Уважаемые читатели, сегодня я хочу поисследовать тему зависти. В жизни и в терапии мы часто встречаемся с этим чувством. Возникает много вопросов, как с ним быть.
Но начать я хочу с проявлений зависти, как верхнего уровня этого чувства.
Обесценивание
Наверное, можно назвать классикой проявления зависти отрицание ценности чего-либо. Например, кто-то говорит, что сосед занимается абсолютно дурацкой деятельностью или он получил свою должность абсолютно незаслуженно. И мы здесь не говорим, что человек кривит душой, он может искренне думать то, что выражает вербально. Однако, маркером для нас здесь становится обесценивание. Именно оттенок обесценивания говорит нам о бессознательной зависти.
Куда нас это приведёт? Здесь в терапии (и в жизни) можно поразмышлять о том, какое обесценивание себя, своих желаний и стремлений проецируется на соседа. Каждый психоаналитик-фрейдист вам здесь скажет, что обязательно надо посмотреть, как обесценивались потребности ребёнка мамой. И будет прав. Надо. Возможно, там мы найдём двойные послания матери, возможно, найдём некорректное отражение чувств младенца, возможно, внушение «правильных» чувств взамен истинных.
Однако, в данном примере есть ещё один слой – слой отцовского. Проявление структуры, встраивания в структуру, успешности в структуре – это отцовское архетипическое. И да, с одной стороны, мы можем посмотреть на то, не обесценивались ли достижения реального отца. С другой стороны, нет ли слияния с отцом в противопоставлении себя структурам (как проявление проблем взаимоотношений отца со своим отцом). С ещё одной стороны, мы моем посмотреть на слабость, инфантильность, женоподобность отцовской фигуры в психике, которая отражается страхом неспособности достичь успеха в структурных единицах (будь то компания, сообщество, сфера бизнеса и т.д.).
Но здесь мне не хватает глубины. Где же здесь Бог? Где взаимоотношения с Великим Отцом, с божественным архетипом? И они есть. На глубинном уровне мы здесь можем найти соперничество с Богом. И тогда мы говорим об архетипическом образе Божественного ребёнка, который объявляет своим всемогуществом несостоятельность структур и правил, созданных Великим Отцом. Амплификационно я здесь вспоминаю Мефистофеля, который, скажем так, бился об заклад с Богом Отцом. А кто есть Мефистофель? Трикстер, теневая ипостась Божественного ребёнка. И тогда мы приходим именно в Тень внутреннего ребёнка.
Но вот что интересно. Мораль в лице классической литературы учит нас, что Трикстер всегда, в итоге, проигрывает Отцу. Можно здесь вспоминать и Остапа Бендера, и Мефистофеля, и иных героев. Однако, жизнь, на примере даже наших 90-х, демонстрирует обратное. Зависть и активность теневой части ребёнка могут привести к интересным результатам. Другой вопрос, насколько они будут совместимы с стремлениями Илиастра, богообраза, Самости. Однако, если баланс и/или умение остановиться человеком будут соблюдены, то есть все шансы не закончить жизнь смертельными психосоматическими заболеваниями или зависимостями.
Я думаю, что пример того, как Трикстер может быть деятельным, используя энергию зависти важен для осознания. Этот пример может привести человека к глубоким размышлениям, к погружению в свои глубины.
Агрессия
Ещё одним частым проявлением зависти может служить агрессия. Давайте рассмотрим весьма яркий пример, когда мы злимся на людей, чьё поведение мы считаем неподобающим. Это может быть развязанное поведение в общественных местах, алкогольное опьянение, скандальное поведение, агрессивное поведение и так далее. Во всех этих случаях мы встречаемся с тем, что внутреннему ребёнку второго человека позволено больше, чем нашему собственному. Да, вероятно, у персонажа, ему не просто позволено больше, а он захватил психику и свесил ножки на шее взрослой части. Однако, нас бесит это, потому что у нашего внутреннего ребёнка рот и вовсе заклеен скотчем.
Да, можно здесь уйти в холод матери или в её интровертность, что послужило основой для затыкания детской части. Вполне. Но можно посмотреть и на исторический контекст жизни человека. Я думаю, что это важный фокус для терапии в таких ситуациях. Если мы обратимся к культуральному аспекту истории нашей страны, то увидим, что в десятках, если не сотнях поколений заложен паттерн выживания. Это паттерн, который включает взрослую позицию в самом раннем возрасте. Нельзя забывать о «Неуловимых мстителях» или детках, что работали на заводах по производству снарядов в Великую Отечественную. Наша история представляет из себя волны войн и социальных потрясений. Это всё накладывает отпечаток на коллективное бессознательное, проникающее в нас через архетипы. И конечно архетип Божественного ребёнка не является исключением. Ему положено быть спокойным, рассудительным и осознанным. Я бы даже сказала так: ребёнок должен уметь затаиться под кустом, когда мимо едет враг. Вот оно замирание. И мама тут может быть не причём.
Конечно, наш внутренний Божественный ребёнок злится и стучит ножкой из зависти, что этому дяде можно напиться, а мне нет. Здесь будет важным осознать замороженность собственного ребёнка. И уж точно не стоит доводить вытеснение его чувств до апогея, результатом которого потом вполне может стать компенсационный алкоголизм. В этом примере мы можем весьма конструктивно использовать чувство гнева и скрытую под ним зависть как индикатор невнимания к собственному внутреннему ребёнку.
Стимул
Давайте начнём прикасаться к позитивным аспектам зависти. Действительно, когда зависть осознанна, когда у человека имеется крепкий Эго-комплекс как репрезентация устойчивой взрослой части, зависть может быть чувственным сигналом к выбору ориентиров для деятельности.
И это хороший вариант применения своих искренних чувств, несмотря на их социально-негативную окраску. Я думаю, это очень важно. Как сказал бы здесь один из моих учителей, «важно выйти из матрицы». Именно в аспекте зависти как стимуле это наиболее важно сделать.
Да, христианизация мира не прошла бесследно. Забота о себе и своих интересах, возведённая в ранг дьявольских искушений, приводит к уничижению и чувства зависти вне зависимости от контекста. Религия как отражение стремления к единению (вспоминаем этимологию слова «религия») способна приносить много благого для человека. Но не стоит поддаваться искушению принимать паттерн чёрно-белого мышления.
Быть с другими, оставаясь собой, осознанно выбирая свои ориентиры, основываясь на своих чувствах и желаниях с уважением к таковым же окружающих, это путь целостности, путь гармоничной личности. Тот самый путь индивидуации, которому посвящена юнгианская терапия в своей сути.
Принятие
В конце своей статьи я хочу обратиться к ещё одному проявлению зависти. Это пример также из позитивного спектра этого непростого чувства.
Это открытое выражение зависти как отражения признания, принятия, любви и восхищения. Может случаться так, что подруга вам скажет со счастливыми искорками в глазах: «Дорогая, я тебе так завидую, это прекрасно (не важно что, должность, успех проекта или новое платье)». Я уверена, что кто-то сейчас может попробовать интерпретировать ситуацию как выражение скрытой агрессии. Так может быть, не будем этого исключать. Но может быть и по-другому. Это важно понимать. Своей фразой ваша подруга признаёт ваш высокий ранг, она обращается к вашему высокому рангу. По сути, такое общение позволяет сохранять взаимное уважение и позитивный эмоциональный фон.
Следующий пример. Ваш друг может заниматься спортивной греблей (неожиданный пример, но пусть будет 😊). Вы увлечены другим, этот вид спорта вас не привлекает. Однако, вы видите с каким воодушевлением ваш друг рассказывает о своём занятии. Его эмоции наполняют и вас, вам вместе с ним становится радостно, и вы вполне можете почувствовать очень светлую зависть к тому, как друг нашел такой замечательный источник приятных переживаний. В вашем сердце она легко и искренне может сочетаться с радостью за близкого вам человека. И это вполне может выражено вербально: «Дружище, я прямо завидую тому, как тебе удалось подобрать такой подходящий для тебя вид досуга». Ну или короче и с матом как краткой формой для выражения восхищения 😊. И по большому счёту это про эмпатию, которая может быть выражена светлой стороной зависти, про умение прочувствовать, глубоко понять чувства другого.
Чуть выше я говорила про зависть к Богу, вызывающую соперничество. Но ведь может быть в архетипических глубинах и иначе. Зависть к потрясающим силам природы Великой Матери, которой подвластны моря, леса, океаны, пустыни, горы, смешивается с восхищением, принятием и любовью. Конечно, обычно мы можем увидеть в себе скорее что-то из последнего, восхищение и принятие, например. Но. Мы никогда не сравняемся в силах с Великой Матерью (с папой поиграть в кости в надежде отжать заводик ещё можно, а вот с мамой так не получится 😊). И здесь обязательно будет толика зависти. И эта зависть даёт нам один из главных уроков для нашей жизни – урок принятия.
Зависть как ключ к развитию принятия – это, пожалуй, один из самых удивительных аспектов соприкосновения с таким неоднозначным многогранным в своих проявлениях и значениях чувством как зависть.
Я желаю нам с вами исследовать свои глубины через ключи всего спектра эмоций, вне зависимости от их социальных коннотаций.
Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог / супервизор
Анкета на сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/