Найти в Дзене
Peter Kovylin

Чешский фарфор, чем он отличается от Российского (советского) фарфора?!

Давайте попробуем честно и профессионально в этом разобраться. Хотя бы просто для себя! На примере серийного, интересного и красивого изделия завода Гжель. Сразу же оговорюсь. Я не преследую цель принизить или возвысить чьи бы то не было изделия. Обсуждать их художественную ценность или особенность форм изделий. Вовсе нет! Это совсем другие темы и мы их не рассматриваем (не затрагиваем). Мы с вами разберем техническую сторону вопроса. И постараемся понять, чем же конкретно выигрывает или проигрывает производитель с точки зрения профессиональной. И почему покупатель дает предпочтение тому или иному производителю. Нет это не списанный и не заимствованный материал из других источников. Это мои личные наблюдения и осмысления увиденного, основанные на моем личном опыте и знакомства с производствами как в России, так и в Европе. А так же анализа продаж фарфора чешского производства в России. Сначала небольшое отступление. Это изделие (на фото) я увидел у своего товарища в Чехии. Купил он ег
Вот он красавец самовар! Чудо изделие!
Вот он красавец самовар! Чудо изделие!

Давайте попробуем честно и профессионально в этом разобраться. Хотя бы просто для себя! На примере серийного, интересного и красивого изделия завода Гжель. Сразу же оговорюсь. Я не преследую цель принизить или возвысить чьи бы то не было изделия. Обсуждать их художественную ценность или особенность форм изделий. Вовсе нет! Это совсем другие темы и мы их не рассматриваем (не затрагиваем). Мы с вами разберем техническую сторону вопроса. И постараемся понять, чем же конкретно выигрывает или проигрывает производитель с точки зрения профессиональной. И почему покупатель дает предпочтение тому или иному производителю.

Нет это не списанный и не заимствованный материал из других источников. Это мои личные наблюдения и осмысления увиденного, основанные на моем личном опыте и знакомства с производствами как в России, так и в Европе. А так же анализа продаж фарфора чешского производства в России.

Сначала небольшое отступление. Это изделие (на фото) я увидел у своего товарища в Чехии. Купил он его в Москве. Большую коллекцию и именно фарфор Гжели я также видел у другого своего товарища, но уже в Словакии. Что-то он сам покупал, что -то ему дарили российские друзья, когда он работал в Посольстве Словакии в Москве. Видел Гжель и у немца в доме в г. Байройт. О чем это я?! О том, что и советский и российский фарфор покупают и иностранцы с удовольствием и создают собственные домашние коллекции. Кому что нравиться. Но не скрою, всё-же за рубежом это не имеет такого массового явления. Скорее это на определенного любителя. В России всё иначе. Вот и разберемся, почему всё же так охотно в России покупают европейский и прежде всего чешский фарфор?! При этом, уже имея возможность купить российский фарфор в достаточном количестве. Ведь дефицита отечественного фарфора уже нет.

Но сначала разберем "по частям" изделие изображённое на фото.

Листать вправо.

Теперь внимательно посмотрите на эти фото.

Важно знать, куда смотреть и на что обращать внимание. Поэтому ещё раз эти же фото, но уже с красными кружочками, на что нужно обращать внимание.

На снимках хорошо видны дефекты. Мусор (кусочек массы при чистке) попал внутрь и был залит глазурью. Железо в фарфоровой массе. Все эти дефекты были на изделии до начале его декорации и почему-то прошли ОТК?!

На фотографиях выше дефекты следующие. Дефект - небрежно обработано отверстие и при этом увеличен размер отверстия. Сравнение отверстия в теле изделия и верхней части изделия. Дефект - из за неправильной обработки "замок" не держит верхнюю часть в нижней. Не очень удалось показать из-за освещения, но верхняя часть изделия сильно по цвету отличается от нижней.

По цвету верхняя часть выглядит так как-будто покрыта глазурью "слоновая кость". Т.е. явно имеет желтый оттенок. Вероятно загрязнённая глазурь. На фото хорошо видно, что кран на теле самовара декоративный и без отверстия. На нижней части изделия хорошо видно цена и сорт изделия (2 сорт).

Для сравнения. По дефектным таблицам в производствах Чехии эти дефекты даже не укладываются в категорию третьего сорта. Поэтому не передаются во вторую часть производства на декорирование и уничтожаются. В производстве фарфора в ЧР нет понятия второй сорт. Есть понятие третий сорт. Для понимания, это дефект в изделии, но мало заметный. Это изделие не поступает в стандартную продажу. Их продают на специализированных фарфоровых распродажах по сниженным ценам. И это обязательно сообщают покупателю. Заменить эти изделия потом на изделия стандартные (качественные) не получится. Они всегда имеют пометку о терции (третьем сорте - чешск. язык). Эти изделия в течении короткого срока можно вернуть на предприятие, если оно чем-то не устроило покупателя. Получив обратно деньги.

Подведем итоги и ответим на вопрос, заданный в названии статьи. Я привел один пример на изделие одного завода и изделии советского периода. Но это характерная проблема и для российского производителя, касающегося самого фарфора - черепка.

Чешский фарфор, отличается от российского качеством! И этим прежде всего. Когда покупатель не знает и не видел качественные изделия, он довольствуется тем что видит, и считает что так и должно быть. Когда покупатель имеет возможность сравнить два изделия и понимает, что лучше немного доплатить и получить качественное изделие, он это и делает.

Специально отмечу. В России как и в СССР умеют и делают исключительные по качеству изделия! Но штучно! На них тратится уйма времени и средств. И это не касается массового (серийного) производства. У меня есть соображения по этому поводу. Я их хорошо видел на производствах в России. О них , уверен, хорошо знают руководители производств, но.... Все продолжается так, как и было годами. Изменения надо признать всё же есть, но они недостаточны! И не меняют общую картину. По прежнему плохо шлифуют и полируют ножки изделий (чашки, блюдца, тарелки и т.д.) Можете легко это сравнить и вы сами.

Был как-то в фирменном магазине хорошо известного российского производителя фарфора в центре Москвы на улице Кузнецкий мост. И лично убедился в качестве их продукции. Оно было заметно хуже китайского фарфора продаваемого в этом же (!!!?) магазине. Продавщица магазина была вынуждена согласиться со мной в этом, когда я попросил её сравнить ножки обоих изделий проведя по ним своими пальцами.

Готов ответить, почему так происходит на российских фарфоровых производствах тем кому это интересно. Но это уже другая тема и она мало затрагивает рядового покупателя. Ему важно за свои деньги купить качественное изделие, которое будет служить ему годами. Которое не стыдно показать гостям при сервировке стола. А почему страдает качество российского фарфора, пользователя это не очень интересует.

Послесловие. Уважаемый читатель! Пожалуйста, не думайте, что мне не интересно и безразлично, что происходит на фарфоровых производствах в России. Я бы с удовольствием поделился своим опытом с любым фарфоровым производством и разумеется бесплатно! Не поверите, даже звонил на некоторые производства предлагая это. И... никому ничего не нужно! А ведь многие улучшения качества продукции можно сделать с минимальными финансовыми затратами. Главное захотеть! Мне обидно за покупателя. Они могли бы покупать гораздо качественные отечественные фарфоровые изделия и по цене ниже, в сравнении с европейскими.

Моё личное мнение. Создается впечатление, что не любят, не уважают и не ценят российского покупателя некоторые руководители и владельцы производств отечественного фарфора! Да и отношение к своим собственным сотрудникам на производстве оставляет желать лучшего.

P.S. Если у вас сложилось мнение, что я осуждаю конкретно качество Завода Гжель, значит вы не внимательно читали статью. Я показал на примере конкретного изделия (ещё советского периода производства!) характерные ошибки, свойственные, в той или иной мере, всем российским предприятиям. На что следует обращать внимание покупателю, при покупке отечественного фарфора. На производстве завода Гжель я был лично. Мне все любезно показали. Я убедился в том, что завод пытается выжить в этих непростых сегодняшних условиях. Они стараются улучшить и качество черепка. Я искренне преклоняюсь перед их трудом. Только они, все изделия декорируют ручным способом! Никаких деколей. А их необычный и потрясающих широкий мазок кисти повторить, без длительного обучения, просто невозможно! Нельзя забывать, что это производство относится к категории народного промысла. А это требует поддержку государства. Да государство как-то поддерживает Гжель, но этого явно недостаточно. Успеха им!

Как пример завод в Венгрии Херенд. Был и на нем, на производстве, а не только в музее. :) Он находится на дотации государства. Без этой поддержки завод был бы просто давно закрыт!