Найти в Дзене

Целлулоидная анимация: ещё один шаг вперёд

Ранее мы рассказывали о перекладной анимации, где для создания нового кадра не нужно было перерисовывать весь лист заново, достаточно было подвинуть одну деталь. Следующим шагом развития мультипликации стал переход к целлулоидной анимации – персонажи и движущиеся элементы наносились на прозрачную плёнку, которую клали поверх нарисованных ранее фонов. Отцом этого вида анимации считается Эрл Хёрд, который работал на студии Bray Productions, и вместе с продюсером Дж. Р. Брэем разработал и запатентовал метод анимации с использованием плёнки. Изначально для этого использовался целлулоид – горючий материал, – позже он был заменён на ацетилцеллюлозу, которая была более безопасна и удобна. После создания раскадровки будущего мультфильма на рисунки персонажей накладывалась плёнка, изображения персонажей обводились чернилами. Потом они раскрашивались с обратной стороны, чтобы не закрасить случайно контур. Как правило, для раскрашивали их гуашью вручную, строго определённым набором цветов, чтобы
Оглавление

Ранее мы рассказывали о перекладной анимации, где для создания нового кадра не нужно было перерисовывать весь лист заново, достаточно было подвинуть одну деталь. Следующим шагом развития мультипликации стал переход к целлулоидной анимации – персонажи и движущиеся элементы наносились на прозрачную плёнку, которую клали поверх нарисованных ранее фонов.

Предыстория

Отцом этого вида анимации считается Эрл Хёрд, который работал на студии Bray Productions, и вместе с продюсером Дж. Р. Брэем разработал и запатентовал метод анимации с использованием плёнки. Изначально для этого использовался целлулоид – горючий материал, – позже он был заменён на ацетилцеллюлозу, которая была более безопасна и удобна.

После создания раскадровки будущего мультфильма на рисунки персонажей накладывалась плёнка, изображения персонажей обводились чернилами. Потом они раскрашивались с обратной стороны, чтобы не закрасить случайно контур. Как правило, для раскрашивали их гуашью вручную, строго определённым набором цветов, чтобы они совпадали на всех кадрах.

Самые первые мультфильмы, снятые с использованием этой технологии, были черно-белыми, это была эпоха немого кино. Вот кадр из мультсериала Эрла Хёрда про мальчика Бобби Бампса: Booby Bumps Puts a Beanery on the Bum.

© 1918 Paramount Pictures
© 1918 Paramount Pictures

Классика целлулоидной анимации

Технологию очень активно использовали на студии Диснея. В 1960-е постепенно перешли от раскрашивания персонажей вручную к ксерографии, разновидности цветной печати, что ещё больше упрощало и ускоряло работу художников. Практически все 2D-мультфильмы, снятые между 1930-ми и 1990-ми годами, сделаны на целлулоидной плёнке.

© 1937 Walt Disney Studios
© 1937 Walt Disney Studios

В Советском союзе также переняли технологию целлулоидной анимации, и именно с её помощью снято множество любимых нами советских и некоторых российских мультфильмов. Самым первым цветным мультфильмом, снятым в технике целлулоидной анимации был «Сладкий пирог», 1937 года.

© 1969 Союзмультфильм
© 1969 Союзмультфильм

Некоторые мультфильмы, использующие эту технологию:

  • «Малыш и Карлсон», 1968
  • «Дед Мороз и лето», 1969
  • «Винни-Пух», 1969
  • «Бременские музыканты», 1969
  • «Умка», 1969
  • «Ну, погоди», 1969–1986
  • «Катерок», 1970
  • «Как львёнок и черепаха пели песню», 1974
  • «Тайна Третьей планеты», 1981
  • «Жил-был пёс», 1982
  • «Возвращение блудного попугая», 1984-1988
  • «Незнайка на Луне», 1997-1999

Можно ли сделать целлулоидную анимацию самому?

Этот способ создания мультфильмов подходил для студий, где работало большое количество специалистов, которые, как конвейер, рисовали персонажей в основных позах, дорисовывали промежуточные фазы движения, копировали изображения на плёнки, раскрашивали. Это была огромная работа, дававшая возможность создавать качественные мультфильмы, при этом разделяя задачи на множество людей, что ускоряло производство.

Однако создать что-то подобное вручную одному человеку будет слишком трудно и долго. Попробовать, конечно, можно, например, с прозрачными папками для бумаг и витражными красками, но мы вас предупредили.

Более подробно о процессе создания целлулоидной анимации можно узнать на мастер-классе Вороновой Анастасии Викторовны на видео: https://vk.com/wall-41885068_6908.

Интересный факт

После завершения съёмок некоторые целлулоидные плёнки продаются ценителям, некоторые даже создают специально не для мультфильма, а на продажу, но такие ценятся меньше.

Например, большой лот с плёнками из финала фильма «Кто подставил Кролика Роджера» был продан на аукционе Сотбис в 1989 году за 50 600 долларов. Плёнки мультфильма «Русалочка» (последующие мультфильмы Дисней делались с помощью компьютерной графики) продали по 2500–3500 долларов за каждую.

В России также продаются целлулоиды известных мультфильмов:

© Студия Пилот, 1990
© Студия Пилот, 1990

Смотрите также:

12 принципов анимации
Мир мультипликации19 октября
Как делали самые первые мультфильмы: вы тоже так сможете!
Мир мультипликации13 октября
Мультфильмы в технике «стоп-моушн»: оживить сказку своими руками
Мир мультипликации16 октября
Перекладная анимация: секрет аниматоров
Мир мультипликации29 октября
Ротоскопирование: дай списать!
Мир мультипликации7 ноября
Классика кукольной анимации
Мир мультипликации11 ноября
Пластилиновая анимация: под другим углом
Мир мультипликации13 ноября
Компьютерная анимация: основные технологии и где они обитают
Мир мультипликации16 ноября
Эволюция компьютерной графики в 11 корометражках Pixar
Мир мультипликации1 октября
Мультфильмы с Lego
Мир мультипликации16 сентября