Найти в Дзене
Советы из гаража

Завод «ТагАЗ»: от Hyundai Accent до утилизации. Почему предприятие с 25-летней историей в итоге продали на металл?

Коллеги, любители отечественного автопрома и его причудливых страниц! Сегодня мы заглянем в удивительный и во многом трагичный мир одного завода, чья история — это настоящая иллюстрация к поговорке «хотели как лучше». Речь пойдёт о Таганрогском автомобильном заводе, или попросту «ТагАЗе». Если вы хоть раз видели на дороге Hyundai Accent с необычной шильдой, или ваш сосед дядя Миша до сих пор рассекает на угловатом внедорожнике Tager — вы уже знакомы с наследием этого предприятия. «ТагАЗ» — это не просто завод. Это целая эпоха надежд, амбициозных проектов и, увы, горьких разочарований российского автопрома на стыке тысячелетий. Давайте вместе разберёмся, как завод, собиравший комбайны, пытался покорить мир легковых автомобилей, и что с ним стало сегодня. История «ТагАЗа» началась в 1997 году, но душа завода гораздо старше. В советское время на его мощностях ковалась мощь сельского хозяйства — здесь выпускали знаменитые комбайны, которые работали на полях по всей необъятной стране. Но г
Оглавление

Коллеги, любители отечественного автопрома и его причудливых страниц! Сегодня мы заглянем в удивительный и во многом трагичный мир одного завода, чья история — это настоящая иллюстрация к поговорке «хотели как лучше». Речь пойдёт о Таганрогском автомобильном заводе, или попросту «ТагАЗе». Если вы хоть раз видели на дороге Hyundai Accent с необычной шильдой, или ваш сосед дядя Миша до сих пор рассекает на угловатом внедорожнике Tager — вы уже знакомы с наследием этого предприятия.

«ТагАЗ» — это не просто завод. Это целая эпоха надежд, амбициозных проектов и, увы, горьких разочарований российского автопрома на стыке тысячелетий. Давайте вместе разберёмся, как завод, собиравший комбайны, пытался покорить мир легковых автомобилей, и что с ним стало сегодня.

От полей до конвейера: как комбайны уступили место седанам

История «ТагАЗа» началась в 1997 году, но душа завода гораздо старше. В советское время на его мощностях ковалась мощь сельского хозяйства — здесь выпускали знаменитые комбайны, которые работали на полях по всей необъятной стране. Но грянули 90-е, и спрос на сельхозтехнику рухнул. Завод встал перед выбором: исчезнуть или найти новый путь.

И путь нашёлся. Часть территории купила компания «Донинвест», которой удалось заключить поистине прорывное соглашение с южнокорейским гигантом Daewoo. План был грандиозным: налаживаем в Таганроге сборку популярных моделей Leganza, Nubira и Lanos, даём им звучные русские имена — «Кондор», «Орион», «Ассоль» — и вот он, успех!

Ирония судьбы заключалась в том, что для сборки современных легковушек планировали использовать… старый конвейер от комбайнов. Представьте себе: где-то здесь, где когда-то рождались стальные великаны для уборки пшеницы, должны были появляться изящные седаны. Задумка была в том, чтобы начать быстро и с минимальными вложениями, а уж потом, по мере роста локализации, построить современную линию.

Но судьба распорядилась иначе. Сначала грянул дефолт 1998 года, затем собственный кризис настиг и саму Daewoo. В итоге от грандиозных планов осталась лишь скромная партия автомобилей «Орион» под маркой Doninvest, ставшая быстрой разменной монетой в большой игре, которая не сложилась.

Золотая эра Hyundai и рождение «русских корейцев»

Казалось бы, после такого удара завод должен был опустить руки. Но нет! Наступили 2000-е, которые стали для «ТагАЗа» временем относительной стабильности и, пожалуй, наивысшего расцвета. Сначала на конвейере ненадолго появился Citroen Berlingo, но настоящей палочкой-выручалочкой стало соглашение с Hyundai.

Именно сборка Hyundai Accent принесла заводу известность и стабильный доход. Эти автомобили, собранные в Таганроге, пользовались заслуженным спросом. Люди покупали их за разумные деньги, получая при этом надежного и неприхотливого корейского помощника. Вслед за «Акцентом» на конвейер встали солидная Sonata, практичная Elantra, грузовичок Porter, автобус County и даже кроссовер Santa Fe. «ТагАЗ» стал главной производственной площадкой Hyundai в России, и дела, казалось, шли на лад.

Окрылённый успехом, завод решил развивать и собственные проекты. Так на свет появился внедорожник Tager — лицензионная версия SsangYong Korando, угловатый и брутальный, который до сих пор на ходу у любителей охоты и рыбалки. А затем — и вовсе амбициозная «ТагАЗ Vega», седан, из-за которого завод схлестнулся в судебной тяжбе с GM Daewoo. Выпуск «Веги» продлился недолго, но ярко, как метеор.

Лебединая песня: китайские партнёры и «французский» уникум Aquila

Всему хорошему приходит конец. В 2007 году Hyundai, окрепший и уверенный в себе, открыл в России собственный современный завод. Необходимость в услугах «ТагАЗа» отпала. Для российского завода это стал сокрушительный удар.

Потеряв главного партнёра, «ТагАЗ» начал метаться. Крупные игроки больше не были заинтересованы в сотрудничестве, и завод обратил взор на Китай. Были заключены соглашения с BYD и Chery. На конвейере даже появился Vortex Tingo — переименованный Chery Tiggo. Но спрос на китайские авто в те годы был невысок, и стабильности эти проекты не принесли.

И вот настал момент самого странного и удивительного проекта в истории завода — «ТагАЗ Aquila». Это был попытка создать нечто своё, собрав автомобиль из того, что было. Коллеги, это надо было видеть!

  • Двигатель — от BYD, лицензионный мотор Mitsubishi мощностью 107 лошадиных сил.
  • Зеркала заднего вида — от малютки Chery QQ.
  • Кузов — делался из стеклопластика.

Продавалась эта диковинка не через дилеров, а прямиком с завода. Всего собрали около 100 таких «Акил», и некоторые из них до сих пор изредка встречаются на дорогах, как призраки той эпохи. Самое удивительное, что спустя несколько лет автомобили с практически идентичным кузовом начали выпускать… во Франции. Вот такой получился международный виток у таганрогского самодела.

Эпилог: тишина в цехах и ржавеющее наследство

Попытки найти нового стратегического партнёра окончательно провалились. Несколько лет завод простаивал, над ним висела угроза банкротства, а цеха, где когда-то кипела жизнь, погружались в тишину.

В 2020 году судьба предприятия была решена. Его выкупили компании, специализирующиеся на утилизации металла. Грустно осознавать, но основная ценность «ТагАЗа» для новых владельцев заключалась не в его производственном потенциале, а в километрах металлических конструкций и станков. Часть помещений сдаётся в аренду под склады и офисы, но большая часть территории медленно, но верно разрушается, превращаясь в памятник несбывшимся промышленным мечтам.

Прогуливаясь сегодня мимо этих цехов, кажется, будто слышишь эхо былого: лязг комбайновых цепей, ритмичный стук конвейера, собирающего «Акценты», и гордые речи о будущем, которое так и не наступило.

Если этот экскурс в историю нашего автопрома отозвался в вас ностальгией или вызвал интерес, если вы вспомнили свой опыт встреч с автомобилями «ТагАЗа» — поддержите наш канал. Поставьте, пожалуйста, лайк этой статье и подпишитесь на канал. Ваша активность помогает находить и рассказывать подобные истории.

А я с огромным интересом жду ваших комментариев. Возможно, вы сами были владельцем «ТагАЗ Tager» или «Hyundai Accent» таганрогской сборки? Или вам встречался на дороге тот самый загадочный «Aquila»? Поделитесь своими воспоминаниями и историями!