Найти в Дзене
Овсянников К

Мой Дед и его время. Часть 69

Овсянников Иван Андреевич. Фото начала 50-х годов XX века. Личный архив. Удивительно, но за семейным обедом 1 января 2025 года в мою голову пришло осознание того факта, что 1 апреля 2025 года моему деду Ивану Андреевичу Овсянникову исполнится 100 лет. Целый век. Жаль, что его жизненный путь прервался ещё 7 марта 2010 года, но даже посмертно век с рождения – это серьёзный юбилей. А к юбилею нужны подарки… Человеку, живущему в нашей памяти, можно подарить лишь память. Освежить её. Можно написать о нем свои воспоминания, можно посвятить ему что-то хорошее и нужное, можно многое… Но мой Дед, будучи образованным человеком, учителем, упростил мне задачу, оставив своим детям и внукам несколько тетрадок своих воспоминаний, начатых в 2004 году и написанных от руки хорошо понятным почерком. Моя задача лишь обернуть их в информационно-исторический фон и иллюстрировать. Чем и займусь. Третья тетрадка, 3 том воспоминаний, последний. Продолжаем читать. Дед вспоминает о том, как началась его учительс
Овсянников Иван Андреевич. Фото начала 50-х годов XX века. Личный архив.
Овсянников Иван Андреевич. Фото начала 50-х годов XX века. Личный архив.

Удивительно, но за семейным обедом 1 января 2025 года в мою голову пришло осознание того факта, что 1 апреля 2025 года моему деду Ивану Андреевичу Овсянникову исполнится 100 лет. Целый век. Жаль, что его жизненный путь прервался ещё 7 марта 2010 года, но даже посмертно век с рождения – это серьёзный юбилей. А к юбилею нужны подарки… Человеку, живущему в нашей памяти, можно подарить лишь память. Освежить её. Можно написать о нем свои воспоминания, можно посвятить ему что-то хорошее и нужное, можно многое… Но мой Дед, будучи образованным человеком, учителем, упростил мне задачу, оставив своим детям и внукам несколько тетрадок своих воспоминаний, начатых в 2004 году и написанных от руки хорошо понятным почерком. Моя задача лишь обернуть их в информационно-исторический фон и иллюстрировать. Чем и займусь.

Третья тетрадка, 3 том воспоминаний, последний. Продолжаем читать.

Дед вспоминает о том, как началась его учительская карьера. Дело случая. И дальше у него будет возможность сойти с этого пути. И сойдёт на некоторое время вынужденно. Но это ещё не скоро. А пока он пишет:

«…Утром мать ушла на работу в колхоз, Аня и Коля в школу, а нам оставили на попечение шестилетнюю Валю. Прокоротав целый день, к вечеру мы отправились к моему школьному другу Шурику. Он возвратился чуть раньше с войны. Гостеприимство продлилось до позднего вечера. Вспоминали хорошее и плохое, строили планы на будущее, но будущего у него не произошло, он этой зимой замёрз, возвращаясь домой пьяным. На Рождество Христово мать решила нам устроить небольшое застолье, пригласить на него родных и Митроху, с которым я был эвакуирован со скотом, а теперь он снова председатель Сельского Совета. Застолье прошло, а радостей не так уж много было, у каждого хватало забот по самый рот.

11 января 1946 года я и Зина отправились пешком в райцентр. Она в Районо в отношении работы учительской, а я в Райвоенкомат стать на воинский учёт. Зайдя в учётный отдел, я доложил о своём прибытии. Меня к столу пригласил лейтенант и попросил показать документы, посмотрел и передал их секретарю для оформления военного билета. «Какое у вас образование?» - спросил он. Я ответил: «Восемь классов». «А в школу хочешь пойти работать военруком?» «А в какую?» - спросил я. «Это я сейчас позвоню в Районо». «У меня жена учительница, мы с ней тоже хотели пойти туда», - сказал я. «Это очень хорошо», - сказал секретарь и, сняв трубку, начал звонить в Районо. Он говорил в трубку, глядя на нас, объясняя кто мы, говоря: «ладно», «хорошо», «скажу». Закончил разговор и сказал нам, что заведующий Районо согласен принять нас, как только я получу Военный билет. Поэтому не мешкая нужно сразу идти к нему.

Отдел располагался в здании Райисполкома, в маленькой комнатке, перегороженной на две половины. В одной из них заведующий Районо, в другой бухгалтер. Войдя в кабинет, увидели мужчину лет за сорок, с чёрными и пышными волосами, в очках, среднего роста и попросту одетого. Он указал на стулья, и мы сели. Взяв наши документы и просмотрев их, один за другим, он сказал: «Вам повезло, будете работать в одной школе. А то ведь как обычно получается, муж в одной школе, а жена в другой, и видеться им приходиться только по выходным». Мы получили приказы Землянского РОНО о назначении нас в Каверинскую семилетнюю школу. Меня военруком*, а Зину учителем начальных классов с 15 января 1946 года. Мы поблагодарили заведующего, а он пожелал нам успехов…»

Поворот на Каверье. 2025 год. Фото из личного архива.
Поворот на Каверье. 2025 год. Фото из личного архива.

Примечания:

* Военрук, сокращённо от «военный руководитель», то есть лицо, руководящее допризывной подготовкой в школе. В школах СССР начальную и допризывную военную подготовку ввели 1 сентября 1939 года согласно закону "О всеобщей воинской обязанности", принятому Верховным Советом СССР. Начальная военная подготовка (НВП) проводилась во всех средних школах с 5-го по 7-й класс, с учащимися старших классов (с 8-го по 10-й) проводилась допризывная подготовка. После войны военная подготовка в Советской школе также была частью обязательной программы, особенно для старшеклассников. Она включала изучение воинских уставов, строевую, огневую и тактическую подготовку, а также обучение первой медицинской помощи и действиям в случае химической атаки. Целью было воспитание патриотизма, дисциплины и подготовка молодёжи к воинской службе.

Продолжение следует. Подпишитесь на канал, чтобы узнать, что было дальше. Для развития канала можно оказать посильную финансовую помощь.