Найти в Дзене
Аleksandr Testoff

PORSCHE 959 НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ ГИПЕРКАР ПЕРЕВЕРНУВШИЙ МИР

Помните сериал рыцарь дорог из 80-х. Наверно многие из нас в детстве его обожали. Но повзрослев, прочитав много авто журналов и пересмотрев, с появлением интернета, кучу информации на автомобильную тематику, понимаешь, что в данном сериале должен был сниматься абсолютно другой автомобиль. В 90-е годы наши детские познания в автомобилях ограничивались вкладышами на турецких жвачках турбо, а вершиной жизненного успеха и эталоном автомобиля все считали 600-ый MERCEDES-BENZ, рассказывая байки у подъезда насколько он крут, между делом шлепая по бетону в попытке перевернуть как можно больше вкладышей))). Сегодня мы поговорим о величайшем автомобиле всех времен.Самом передовом и немыслимом суперкаре, опередившем время на десятилетия. Шли 80-е годы, а на раллийных допах в это время царило сумасшествие под названием ГРУППА Б. В компании PORSCHE глядя на все это захотели присоединиться к этому празднику вседозволенности, смертельного риска, огромных скоростей, нереальных технологий

Помните сериал рыцарь дорог из 80-х. Наверно многие из нас в детстве его обожали. Но повзрослев, прочитав много авто журналов и пересмотрев, с появлением интернета, кучу информации на автомобильную тематику, понимаешь, что в данном сериале должен был сниматься абсолютно другой автомобиль.

-2

В 90-е годы наши детские познания в автомобилях ограничивались вкладышами на турецких жвачках турбо, а вершиной жизненного успеха и эталоном автомобиля все считали 600-ый MERCEDES-BENZ, рассказывая байки у подъезда насколько он крут, между делом шлепая по бетону в попытке перевернуть как можно больше вкладышей))).

Сегодня мы поговорим о величайшем автомобиле всех времен.Самом передовом и немыслимом суперкаре, опередившем время на десятилетия. Шли 80-е годы, а на раллийных допах в это время царило сумасшествие под названием ГРУППА Б. В компании PORSCHE глядя на все это захотели присоединиться к этому празднику вседозволенности, смертельного риска, огромных скоростей, нереальных технологий и бюджетов. Тем более , что в гонках на выносливость у Порше на рубеже 70-80 годов были достаточно неплохие результаты. Результаты были настолько неплохи что Поршеделы позволяли себе даже поглумится над соперниками и после победы в Ле-ман 1983 года, выпустили рекламный постер под названием "Никто не идеален".

-3
-4

В том же 1983 -м , после долгих и бурных обсуждений тогдашний глава отдела исследований и разработок Хельмут Ботт принес ген. директору PORSCHE Петеру Шутцу проект того, что по мнению Ботта должно громить соперников в ралли, позже данный проект получит индекс 959. В Порше мечтали выпустить аналогичный плакат и на счет побед в ралли. Но немцы не были бы немцами если бы фантазии и жажда побед вязала верх над рационализмом. Проект 959 планировался Боттом не только как раллийный болид но и как испытательная лаборатория для будущих наработок к 911 модели. Поэтому двигатель в новой разработке расположили также как и в 911 - сзади. Времени раздумывать и раскачиваться не было, уже через 6 месяцев проект под названием Gruppe B был представлен на Франкфуртском автосалоне.

-5
-6
-7

Концепт в свадебном белом цвете был принят публикой с интересом. Из-за спешной разработки в компании Порше немного сошли сума. В отличие от всех остальных производителей, которые как правило разрабатывали автомобиль, а уже затем его спортивные и гоночные версии в Порше решили сначала разработать гоночный болид, а затем прикрутив к нему ремни безопасности и никому не нужный задний ряд, совсеми передовыми технологиями выбросить его на рынок в количестве 250 штук, по весьма демократичной цене в 150 000 Дойч марок. На том же Франкфуртском автосалоне 1985 года специалисты компании представили уже готовый предсерийный автомобиль. И если в 1983 году публика еще не осознала, что именно им было продемонстрированно, то толстосумы в 1985 году были просто взбудоражены новинкой и обещанными характеристиками данной машины. Около 1600 человек выразили готовность приобрести автомобиль и это не сморя на то , что стоимость за пару лет возросла с изначально обещанных 150 000 марок до 420 000 тысяч. Но желания отдать чемодан денег вовсе не являлось возможностью приобрести данный автомобиль. Всего лишь 250 счастливчикам довелось внести депозит и наслаждаться ожиданием новинки. Естественно среди этих 250 человек были только важные для компании персоны или те, кто мог стать бесплатной рекламой для Porsche.

Bill Gates стал одним из счастоивых обладателей 959, но прокатится на ней смог только спустя 10 лет после покупки))))
Bill Gates стал одним из счастоивых обладателей 959, но прокатится на ней смог только спустя 10 лет после покупки))))

Научное немецкое чудо еще на этапе премьеры вызвало небывалый ажиотаж и повышенный интерес. Многие просто не верили что автомобиль будет обладать всеми указанными характеристиками, так как в 80-х годах все обещанное немецкими инженерами звучало как какой то фантастический фильм. Новый Порше казался каким то пришельцем из будущего, а не автомобилем. Инженеры потрудились на славу, вокруг монокока из алюминия и кевлара они выстрели просто какой-то космический корабль. Полы кузова изготовили из передового композитного материала Nomex. Сам кузов попытались максимально сделать похожим на 911, но по причине того , что во главу угла ставилась аэродинамика, все же кузов получился не таким лаконичным и лишь отдаленно напоминал родословную марки.Зато коэффициент сопротивления воздуха составлял всего 0,31.

-9

Мотор в машину установили от легендарного гоночного PORSCHE 956. Но просто установить высокооборотисый двигатель, специально разработанный для кольцевых гонок в машину, предназначенную для ралли и дорог общего пользования, не получилось. Для обеспечения приемлемой тяги во всем диапазоне оборотов оппозитного 6 цилиндрового двигателя была разработана система с двумя турбинами разного размера, расположенными последовательно. Головки блока оснастили жидкостным охлаждением, превратив немецкий гоночный запорожец в приличный суперкар.

-10
-11

Все это позволило снять с 2,85 литрового агрегата 444 л.с. Вроде не такие уж и впечатляющие цифры, но в совокупности с шестиступенчатой механикой, разработанной совместно с BorgWarner и новейшей передовой схемой полного привода Porsche-Steuer Kupplung, она же PSK, новинка от Porsche ускорялась до первой сотни за 3,9 секунды. Тут специалисты Порше, в отличие от плаката в честь побед в Ле-мане, проявили скромность, в дальнейших авто-тестах машина стабильно достигала первой сотни за 3,6-3,7 секунды, а максимальная скорость составила 317 км/ч. Коробку передач оснастили специальной G передачей для бездорожья. Схема полного привода вообще поражала воображения, мало того, что можно было выбрать из четырех режимов движения Dry, Wet, Ice и Traction, так еще электроника сама распределяла крутящий момент между колесами, да, да, именно , между колесами, а не осями. В обычных условиях 60% момента уходило назад, но к примеру при интенсивном разгоне электроника моментально перебрасывала назад до 80 % момента, вкупе с оппозитным 6 цилиндровым агрегатом, расположенным сзади, это все помогло сделать разгон автомобиля с места фантастически быстрым и стабильным.

-12
-13
-14

Но это еще не все чудеса немецкой инженерии, помимо всего этого в новинку воткнули регулируемую в пределах 60 мм гидроподвеску с двойными электронноуправляемыми амортизаторами, которая сохраняла выбранный водителем клиренс автоматически, с учетом количества пассажиров в салоне и массы багажа. Один амортизатор отвечал за демпфирование, а другой за положение кузова. Понимания, с какой скоростью может передвигается данный автомобиль инженеры разработали и оснастили этот снаряда системой контроля давления в шинах.

-15
-16
-17

Да сегодня такое оснащение не выглядит сильно впечатляющим, но посмотрите на современные порше, полный привод, регулируемая подвеска, стабильный разгон менее чем за 4 секунды....получается все, что сейчас есть в современных порше, было разработано 40 лет назад. Только по прошествии времени понимаешь, какой колоссальный рывок передовых технологий проделали инженеры из Порше в 80-х годах. Дело в том, что 959 не был коммерческим продуктом, это была имиджевая истрия , все причастные к разработке данного автомобиля бились за доброе имя и хотели показать результаты, которых никто бы не мог превзойти. Торопясь ворваться на новинке в автоспорт, уже в январе 1985 года на старте ралли Праиж-Дакар красовались три 959-х. Правда вместо тубового монстра в "дакаровском" варианте был установлен, стандартный оппозитный двигатель от 911 модели в 230 лошадиных сил. К сожалению ни один из трех прототипов не смог добраться до финиша в легендарном ралли марафоне. Однако в том же 1985 на ралли фараонов, 959 уже с установленным турбомотором взял первое место. На Дакаре 1986 года 959 стали триумфаторами, заняв 1, 2 и 6 место. Причем машина занявшая 6 место была техничкой, а не боевой версией.

-18
-19

-20

-21

Но цель ради которой и было принято решение о создании 959 ого к сожалению так и не была достигнута. Скорости и безумие в группе Б возросли на столько , что на допах происходила катастрофа за катастрофой, в 1985 году Attilio_Bettega на Lanchia 037 попадает в смертельную аварию

-22
-23

1986 год, Ford rs 200 португальского гонщика на полном ходу влетает в толпу зрителей, далее Хенри Тойванен на Lanchia Delta S4 попадает в аварию штурман и гонщик погибли.

Joaquim Santos на ралли Португалии влетает в толпу зрителей
Joaquim Santos на ралли Португалии влетает в толпу зрителей

Henri Toivonen
Henri Toivonen

Lanchia Delta S4  Хенри Тойвонена, после смертельного ДТП. Кумир миллионов, талантливый и смелый пилот погиб вместе со штурманом.
Lanchia Delta S4 Хенри Тойвонена, после смертельного ДТП. Кумир миллионов, талантливый и смелый пилот погиб вместе со штурманом.

Череда происшествий приводит к тому, что в 1987 году группа Б прекращает свое существование. PORSCHE 959 скорее всего стал бы несомненным победителем самого опасного мирового первенства, но судьба не предоставила этому замечательному и передовому автомобилю шанс показать всю свою мощь на раллийных допах. С 1986 по 1993 год было выпущено всего 337 штук этого впечатляющего автомобиля который в то время казался пришельцем из космоса .Причем для клиентов, первые экземпляры начали выпускать в 1988 году.

-27
-28

-29

-30
-31

Что же конкуренты. Из тогдашних производителей, никто не вступил с Порше в гонку вооружений, ни один из именитых автостроителей не решился тягаться компанией PORSCHE. Только один из мировых производителей, чью гордость и славу растоптал технологичный Порш, решился вступить в борьбу. Ferrari в 1987 году выкатывает свой бестселлер F40, да 40-ая модель оказалась быстрее 959-ого по максимальной скорости, а в разгоне автомобили имели паритет. Вот только поделка из Феррари , чей постер висел в комнате у большинства прыщавых тинэйджеров, была все же корчелыгой, для управления которой были необходимы недюжинные навыки гонщика. Двери в данном спорткаре , который к слову был дороже порша, закрывались при помощи веревочных петель, а при разгоне из ушей пилота текла кровь, так как шумоизоляция, как и салон, отсутствовали в данном автомобиле от слова совсем. Эксперты и журналисты отмечали, что Порш был комфортней, проще в управлении, и мог показывать свои возможности в любую погоду и на любом покрытии, инженеры Порше создали АВТОМОБИЛЬ, в отличии от итальянцев, чья поделка годилось только для выезда на трек либо для аккуратного перемещения от ресторана до ресторана.

-32

-33
-34
-35
-36
-37
-38

-39

Люди создавшие 959, были движимы мечтами о победах и технологическом совершенстве. Им удалось в далеких 80-х годах показать людям будущее, совершить гигантский скачек не ради денег и наживы, а во имя превосходства науки, технического прогресса и безграничности человеческих возможностей. Этот всепогодный гиперкар останется в мировой истории настоящим рыцарем дорог.