Найти в Дзене

Аберрация объектива. Хроматическая аберрация.

Аберрация объектива — это оптическое искажение, возникающее из-за несовершенства линз или их сочетания в объективе, в результате чего изображение теряет точность, резкость или правильность передачи цветов и форм. Любая линза, даже самая качественная, в какой-то степени вносит аберрации, и именно борьба с ними лежит в основе развития оптических технологий. 🔹 Влияние аберраций на качество снимков Аберрации снижают резкость и контраст изображения, искажают цвета, формы и линии объектов. В результате на фотографии появляются ореолы, размытости, «радужные» контуры или геометрические искажения. Особенно заметны эти дефекты при съёмке с открытой диафрагмой, по краям кадра и при использовании дешёвой оптики. 🔹 Основные типы аберраций 1. Хроматическая аберрация Возникает из-за того, что лучи света разных длин волн (цветов) преломляются под разными углами. В результате на границах контрастных объектов появляются цветные ореолы — чаще всего фиолетовые, синие или зелёные. Пример: при съёмке ве

Аберрация объектива — это оптическое искажение, возникающее из-за несовершенства линз или их сочетания в объективе, в результате чего изображение теряет точность, резкость или правильность передачи цветов и форм. Любая линза, даже самая качественная, в какой-то степени вносит аберрации, и именно борьба с ними лежит в основе развития оптических технологий.

🔹 Влияние аберраций на качество снимков

Аберрации снижают резкость и контраст изображения, искажают цвета, формы и линии объектов. В результате на фотографии появляются ореолы, размытости, «радужные» контуры или геометрические искажения. Особенно заметны эти дефекты при съёмке с открытой диафрагмой, по краям кадра и при использовании дешёвой оптики.

-2

🔹 Основные типы аберраций

1. Хроматическая аберрация

Возникает из-за того, что лучи света разных длин волн (цветов) преломляются под разными углами. В результате на границах контрастных объектов появляются цветные ореолы — чаще всего фиолетовые, синие или зелёные. Пример: при съёмке веток на фоне неба можно заметить фиолетовые контуры вокруг них. Как минимизировать:

  • использовать объективы с ED-линзами (Extra-low Dispersion) или апохроматической коррекцией (APO);
  • слегка прикрывать диафрагму (на 1–2 стопа);
  • при необходимости — устранять ореолы программно в Lightroom / Capture One.
-3

2. Сферическая аберрация

Проявляется, когда лучи, проходящие через края линзы, фокусируются не в одной точке с центральными лучами. Это делает изображение мягким, особенно при открытой диафрагме. Пример: портрет, снятый на f/1.4, может выглядеть слегка «мыльным» даже в фокусе. Как минимизировать:

  • использовать современные асферические линзы (ASPH);
  • закрывать диафрагму (f/2.8–f/4);
  • применять объективы с улучшенной коррекцией сферы.
-4

3. Кома (коматическая аберрация)

Появляется при съёмке ярких точечных источников света (звёзды, фонари) ближе к краю кадра — точки превращаются в «хвостатые кометы». Как минимизировать:

  • снимать с более закрытой диафрагмой;
  • использовать объективы с коррекцией комы (например, астрофотографические модели).

4. Астигматизм

При астигматизме лучи, идущие в разных плоскостях, фокусируются в разных местах. В результате изображение в центре может быть резким, а по краям — растянутым или смещённым. Как минимизировать:

-5

  • выбирать качественные объективы с хорошей геометрической коррекцией;
  • избегать съёмки с чрезмерно открытой диафрагмой.

5. Дисторсия (геометрическая аберрация)

Выражается в искажении линий — прямые кажутся изогнутыми.

  • Бочкообразная — линии изгибаются наружу (часто у широкоугольных объективов).
  • Подушкообразная — линии изгибаются внутрь (характерно для телеобъективов). Как минимизировать:
  • использовать объективы с геометрической коррекцией;
  • исправлять искажения программно (в Lightroom, DxO, Adobe Camera Raw).

6. Виньетирование (ослабление света по краям кадра)

Хотя иногда используется как художественный приём, технически это тоже форма аберрации. Края кадра становятся темнее из-за неравномерного прохождения света. Как минимизировать:

  • закрыть диафрагму на 1–2 ступени;
  • использовать фильтры и бленды, не перекрывающие световой поток.

Аберрации — неизбежная часть оптической физики, но современные технологии позволяют свести их влияние к минимуму. Комбинация асферических, апохроматических и низкодисперсионных линз, вместе с цифровой коррекцией в камере, делает современные объективы практически свободными от заметных искажений.

Идеальный объектив не тот, где нет аберраций, а тот, где они грамотно сбалансированы и незаметны в реальной съёмке.