В России не так много монастырей, находящихся на островах. Это Спасо-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере, Нило-Столобенская пустынь в Тверской области и Свияжский Успенский монастырь в Республике Татарстан. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь четвертый в этом списке. Как же так получилось, что на продуваемом северными ветрами острове, покрытом сплошь лесами и болотами, появилась обитель?
Для ответа на этот вопрос нужно переместиться во времени в первую половину XV века.
Монастырь на острове
1430 год. Преподобный Савватий, умудренный опытом старец Валаамского монастыря, искал на склоне лет отшельнического жития. Тогда это было в духе того времени. Он был наслышан о Соловках как о месте уединенном, богатом рыбой, грибами и ягодами, но с суровым климатом. Однако это его не испугало.
В устье реки Выг у селения Сороки (ныне Беломорск) Савватий встретил преподобного Германа, и тот показал разведанный ранее с рыбаками путь на Соловки. Так преподобные Савватий и Герман оказались на Соловецких островах.
Первые годы отшельничества были очень трудными. Белое море крайне непредсказуемо, особенно в осенние месяцы, а зимой острова оказывались полностью отрезанными от материка. После смерти преподобного Савватия Герман встречает в Сумах другого монаха — Зосиму, и они снова отправляются зимовать на Соловки. Они строят две небольшие кельи в закрытой от ветра бухте, в 2 км от места расположения будущего монастыря, и пережидают там долгую северную зиму.
Постепенно на Соловках собирается небольшая братия и строится первая деревянная церковь во имя Преображения Господня — как раз на месте будущего грандиозного собора.
1436 год считается годом основания Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Обитель постепенно расширяется. Монастырь становится хозяином пахотных земель, лесов и озер. На территории монастыря сейчас можно увидеть постройки, относящиеся к середине XVI века.
Монастырь-крепость
Середина XVI века. Белое море активно бороздят шведы, разведывая морские пути и близлежащие острова. Это никак не могло понравиться царю Иоанну Васильевичу. Кроме того, вскоре стало известно о планах шведов захватить русское побережье Финского залива, большую часть русского побережья Баренцева и Белого морей, Кольского полуострова, северной Карелии и даже устья Северной Двины с Холмогорским острогом. Это представляло собой явную угрозу водному торговому пути из Европы в Россию, который проходил вокруг Скандинавии.
Царь направил в "Соловецкой монастырь Михайла Озерова, а с ним четыре человека пушкарей, десять человек стрельцов" с большим количеством оружия. Царь также дал приказ Михаилу Озерову возвести на Соловках деревянный острог, который начали строить в 1578 г. Однако деревянная крепость просуществовала недолго. Иван Васильевич понимал, что она не является надежной защитой от все чаще появлявшихся в Белом море шведов.
Иван Грозный отдает приказ о строительстве каменной крепости. Она строится 14 летних сезонов с 1582 по 1595 год. Новая крепость изначально строилась как регулярная. Соответственно месту расположения, она имеет форму вытянутого, расширяющегося к югу пятиугольника. Стены и башни охватывают территорию около 4-х гектар. Их общая протяженность — 1200 м. Высота стен от 6 до 11 метров, башен — 12-17 метров, толщина стен в уровне нижнего яруса боя от 5 до 7 м, по боевому ходу — от 3 до 5 метров.
Заготовка материала для строительства крепости шла всю зиму: по гладкому санному пути валунный камень доставляли волоком из соседних лесов. Как только устанавливалась плюсовая температура, камни затаскивали друг на друга при помощи системы блоков и рычагов, использовали лошадей.
Пустоты между валунами заполняли бутом (кирпичной крошкой, смешанной с раствором извести). Один из крупных камней находится над входом в Святые врата. Его вес более 11 тонн.
В строительстве стены принимали участие около 400 монашествующих и 1500 царских стрельцов, присланных Иваном Грозным. Будущий форт был нужен царю не только как защита от шведских кораблей, но и как удаленная от Москвы тюрьма с мрачными каменными казематами для ссылки неугодных подданных.
Монастырь-тюрьма
Мрачная история тюрем на Соловках началась еще до постройки крепости, в 1533 году, когда в стены монастыря, в одиночную келью, был заточен игумен Свято-Троицкой лавры Артемий.
В разное время узниками монастырской тюрьмы были крещёный татарский царевич, слуга Ивана Грозного, а одно время даже его соправитель, князь Симеон Бекбулатович, управляющий печатным двором князь Михаил Львов. Из числа петровских сподвижников здесь закончил свою жизнь первый граф Толстой. В 1776 году, после уничтожения Запорожской Сечи, в Соловецкий монастырь отправлен её последний атаман Петр Калнышевский. Он провёл около 26 лет в холодной камере размером 1 × 2 м.
Бывал там и двоюродный дядя Александра Пушкина отставной подполковник Павел Ганнибал. Он провел в подземной камере 6 лет. Освобождён в 1833 году. И еще много других людей: священников, раскольников, мятежников и прочих с хорошо известными в истории фамилиями.
Надо сказать, что условия в этих подземных казематах были ужасающими. Без солнечного света и почти без доступа свежего воздуха, в практически полной темноте, когда стирается грань между днем и ночью, сидели люди в каменно-земляных холодных и сырых "мешках" не годы — десятилетия! Трудно представить, как было возможно не сойти с ума. Естественно, что подавляющее большинство узников так никогда и не вышли оттуда.
В 20-30-е годы XX века тюрьма на Соловецких островах переживает свой "расцвет", если так можно сказать. В мае 1923 г. заместитель председателя ГПУ И. С. Уншлихт обратился во ВЦИК с проектом по организации Соловецкого лагеря принудительных работ. 6 июня 1923 года (ещё до принятия решения о создании соловецкого лагеря) колёсный пароход «Печора» доставил на Соловецкие острова первую партию заключённых из Архангельска и Пертоминска. Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) начал свою работу.
Я писала об этом раньше, в других статьях. Здесь повторяться не буду. Скажу только, что человеческая природа непредсказуема, а в истории порой совсем рядом уживаются несочетаемые вещи. С одной стороны, Соловки — это место святости, где столетиями возносились и возносятся молитвы Богу. С другой — место невыносимых мучений, унижений, страданий и смерти. Как это может соединиться в одном месте? Соловки и завораживают именно этой непостижимостью.
Ансамбль монастыря
Если пройти через Святые врата, вы окажетесь во внутреннем дворе монастыря. И первое, что замечает ваш взор, — это высокий, мощный, имеющий вид крепостной твердыни, белокаменный Спасо-Преображенский собор. Его строительство было начато при святителе Филиппе Колычеве в 1550-1560-х годах.
Собор трехъярусный. В нижнем ярусе находились подклеты, которые имели хозяйственное назначение и использовались для захоронений. Во втором ярусе — сам храм с двумя приделами, в третьем ярусе — в угловых башенных надстройках — помещались еще четыре придела.
Не менее интересное и мощное здание ансамбля монастыря представляет собой Трапезная палата. Она огромная, имеет площадь 483 кв. метра. Палата одностолпная, как и Грановитая палата Московского Кремля. Диаметр столпа - около 4 метров.
Питалась в Трапезной палате только монастырская братия и почетные гости обители. По периметру помещения и вокруг столпа ставились лавки и столы. Здесь же проходили и общие собрания всей монастырской братии: для решения хозяйственных вопросов и выбора настоятеля.
В период СЛОНа именно в Трапезной палате располагалась известная 12 рота, в которой находился главный герой романа З. Прилепина "Обитель" Артем Горяинов. Пребывание заключенных в этом помещении не могло не отразиться на его сохранности. Дело в том, что сейчас, после реставрации, все стены и своды палаты чисто выбелены. Ранее находившиеся здесь росписи полностью утрачены.
И последняя интересная деталь. В подклете Трапезной есть одна неприметная железная дверь, ведущая в небольшое помещение с высоким потолком. Туристов здесь обычно спрашивают: "Как вы думаете, что находилось в этом помещении?" Только самые внимательные могут заметить отверстия дымоходов наверху. Это помещение — печь. Огромная печь, которая посредством сложной системы каналов, проложенных в стенах монастыря, отапливала все огромное сооружение (еще одно чудо инженерной мысли того времени).
Раз в неделю в это помещение завозили телегу дров. Дым от медленно тлеющих бревен поднимался вверх в дымоход через высокое поддувало, а горячий воздух расходился в верхние помещения по воздуховодным каналам в толще стен и и под полом. Такая средневековая система отопления.
Вместо заключения
Про Соловецкий монастырь можно рассказывать долго. Я отметила лишь некоторые моменты, которые показались мне особенно интересными и которыми захотелось поделиться с вами.
Трехчасовая пешая экскурсия по монастырю пролетает незаметно. Очень много исторически важных событий, очень много человеческих судеб связаны с этим местом. Когда слушаешь, невозможно оторваться.
Экскурсию взять однозначно стоит. Во многие помещения обители невозможно попасть самостоятельно, так как идет реставрация и местами строительные работы. Но, повторяю, она того стоит. А я на этом заканчиваю свой рассказ о Соловецком монастыре. Осталось только добавить, что ансамбль монастыря включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть культурно-исторического копмлекса Соловецкого архипелага.
Спасибо, что дочитали до конца! 💖
С любовью и уважением к своей стране и к путешествиям,
Евгения
Ваши лайки и комментарии очень мотивируют автора. 😉
При написании статьи были использованы источники:
📚Соловки — Соловецкий лагерь особого назначения, соловецкая тюрьма. СЛОН, СТОН, Беломорско-Балтийский канал, ГУЛАГ. https://solovki-monastyr.ru/
📚Прихожанин — Соловецкие очерки: обитель, ставшая тюрьмой. https://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/2274-solovetskie-ocherki-obitel-stavshaya-tyurmoj
📚Соловецкая крепость и её место в ряду фортификационных сооружений Северо-Запада России | Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря. https://ch.itmo.ru/solovky/istoriya/soloveckaya-krepost