркивают штрихи. Вокруг "реки" расположены "берега", имитирующие бурную растительность постельное белье с рисунком.

Контраст между спокойными телесными линиями и активной цветной зоной снизу придаёт работе ритм и глубину.

Композиция создаёт впечатление внутреннего движения, тихой чувственности и естественной плавности — будто тело само превращено в поток, в живую реку.

Нора Ампова (р. 1989) ХОКНИ, 2022
Название «Хокни» это отсылка к Дэвиду Хокни — британскому художнику, известному яркими пейзажами и смелыми цветовыми полями.

-6

На переднем плане изображён сидящий человек — фигура со спины, спокойная, будто задумавшаяся. Он сидит на ровной плоскости, сталкиваясь взглядом с огромным, почти космическим пространством перед собой.

Главная сила картины — в гигантском цветном горизонте, занимающем большую часть полотна и разделенном на 3 части, которые создают эффект трёх миров — материального, эмоционального и воображаемого.

Человек сидит тихо перед этим огромным цветным небом — будто перед внутренним океаном. Он становится маленькой фигурой, растворённой в масштабах ощущений и красок.

Картина напоминает о медитации, созерцании, путешествии внутрь себя — и одновременно о стилистике Хокни с его яркими, смелыми цветовыми полями.

Вихрони Попнеделев (р. 1953) ГРАДИНА, 2004

«Градина» по-болгарски значит «Сад».

-7

Работа Вихрони Попнеделева — это мощный, взрывной фейерверк цвета, в котором сад превращается не в реалистическое пространство, а в пульсирующую волну живописной энергии.

Композиция построена так, будто зритель пробирается сквозь густую листву, переплетения ветвей, широкие листья и цветы, которые разрастаются в разные стороны.

Это сад, который не нужно «рассматривать» — его нужно переживать, пропуская через зрение и тело, как яркую вспышку жизни.

Ванко Урумов (1941–2020) БРЯГ, 1999

«Бряг» по-болгарски означает «Берег», «Утёс», «Обрыв».

-8

Картина Ванко Урумова «Берег» — это суровый, выразительный морской пейзаж, выполненный густой фактурной живописью. Художник словно лепит поверхность скал, накладывая масляные мазки плотными слоями, создавая впечатление тяжёлой, почти скульптурной материи.

Картина передаёт чувство безмолвия, силы природы и одиночества, когда человек оказывается лицом к лицу с огромностью мира. Это не романтический пейзаж, а суровый, почти аскетичный взгляд на морской утёс — твёрдый, устойчивый, вечный.

Димитр Чолаков (р. 1954)
ЛЮБОВТА НА АКУЛИТЕ, 2001

По-болгарски «Любовта на акулите» означает: «Любовь акул»

-9

Я думала, что это одна разрезанная пополам большая синяя рыба, но оказалось, что картина называется "Любовь акул", а это значит, что здесь две рыбы. И действительно, присмотревшись, можно заметить, что о обеих половинок есть глаза и зубы, и два плавника торчат в разные стороны, то есть акулы смотрят в разные стороны.

Интересно, почему это - любовь, если они смотрят в разные стороны? Или это уже после любви, поэтому они такие довольные?

Название «Любовь акул» звучит одновременно иронично, и поэтично.
Обычно акулы ассоциируются с агрессией, но здесь две крупные фигуры сблизились почти нежно, бок о бок. Это превращает картину в
аллегорию неожиданной нежности в мире, где её не ждут.

Едмонд Демерджиян (1951–2009)
«Композиция»

-10

Картина построена как яркая, динамичная смесь форм и цветов. В центре мы угадываем рыбу, подвешенную вертикально. рыбки, наверное, тропические, потому что отливают всеми цветами радуги.

Не смотря на бессмысленность сюжета, картина кажется веселой и привлекательной, на неё хочется смотреть и радоваться!

Румен Атанасов (р. 1965)
«Старый причал», 2006

-11

На картине изображён спокойный, немного суровый прибрежный пейзаж.

На переднем плане на берегу одиноко лежит маленькая синяя лодка. Она выделяется на фоне общей серо-коричневой гаммы — кажется уставшей, выброшенной на берег. Вода вокруг лодки передана мягкими размытыми мазками, создающими впечатление влажного песка и тихой ряби.

Небо затянуто равномерным серым слоем, без яркого света. Вся композиция создаёт ощущение тишины, пустоты и заброшенности. Пейзаж выглядит как место, где жизнь когда-то кипела, но теперь оно погружено в спокойствие и лёгкую меланхолию.

Петър Дочев (1934–2005)
«Без имени», 2001

-12

Картина типа "Догадайся, мол, сама", что хотел сказать художник.

То ли это кратер вулкана, то ли венок, занесенный снегом, то ли след слона. Картина даёт место для разгула фантазии.

Василка Монева (р. 1945)
«Интерьер», 2009

-13

Серое-серое утро за окном, но кто-то очень любит завтракать на балконе с видом на город.

На чёрный-чёрный стол небрежно брошена скатерть. На ней стоят чёрные-чёрные вазы с какими-то веточками.

И только яркие фрукты оживляют это серое утро!

Феникс Върбанов (р. 1962)
«Океан», 2018

-14

Мне кажется, это больше похоже на скалы, чем на на океан, однако скалы ведь тоже бывают похожи на волны...

Калина Тасева (1927–2022)
«Холмы», 2004

-15

Дорога, дорога...У каждого есть своя дорога. А в конце её - храм...

Думаю, каждый найдет в этой картине что-то своё.

Пейзаж выглядит тихим, почти медитативным — как воспоминание о месте, увиденном не в реальности, а внутри собственной памяти.

Елена Георгиева (р. 1979)
«Крапец», 2020 (название села)

-16

Морской пейзаж - желтый берег, тёмно-синее море и невероятной красоты небо. Пахнет штормом, не находите?

Андрей Даниел (1952–2020)
«Весёлый оползень», 2000

-17

Город куда-то побежал!

Хоть это и оползень, но смотрится картина позитивно!

Общее впечатление — энергичное, динамичное, словно художник превращает оползень не в катастрофу, а в причудливый танец домов на фоне пейзажа.

Надежда Кутева (р. 1946)
«Рыбаки», 2006

-18

Рыбаки у моря, и птицы, которые тоже ждут улова...Картина передаёт ощущение раннего утра у моря — простота, тишина и размеренный ритм жизни рыбаков и птиц.

Петя Денева (р. 1981)
«Созвездие “Гора”», 2023

-19

Вечер у озера, сумерки, уже загорелись огоньки... Картина кажется спокойной и медитативной, как момент, когда природа светится сама по себе без участия человека.

Стефан Марков (1940–2000)
«Калкан», 1999

«Калкан» — это камбала, плоская морская рыба

-20

Смешная рыба - камбала, у неё два глаза с одной стороны.

И картина эта тоже смешная и абстрактная - вы бы догадались, что это- камбала?

Николай Карамфилов (р. 1951)
«Пресичане», 2005
(«Пресичане» по-болгарски означает
«пересечения»)

-21

Подведем итого рассматривали картины:

  • фиолетовые и голубые волнистые линии диагонально пересекают композицию,
  • зеленый сектор внизу слева вспыхивает как участок растительности,
  • красное и бордовое пятно ближе к центру добавляет плотности,
  • жёлтые и оранжевые переплетения создают ощущение движения и вибрации.

Йордан Кацамунски (1945–2015)
«Привечер», 1999
(«Привечер» — значит
под вечер, ранний вечер)

-22

Женщина в сумерках на фоне окна. Заходящее солнце просвечивает через её волосы. В руках у женщины - цветы. И вокруг неё- цветы. Но сама она- анонимна, её лицо тоже в сумерках, как и природа вокруг.

Яна Каменова (р. 1973)
«Утро», 2022

-23

Картина создаёт ощущение свежести, покоя и начала нового дня — момента, когда всё вокруг ещё молчит, а свет только начинает пробуждать мир.

Атанас Парушев (р. 1958)
«Красные деревья», 2003

-24

Красные деревья на синем фоне наклонились от ветра...Всё.

Стефан Божков (р. 1961)
«ПАДАНЕ ОТ ЛОДКА» («ПАДЕНИЕ С ЛОДКИ»), 2009

-25

Вот так теряют короны. очень поучительная картина!

Иво Бистрички (р. 1971)
«СЛЕДОБЕД», 2017«Послеобеденное время»

-26

После вкусного обеда по закону Архимеда...Ну, вы помните.

И куда только все подевались?

Атанас Хранов (р. 1961)
«Волны» (диптих), 2001

-27

Картина состоит из двух соединённых полотен, оформленных как единая композиция. В нижней части проходит насыщенная синяя полоса воды с волнистыми краями. Над ней — «берег» в тёплых охристых тонах, усыпанный маленькими ритуальными мотивами и изображениями птиц или мифических существ, исполненных в стилизованной манере.

Перевод таблички:
Петър Лазаров (р. 1958)“Ифигения”, 2023

-28

Мне эта картина напомнила египетскую статую. Такая "вечность" над парой мужчин.

Йордан Парусев (1958–2011)
«СВЯТ» (диптих), 2003

-29

То ли какое-то животное стоит над свёртком, то ли просто бред сумасшедшего...

Долорес Дилова (р. 1960)
«Розовый объект над берегом», 2009

-30

Розовый параплан парит в воздухе над морем и пляжем, а зритель смотрит из отеля над бассейном - так романтично!

-31

Вот такая выставка.

Понравилась ли она вам?