Найти в Дзене
PROШКОЛА Онлайн

Сенсорная интеграция при РАС и СДВГ: как работает метод и чем он помогает детям

Почему ребёнок с СДВГ не может усидеть за партой, а ребёнок с РАС закрывает уши от звуков и прячется от света? На первый взгляд это кажется проблемой дисциплины, однако причина может быть в особенностях сенсорной обработки. Такие состояния называются сенсорными нарушениями. Они часто сопровождают особенности нейроразвития – расстройства аутистического спектра (РАС) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Метод сенсорной интеграции направлен на то, чтобы восстановить способность мозга воспринимать, сортировать и объединять сенсорные сигналы. За счёт этого снижается тревожность, повышается концентрация, улучшается поведение и появляется устойчивость к внешним раздражителям.
В этой статье мы разберём, что такое сенсорная интеграция, почему при РАС и СДВГ так важно работать с сенсорной сферой и как терапия помогает детям адаптироваться к окружающему миру. Термин «сенсорная интеграция» ввела американский эрготерапевт и психолог Энн Джин Айрес. Она определяла его как процесс,
Оглавление

Почему ребёнок с СДВГ не может усидеть за партой, а ребёнок с РАС закрывает уши от звуков и прячется от света? На первый взгляд это кажется проблемой дисциплины, однако причина может быть в особенностях сенсорной обработки.

Такие состояния называются сенсорными нарушениями. Они часто сопровождают особенности нейроразвития – расстройства аутистического спектра (РАС) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Метод сенсорной интеграции направлен на то, чтобы восстановить способность мозга воспринимать, сортировать и объединять сенсорные сигналы. За счёт этого снижается тревожность, повышается концентрация, улучшается поведение и появляется устойчивость к внешним раздражителям.

В этой статье мы разберём, что такое сенсорная интеграция, почему при РАС и СДВГ так важно работать с сенсорной сферой и как терапия помогает детям адаптироваться к окружающему миру.

Что такое сенсорная интеграция

Термин «сенсорная интеграция» ввела американский эрготерапевт и психолог Энн Джин Айрес. Она определяла его как процесс, при котором мозг получает, организует и объединяет сигналы, поступающие от органов чувств так, чтобы человек мог адекватно реагировать на требования среды.

Иными словами, сенсорная интеграция – это способность нервной системы обрабатывать ощущения и превращать их в осмысленное, целенаправленное действие.

Мозг постоянно получает сигналы от разных сенсорных систем:

  • тактильной – через кожу (прикосновения, давление, температура);
  • вестибулярной – через внутреннее ухо (равновесие, движение, положение тела в пространстве);
  • проприоцептивной – через мышцы и суставы (положение тела и усилие при движении);
  • аудиальной – через слуховую систему (звуки, интонации, ритмы);
  • визуальной – через зрение (свет, форма, расстояние, движение);
  • обонятельной – через восприятие запахов (распознавание запахов и их связь с эмоциональной реакцией);
  • вкусовой – через рецепторы языка (вкус, текстура, температура пищи).

Эти сигналы обрабатываются в разных структурах мозга и синхронизируются в единую модель восприятия. Благодаря этой согласованной работе человек способен сохранять равновесие, различать важные звуки, реагировать на прикосновения, фокусировать внимание, распознавать запахи и вкусы, а также выполнять точные движения.

Чтобы лучше понять, как работают все системы и как они связаны между собой, скачайте карту сенсорных систем PROШКОЛА. Она поможет визуально представить, какие зоны отвечают за разные виды восприятия, в каком возрасте они развиваются и как проявляются нарушения чувствительности.

ПОЛУЧИТЬ КАРТУ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Когда сенсорная интеграция функционирует корректно, ощущения объединяются в стройный поток, который помогает действовать быстро, адекватно и безопасно.

Если же в обработке сигналов возникает сбой – например, один из анализаторов передаёт слишком сильные или, наоборот, слишком слабые импульсы – мозг теряет способность точно оценивать происходящее. Это может отражаться на поведении: появляются трудности с вниманием, речью, моторикой, эмоциональной регуляцией и обучением.

Чтобы структурировать наблюдения и получить представление о сенсорных особенностях ребёнка, используйте чек-лист сенсорного портрета ребёнка.

СКАЧАТЬ ЧЕК-ЛИСТ

Он позволит оценить чувствительность по основным сенсорным системам и увидеть, какие паттерны восприятия требуют дополнительного анализа специалиста.

Как проявляются сенсорные нарушения у детей

Когда мозг не может корректно обработать сигналы от органов чувств, возникает нарушение обработки сенсорной информации (НОСИ).
Когда мозг не может корректно обработать сигналы от органов чувств, возникает нарушение обработки сенсорной информации (НОСИ).

НОСИ классифицируются следующим образом:

Нарушение модуляции ощущений

1. Сенсорная повышенная чувствительность (гиперчувствительность).
Ребёнок слишком остро воспринимает сенсорные стимулы: его раздражают громкие звуки, яркий свет, запахи или прикосновения одежды. Он может избегать физического контакта, выбирать только определённую еду, тяжело переносить шумные компании и быстро утомляться в сенсорно насыщенной среде.

2. Сенсорная пониженная чувствительность (гипочувствительность).
При этом типе нарушений ребёнок реагирует на раздражители замедленно или не реагирует вовсе. Он может не замечать, что испачкал руки, не чувствовать лёгких прикосновений, сидеть в неудобной позе, не осознавая дискомфорта. Такие дети часто кажутся медлительными, как будто “в себе”.

3. Сенсорный поиск (поиск ощущений).
Ребёнку постоянно требуется дополнительная стимуляция: он прыгает, бегает, часто всё трогает, громко говорит или шумит.

Нарушение различения ощущений

Некоторые дети испытывают трудности в узнавании и сопоставлении сенсорных сигналов. Например, им сложно понять, насколько сильно нужно нажать карандашом, чтобы линия была видна, с какой стороны доносится звук или какой предмет они держат в руке, не глядя. Затруднения переработки информации могут проявляться в любой сенсорной системе.

Двигательные нарушения

Нарушение сенсорной интеграции нередко сопровождается двигательными трудностями:

  • постуральные нарушения – ребёнку сложно удерживать позу, он “сползает” со стула, не может долго сидеть прямо;
  • диспраксия – трудности планирования и выполнения последовательных движений (например, застегнуть пуговицы, нарисовать фигуру, собрать конструктор).

При РАС такие реакции часто разнонаправлены: ребёнок может одновременно избегать прикосновений и искать интенсивные движения, а его реакции меняются изо дня в день.

При СДВГ преобладает поиск стимулов – дети двигаются, шумят, касаются всего вокруг, чтобы поддерживать необходимый уровень активации мозга.

Чтобы понять, есть ли у ребёнка сенсорные трудности, скачайте чек-лист сенсорных нарушений – он поможет оценить чувствительность по каждому каналу восприятия и понять, какие реакции требуют внимания специалиста.

Забрать чек-лист для составления сенсорного портрета ребенка

Тем, кто работает с детьми с особенностями развития, важно уметь распознавать сенсорные проявления и понимать, как они влияют на поведение.

В цикле вебинаров «Месяц сенсорной интеграции» специалисты PROШКОЛА делятся инструментами диагностики, методами адаптации среды и алгоритмами построения коррекционной работы при РАС и СДВГ.

Получить доступ к лекциям можно по ссылке

Цели сенсорной интеграции при РАС, СДВГ и НОСИ

Перед началом коррекционной работы специалисту важно понимать, что сенсорные трудности могут иметь разную природу в зависимости от особенностей развития ребёнка.

Хотя внешне поведение может выглядеть схоже, механизмы, лежащие в основе этих реакций, различаются.

Различия сенсорных профилей при РАС, СДВГ и НОСИ

  • При нарушении обработки сенсорной информации (НОСИ) сенсорная дисфункция носит первичный характер. После терапевтического вмешательства функциональные трудности, как правило, исчезают. Сенсорный профиль остаётся стабильным, а занятия быстро приводят к адаптации поведения.
  • При РАС сенсорная дисфункция вторична к трудностям коммуникации, социализации и когнитивного развития. Сенсорный профиль ребёнка изменчив: чувствительность может меняться даже в течение дня. Поэтому сенсорная интеграция помогает снизить перегрузку и повысить адаптивность, но не устраняет полностью поведенческие особенности.
  • При СДВГ сенсорные трудности также вторичны, но связаны в первую очередь с нарушением концентрации, регуляции и уровня активации нервной системы. Чаще всего наблюдается поиск стимулов и трудности фильтрации звуковых и тактильных сигналов. Сенсорная интеграция в этом случае помогает повысить осознанность, развить саморегуляцию и удержание внимания.

Таким образом, цели терапии различаются:

  • при НОСИ – нормализовать работу сенсорных систем и повысить адаптивный ответ;
  • при РАС – помочь ребёнку постоянно адаптироваться к среде;
  • при СДВГ – развить способность к концентрации и самоконтролю.

Сенсорная интеграция при РАС: адаптация восприятия

По данным разных исследований, от 70% до 90% детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) имеют выраженные нарушения сенсорной обработки.

Чаще всего страдают тактильная, аудиальная и вестибулярная системы. Ребёнку может быть невыносимо, когда кто-то касается его руки или одежда неприятна на ощупь, громкие звуки вызывают боль или панику, яркий свет раздражает и мешает сосредоточиться.

При этом сигналы от тела и органов чувств не объединяются в единую картину, поэтому восприятие мира становится фрагментарным. Ребёнок может узнавать близкого человека не по лицу, а по запаху, тембру голоса или цвету свитера, потому что сенсорные системы работают разрозненно.

Такое расщеплённое восприятие влияет на способность к коммуникации и адаптации.

Чтобы снизить тревожность и сделать восприятие более предсказуемым, специалист по сенсорной интеграции помогает
адаптировать среду: уменьшить яркость света, снизить уровень фонового шума, подобрать комфортные фактуры и температурные условия. Эта работа направлена не только на физический комфорт, но и на восстановление чувства безопасности – базового условия для общения, обучения и развития.

Занятия по методу сенсорной интеграции строятся вокруг постепенной стимуляции различных систем. Цель терапии – снизить уровень сенсорной перегрузки, научить мозг распознавать стимулы и реагировать на них более осознанно.

При РАС сенсорная интеграция не устраняет диагноз, но помогает мозгу эффективнее обрабатывать сигналы, делает поведение ребёнка более предсказуемым, снижает тревожность и делает повседневную жизнь безопаснее.

Сенсорная интеграция при СДВГ: почему ребёнок не может усидеть на месте

Для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характерен особый сенсорный профиль: поиск стимулов и трудности фильтрации сенсорных сигналов.

-3

Мозг таких детей воспринимает слишком много информации одновременно – звуки, движение, прикосновения, визуальные раздражители. Из-за этого система внимания перегружается, а уровень возбуждения нервной системы остаётся повышенным.

Одной из причин является нарушение ингибиции – способности мозга “отсекать” лишние стимулы и выделять значимое.

Каждый стимул требует реакции, и мозг не успевает организовать внимание в нужном направлении.

Постоянное движение, перебирание предметов в руках, покачивания на стуле или громкие выкрики – это способ для ребёнка с СДВГ удерживать оптимальный уровень активации мозга.

Метод сенсорной интеграции помогает таким детям научить мозг фильтровать сигналы, лучше различать важные стимулы и стабилизировать уровень возбуждения.

Занятия включают упражнения на равновесие, глубокое давление, ритмичные движения, работу с телесными ощущениями и пространственной координацией.

Со временем ребёнок становится более устойчивым к отвлекающим факторам, дольше удерживает внимание и быстрее восстанавливается после перегрузки.

Сенсорная интеграция не заменяет медикаментозную или поведенческую терапию, но усиливает их эффект, помогая мозгу научиться фильтровать стимулы, снижать хаотичность и поддерживать концентрацию.

Как проходит терапия сенсорной интеграции

Работа с сенсорной сферой всегда начинается с диагностики сенсорного профиля ребёнка. Для этого используются стандартизированные тесты, наблюдения в естественной среде и опросники для родителей.

Работа с ребёнком проводится специалистом по сенсорной интеграции.

Подробнее о том, кто такой сенсорный терапевт и чем он занимается, читайте в этой статье.

Терапия основывается на принципах постепенной стимуляции и адаптации среды.

Ребёнок работает в специально организованном пространстве, где он может безопасно двигаться, взаимодействовать с различными фактурами, ощущениями и формами движения.

Задача специалиста – подобрать уровень сенсорных воздействий таким образом, чтобы активировать нужные системы без перегрузки.

Постепенно ребёнок учится распознавать сигналы тела, регулировать уровень возбуждения и осознанно реагировать на стимулы.

В PROШКОЛА вы можете приобрести цикл вебинаров «Месяц сенсорной интеграции» – серию практических лекций и кейсов для специалистов и родителей.

Вы узнаете, как работают сенсорные системы, как проводить диагностику и выстраивать коррекцию при нарушениях, а также какие инструменты можно применять дома и в работе с детьми.

Получить доступ к вебинарам

Когда стоит обратиться к специалисту

Не все особенности поведения ребёнка требуют коррекции. Определить, где проходит граница между индивидуальной особенностью и сенсорной дисфункцией, бывает непросто.

Поводом для обращения к специалисту может стать стойкое и систематическое проявление трудностей, связанных с обработкой ощущений, которые мешают адаптации в быту, обучении и социализации.

Своевременная диагностика сенсорных нарушений позволяет определить, какие системы нуждаются в поддержке, и выстроить индивидуальную программу, чтобы предотвратить вторичные трудности.
____________________________________________________________

Чтобы своевременно заметить сенсорные трудности и понять, какие системы требуют поддержки, скачайте чек-лист сенсорных нарушений.

Он поможет определить, на что обратить внимание до консультации специалиста и какие проявления могут быть сигналом к более детальной диагностике.

Забрать чек-лист
____________________________________________________________

Итоги: зачем нужна сенсорная интеграция

При РАС и СДВГ сенсорные нарушения проявляются по-разному, но в обоих случаях они влияют на то, как ребёнок воспринимает мир и реагирует на него, а также на качество жизни.

Работа с сенсорной сферой помогает снизить уровень перегрузки, повысить концентрацию и устойчивость к стрессу, создавая условия для формирования более предсказуемого, организованного поведения.

Метод сенсорной интеграции не заменяет другие виды терапии, а дополняет их.

Именно через восстановление гармонии между ощущением, действием и эмоцией ребёнок получает возможность учиться, взаимодействовать и чувствовать себя уверенно в окружающем мире.