В России опять стала усиливаться шринкфляция. Это когда цена товара остается прежней или изменяется несущественно, но уменьшается объем упаковки. То есть товар дорожает скрытым образом — чтобы это не так бросалось покупателю в глаза.
По данным исследовательской компании NTech, во втором квартале 2025 года упаковки продуктов питания в среднем ужались на 3% в сравнении с тем же кварталом 2024 года. При этом, по подсчетам аналитиков, в 2024 году шринкфляция в продуктовом секторе шла на спад и к третьему кварталу прошлого года снизилась почти до 1% (в годовом измерении). Но в этом году снова стала набирать обороты.
Шринкфляцией россиян вроде бы давно не удивишь. Все уже смирились, что литр молока ужался до 900 мл, аналогично уменьшились упаковки круп, а пачка масла из 200-граммовой стала 175-ти, а то и 150-граммовой. И даже пиво вместо 0,5 литра теперь зачастую 0,45.
Что еще можно придумать? Оказывается — можно. В топе наиболее «похудевших» продуктов, по данным NTech, - пирожные (они чемпионы — за год потеряли в среднем 11% объема), копченая рыба, готовые блюда, прохладительные напитки, шоколадки…
- Мы чётко видим, что когда потребительский рынок растёт, то необходимость в махинациях с упаковками отпадает. В 2023-2024 гг. рынок бурно рос (в стране резко увеличились средние зарплаты — Ред.), росли объемы потребления, и тренда на дальнейшее уменьшение упаковки не было. Но с четвертого квартала 2024 года началось замедление рынка и размеры упаковки вновь стали сокращаться, - прокомментировал для KP.RU ситуацию с «усушкой» размеров привычных продуктов директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов.
Лидерство пирожных в шринкфляции-2025 аналитик объясняет так. В сетевых магазинах очень популярны донаты (разновидность пончиков — с глазурью и орешками или сладкой стружкой) собственной выпечки. Вот они-то за год в среднем похудели с 80 грамм до 70 (а в некоторых случаях - и даже до 62 грамм). И пирожные «Муравейник» одной известной торговой марки тоже уменьшились в объеме с 420 до 340 грамм. А нечего есть много сладкого!
- Что касается готовой еды, то в этой категории произошел взрывной рост спроса на перекусы, а для этого формата еды большие упаковки неактуальны, - говорит Леонид Ардалионов.
Справедливости ради заметим, что есть и противоположная тенденция — упаковки некоторых товаров, напротив, за год в среднем прибавили в объеме. В лидерах — печенье, корма для собак и чипсы. Но и это связано с экономией: большие упаковки в расчете на килограмм (или на 100 грамм) — дешевле. А речь в основном о продуктах «долгоиграющих».
- Например, в кормах для животных мы отмечаем частичный переход на более объемные упаковки, - поясняет Ардалионов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Елена ОДИНЦОВА