Найти в Дзене

Карл Брюллов - гений прокрастинации (впечатления с выставки "Карл Брюллов: Рим – Москва – Петербург" в Третьяковке)

В Москве до 18 января 2026 г. в Новой Третьякове проходит уникальная выставка "Карл Брюллов: Рим – Москва – Петербург". Уникальна она тем, что здесь в одном месте собраны произведения со всей страны, из многих музеев и даже частных коллекций. После закрытия выставки они разъедутся "по домам", и смотреть творения Великого Художника придётся "по кусочкам" с большими переездами. Далее будет мой небольшой репортаж о посещении выставки. Автор - не слишком большой знаток живописи, но кое-где я всё-таки позволю выразить своё личное мнение о шедеврах (между информации, почерпнутой из Интернета). Все фото в репортаже сделаны лично автором, после чего заботливо выпрямлены и откорректированы по яркости и контрастности. На большинстве фото картины представлены в рамах, чтобы создать хотя бы небольшой "эффект присутствия", как будто читатель находится на выставке. Прокрастинацией называется душевное состояние, когда человек откладывает какие-то важные дела; либо даже не приступает к их исполнению,
Оглавление

В Москве до 18 января 2026 г. в Новой Третьякове проходит уникальная выставка "Карл Брюллов: Рим – Москва – Петербург". Уникальна она тем, что здесь в одном месте собраны произведения со всей страны, из многих музеев и даже частных коллекций. После закрытия выставки они разъедутся "по домам", и смотреть творения Великого Художника придётся "по кусочкам" с большими переездами.

Далее будет мой небольшой репортаж о посещении выставки. Автор - не слишком большой знаток живописи, но кое-где я всё-таки позволю выразить своё личное мнение о шедеврах (между информации, почерпнутой из Интернета).

Все фото в репортаже сделаны лично автором, после чего заботливо выпрямлены и откорректированы по яркости и контрастности. На большинстве фото картины представлены в рамах, чтобы создать хотя бы небольшой "эффект присутствия", как будто читатель находится на выставке.

"Итальянский полдень", Карл Брюллов, 1827 г.
"Итальянский полдень", Карл Брюллов, 1827 г.

Почему "Гений прокрастинации"?

Прокрастинацией называется душевное состояние, когда человек откладывает какие-то важные дела; либо даже не приступает к их исполнению, хотя сроки уже "поджимают".

Именно так, говоря современным языком, можно назвать состояние Карла Брюллова, когда он бросал начатые картины, хотя до их завершения оставалось иногда всего несколько штрихов. Этому могла помешать и излишняя требовательность к себе: "Ну что же за мазню я здесь создал?! Лучше я что-нибудь другое напишу."

Но даже такие картины остались шедеврами, многие из них будут представлены далее.

Картины далее будут поделены на несколько тем, разделение между которыми - весьма условное, многие картины можно отнести сразу к нескольким темам.

Женщины и дети

Женщины и дети на картинах Брюллова появляются очень часто, это - одна из любимых его тем.

Первая из картин этой темы представлена выше - "Итальянский полдень" (женщина, собирающая виноград). Эта картина - своего рода исключение: женское лицо здесь очень живое и эмоциональное. Как увидим далее, далеко не на всех женских лицах в творчестве Брюллова есть такое яркое отражение эмоций.

Теперь - один из величайших шедевров Брюллова:

"Всадница", Карл Брюллов, 1832 г.
"Всадница", Карл Брюллов, 1832 г.

На картине изображены итальянские воспитанницы графини Юлии Самойловой (своих детей у Юлии не было, и она взяла двух воспитанниц). Самой Юлии здесь нет, но её мы увидим ещё далее на других картинах.

Здесь надо обратить внимание на две детали: необыкновенно реалистичную передачу движения и эксперимент со светом. Свет здесь освещает центр картины, как будто бы рядом установлен мощный источник света для профессиональной фотографии (источник, естественно, воображаемый художником). Такая игра со светом усиливает выразительность картины и производит позитивное впечатление на зрителя, который и без того просто обязан быть удивлён прорисовкой даже мельчайших деталей.

А на следующей картине - сама Юлия Самойлова, покидающая с одной из воспитанниц шумный бал:

Графиня Ю. П. Самойлова, покидающая с бал с приемной дочерью Амацилией Пачини, Карл Брюллов, 1842 г.
Графиня Ю. П. Самойлова, покидающая с бал с приемной дочерью Амацилией Пачини, Карл Брюллов, 1842 г.

Картина не завершена, хотя отдельные "шероховатости" и условности на полотне воспринимаются скорее как замысел художника, а не как неоконченная работа.

Графиня Юлия Самойлова - муза и возлюбленная Карла Брюллова, хотя в официальном браке они не состояли. Грешники, одним словом. Но, как говорит Священное писание, пусть тот бросит первый камень...

"Портрет сестёр Шишмарёвых", Карл Брюллов, 1839 г.
"Портрет сестёр Шишмарёвых", Карл Брюллов, 1839 г.

Здесь и на многих других картинах надо обратить внимание, что женские лица у Брюллова часто получаются статичными, почти безэмоциональными, "перегламуренными".

Почему так?! С одной стороны, универсальное объяснение на все случаи жизни: "Я - художник, я так вижу"; а с другой стороны, в ту эпоху были свои представления о женской красоте; да и пожелания заказчиков не будем сбрасывать со счетов.

Ещё одна деталь: на этой и многих других картинах Брюллова есть собаки, но нет кошек!

Делаем нетривиальный вывод: в вечном споре "кошатников" и "собачников" Брюллов явно на стороне последних. :)

Ещё один женский портрет в "гламурном" стиле:

Портрет княгини Е.П. Салтыковой, Карл Брюллов, 1841 г.
Портрет княгини Е.П. Салтыковой, Карл Брюллов, 1841 г.

Далее - портрет единственной законной жены художника - Эмилии Тимм, дочери рижского бургомистра:

Портрет Эмилии Тимм. жены Карла Брюллова, 1838 г.
Портрет Эмилии Тимм. жены Карла Брюллова, 1838 г.

Брак продолжался ровно 40 дней, после чего супруги расстались. По одной из версий, Карл был крайне груб с молодой женой и не очень ей верен, по другой - что Эмилия была большой грешницей (да и будто бы в форме инцеста, прости меня, Господи!). В грехах разбираться не будем, но в дальнейшем оба были счастливы друг без друга.

Портрет графини Ольги Орловой-Давыдовой с дочерью, Карл Брюллов, год неизвестен
Портрет графини Ольги Орловой-Давыдовой с дочерью, Карл Брюллов, год неизвестен

Мать и дитя - всегда выигрышная тема, и Карл Брюллов мастерски этим пользуется.

Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью, Карл Брюллов, 1840
Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью, Карл Брюллов, 1840

Ещё одна дама с собачкой:

Портрет Великой княжны Александры Николаевны, Карл Брюллов, конец 1830-х
Портрет Великой княжны Александры Николаевны, Карл Брюллов, конец 1830-х

Картина - радостная и жизнеутверждающая, и никто не мог предвидеть будущей трагедии: княжна умерла в 19 лет от чахотки (туберкулёза).

Далее - незавершенный женский портрет:

Портрет Анны Петровой-Воробьевой, Карл Брюллов, 1841 г.
Портрет Анны Петровой-Воробьевой, Карл Брюллов, 1841 г.

Одна из незавершенных картин Брюллова, причём это видно "невооруженным глазом".

Далее - несколько картин без комментариев, но с подписями:

Портрет детей Волконских с арапом, Карл Брюллов, 1843 г.
Портрет детей Волконских с арапом, Карл Брюллов, 1843 г.
Портрет детей графа Льва Витгенштейна с итальянской няней, Карл Брюллов, 1832
Портрет детей графа Льва Витгенштейна с итальянской няней, Карл Брюллов, 1832
Портрет итальянской оперной певицы Фанни Персиани-Таккинарди в роли Амины в опере Беллини "Сомнамбула", Карл Брюллов, 1834 г.
Портрет итальянской оперной певицы Фанни Персиани-Таккинарди в роли Амины в опере Беллини "Сомнамбула", Карл Брюллов, 1834 г.

На следующей картине - персонаж вымышленный, но такой родной:

Гадающая Светлана из одноимённой поэмы В.А. Жуковского, Карл Брюллов, 1836 г.
Гадающая Светлана из одноимённой поэмы В.А. Жуковского, Карл Брюллов, 1836 г.

На картине Светлана (кстати, это имя приобрело популярность в том числе и благодаря поэме Жуковского) пытается увидеть в зеркале облик суженого. При хорошей фантазии это девушкам удавалось. :)

Теперь переходим к следующей теме - Италии в творчестве Карла Брюллова.

Италия

С лёгкой руки Петра, прорубившего "окно в Европу", Европа перестала быть чужой для российской интеллигенции, людей науки и искусства; а Италия стала "Меккой" для русских художников. Одним из них был Карл Брюллов, проживший в Италии в общей сложности 13 лет, и эти годы были очень плодотворными. Если бы в этом репортаже все полотна, созданные в Италии, поместить в раздел "Италия", он был бы самым большим. Здесь он создал многие свои полотна, в том числе "шедевр из шедевров" - "Последний день Помпеи". Но эту картину мы увидим далее в разделе "Исторические полотна", а здесь посмотрим на несколько более приземлённых творений.

Начнём вот с этой небольшой, но жизнерадостной картины:

Семеная сцена в Италии (aka Итальянка, ожидающая ребёнка), Карл Брюллов, год создания неизвестен
Семеная сцена в Италии (aka Итальянка, ожидающая ребёнка), Карл Брюллов, год создания неизвестен

Женщина просматривает запас одежды для будущего ребёнка, а мужчина мастерит колыбельку. Настроение картины таково, что мы сразу видим, что эта семья будет жить, может быть, и не очень богато, но точно счастливо!

Затем - пара картин на религиозную тему.

"У Богородицкого дуба", Карл Брюллов, 1835 г.
"У Богородицкого дуба", Карл Брюллов, 1835 г.

В Греции и Италии вдоль дорог иногда можно встретить такие миниатюрные "домики" с лампадками, где можно остановиться, помолиться, отдохнуть. Обычно небольшие паломничества к таким мини-святыням совершают жители самых близких мест.

"Итальянка, зажигающая лампаду перед образом Мадонны", Карл Брюллов, 1835 г.
"Итальянка, зажигающая лампаду перед образом Мадонны", Карл Брюллов, 1835 г.

На этом данный раздел заканчивается, но на самом деле у Брюллова картин из итальянской жизни намного больше, конечно.

Идём далее.

Исторические полотна

Начнём с полотна, которое принесло Брюллову честь и громкую славу: "Последний день Помпеи":

"Последний день Помпеи", Карл Брюллов, 1833 г.
"Последний день Помпеи", Карл Брюллов, 1833 г.

В нескольких словах это масштабнейшее полотно описать не получится, об истории создания и сюжете картины лучше прочесть в Википедии.

Отмечу только то, что на картине есть "приколы", выражаясь современным, не очень изящным, языком.

Во-первых, на картине Брюллов изобразил себя свидетелем катастрофы: он спасает свои художественные принадлежности, вынося их в ящичке на голове.

Во-вторых, он здесь, по крайней мере, трижды изобразил свою даму сердца - Юлию Самойлову.

На фрагменте картины - Брюллов с художественными принадлежностями и Юлия Самойлова с кувшином:

Брюллов с художественными принадлежностями и Юлия Самойлова с кувшином в картине "Последний день Помпеи"
Брюллов с художественными принадлежностями и Юлия Самойлова с кувшином в картине "Последний день Помпеи"

Следующее масштабное историческое полотно возвращает нас на российскую почву - штурм войсками Стефана Батория крепости Пскова:

"Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году", Карл Брюллов, 1843
"Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году", Карл Брюллов, 1843

Картина показывает решающий день битвы за Псков, когда войско Ивана Грозного отбило штурм неприятеля, и Ливонская война плавно перешла к завершению и мирному договору.

Картина считается неоконченной, хотя и не производит подобного впечатления.

Далее отправляемся в ранее средневековье:

"Нашествие Гензериха на Рим", Карл Брюллов, 1836 г.
"Нашествие Гензериха на Рим", Карл Брюллов, 1836 г.

Картина показывает реальное историческое событие - разграбление Рима в 455 году н.э. племенем вандалов под предводительством короля Гензериха. Именно с тех пор слово "вандалы" стало нарицательным. Впрочем, слово "хулиган" возникло аналогичным образом - по фамилии одного ирландского господина, отличающегося агрессивным поведением.

Вандалы на картине занимаются своими обычными вандальскими делами - грабят, убивают, хватают девок.

Падение Римской империи привело к торможению научного и культурного развития Европы, вернувшегося уже только в эпоху Ренессанса.

Теперь отправляемся в Португалию:

"Смерть Инессы де Кастро", Карл Брюллов, 1834
"Смерть Инессы де Кастро", Карл Брюллов, 1834

Картина показывает трагический момент гибели в результате придворных интриг Инессы де Кастро, возлюбленной наследника португальского престола дона Педру.

Пожалуй, тут можно отметить чрезмерно свирепые рожи злодеев.

Христианство, античность, легенды

"Христос, благословляющий детей", Карл Брюллов, 1824 г.
"Христос, благословляющий детей", Карл Брюллов, 1824 г.

Эта небольшая картина - эскиз к большой картине, задуманной, но не осуществлённой. В какой-то мере картину можно считать "ранним Брюлловым", хотя какой-то революционной разницы между "ранним" и "поздним" Брюлловым нет.

Далее - монохромный эскиз к картине Брюллова со сложной судьбой:

"Христос во гробе", Карл Брюллов, 1845-1846 г.
"Христос во гробе", Карл Брюллов, 1845-1846 г.

Окончательная картина "Христос во гробе" в красках долгое время путешествовала по частным коллекциям, пока её не конфисковало по сути Российское государство (Википедия).

Теперь уходим в глубокие древние времена, примерно за 1000 лет до н.э.

"Вирсавия", Карл Брюллов, 1832 г.
"Вирсавия", Карл Брюллов, 1832 г.

Вирсавия - мать будущего царя Соломона.

Картина считается неоконченной, хотя и не производит такого впечатления.

Обратите внимание на интересную деталь: ноги Вирсавии и её служанки погружены в воду бассейна, которую сразу заметить сложно. При этом Брюллов даже допустил небольшое отступление от законов физики: части тел Вирсавии и её служанки в воде не имеют преломления, которое должно быть на границе воды и воздуха.

Возможно, Брюллов так их изобразил, чтобы подчеркнуть красоту человеческого тела, подобно скульпторам античности.

Теперь перемещаемся в чуть более близкие к нам времена - первые годы нашей эры. Именно тогда Овидий в бессмертных "Метаморфозах" изложил миф о Нарциссе - юноше, влюбившемся в самого себя (точнее - в своё отражение в воде):

"Нарцисс, смотрящийся в воду", Карл Брюллов, 1819 г.
"Нарцисс, смотрящийся в воду", Карл Брюллов, 1819 г.

Но ведь правда же, красив?!

Теперь - перебрасываемся на тысячу лет вперёд, во времена Первого крестового похода.

"Эрминия у пастухов", Карл Брюллов, 1824 г.
"Эрминия у пастухов", Карл Брюллов, 1824 г.

Картина посвящена одному из сюжетов поэмы Торквато Тассо "Освобождённый Иерусалим" (сколько же раз Иерусалим освобождали разного рода завоеватели - считать, не пересчитать!).

Эрминия, дочь Антиохийского царя, влюблена в рыцаря Танкреда. Согласно поэме, она одевается в рыцарские доспехи и отправляется на войну разыскивать возлюбленного.

На картине есть нетрадиционная трактовка образа Эрминии относительно поэмы - рыцарские латы, видимо, скрыты под гражданской одеждой. У других художников Эрминия, наоборот, носит латы поверх гражданской одежды, например, у Гверчино (1649 г.).

Картина не окончена. Если образы семьи пастуха хорошо детализированы, то образ Эрминии сильно не завершен - руки и ноги обозначены лишь схематично. Но в целом характер действия понятен: Эрминия успокаивает семью пастуха, слегка испуганную появлением незнакомки.

Идём далее.

Мужские портреты

Начнём с единственной картины на выставке, которая не принадлежит кисти Брюллова: это портрет самого Брюллова, написанный Василием Тропининым:

«Портрет К.П. Брюллова», Василий Тропинин, 1836 г.
«Портрет К.П. Брюллова», Василий Тропинин, 1836 г.

На картине Карл Брюллов изображен в момент расцвета его творчества: "Жизнь удалась!", и это видно по общему настроению картины.

Теперь - один из автопортретов Брюллова:

Автопортрет, Карл Брюллов, 1833 г.
Автопортрет, Карл Брюллов, 1833 г.

Этот автопортрет считается незавершенным, хотя я об этом даже не догадывался, пока не прочёл в интернете.

А вот автопортрет, который точно незавершен, и это видно сразу:

Автопртрет с баронессой Е. Н. Меллер-Закомельской и девочкой в лодке, Карл Брюллов, 1830-е годы
Автопртрет с баронессой Е. Н. Меллер-Закомельской и девочкой в лодке, Карл Брюллов, 1830-е годы

Теперь - необычная картина, на которой изображен скульптор Витали за работой над скульптурным портретом Брюллова:

"Портрет И. П. Витали", Карл Брюллов, 1837 г.
"Портрет И. П. Витали", Карл Брюллов, 1837 г.

Теперь отойдём от темы автопортретов, коих Карл Брюллов создал очень много - ну чем ни Нарцисс?!

Далее - портрет И.Крылова, ставший "каноническим" портретом баснописца:

Портрет И.Крылова, Карл Брюллов, 1839 г.
Портрет И.Крылова, Карл Брюллов, 1839 г.

Этот портрет БЫЛ не законченным (была не дописана рука И.Крылова). Но один из учеников Брюллова впоследствии её дописал, и картина стала завершенной.

Следующий портрет хочется назвать портретом джентльмена:

"Портрет Н. В. Кукольника", Карл Брюллов, 1836 г.
"Портрет Н. В. Кукольника", Карл Брюллов, 1836 г.

На портрете изображен Н.Кукольник, поэт и драматург, который входил в круг хороших знакомых Брюллова.

Далее - портрет очень важной персоны:

"Портрет князя А. Н. Голицына", Карл Брюллов, 1840 г.
"Портрет князя А. Н. Голицына", Карл Брюллов, 1840 г.

Картину персоны государственной важности оживляет эмоциональное, близкое к добродушности, лицо князя.

Далее - портрет молодого человека, ставшего впоследствии одним из знаменитейших архитекторов своего времени:

"Портрет И. А. Монигетти", Карл Брюллов, 1840 г.
"Портрет И. А. Монигетти", Карл Брюллов, 1840 г.

Ипполит Антонович Монигетти родился в Москве в семье швейцарского итальянца. В общем, в будущем станет выдающимся русским архитектором, как это у нас принято. В порядке лирического отступления: судьба итальянских архитекторов в России иногда делает очень странные повороты, например, один из них даже стал старшим вице-президентом Сбербанка (РБК).

Теперь - портрет настоящего иностранца, итальянского археолога Микеланджело Ланчи:

"Портрет Микеланджело Ланчи", Карл Брюллов, 1851 г.
"Портрет Микеланджело Ланчи", Карл Брюллов, 1851 г.

Переходим к заключительной главе.

Наброски и рисунки

Ещё один портрет Н.Кукольника:

"Портрет Н. В. Кукольника", Карл Брюллов, 1841 г.
"Портрет Н. В. Кукольника", Карл Брюллов, 1841 г.

Далее - портрет итальянского архитектора Арчиони:

"Портрет итальянского архитектора Арчиони", Карл Брюллов
"Портрет итальянского архитектора Арчиони", Карл Брюллов

Такие картины дают нам представление о творческих замыслах художника и порядке их выполнения.

Красивый женский образ:

"Великая княжна Мария Николаевна", Карл Брюллов
"Великая княжна Мария Николаевна", Карл Брюллов

Далее - учебно-тренировочный холст с изображениями нескольких лиц:

Святой Иероним, М.И. Глинка в профиль, посмертная маска М.И.Глинки
Святой Иероним, М.И. Глинка в профиль, посмертная маска М.И.Глинки

Еще один учебно-тренировочный холст с неопознанными персонажами:

-41

Далее - набросок головы апостола Петра для будущей росписи Исаакиевского собора:

"Голова апостола Петра", Карл Брюллов, примерно 1843 - 1847 г.
"Голова апостола Петра", Карл Брюллов, примерно 1843 - 1847 г.

Далее - пара рисунков в стиле дружеских шаржей:

Немирович-Данченко, чиновник
Немирович-Данченко, чиновник

Здесь изображен Немирович-Данченко, но не театральный деятель, а простой чиновник (но входивший в круг общения Брюллова).

Далее - литературный персонаж, господин Чичиков:

Чичиков
Чичиков

На этом переходим к итогам.

Итоги и главный совет

В этом репортаже показана, конечно, лишь небольшая часть картин выставки "Карл Брюллов: Рим – Москва – Петербург" в Новой Третьяковке. Выставка - огромна и уникальна: возможно, что в следующий раз такое количество картин великого мастера будет собрано в одном месте только через несколько десятков лет, или даже вообще никогда.

Так что главный совет - бежать быстрее на выставку! Расписание работы и билеты - на официальном сайте Третьяковки.

Билет можно купить и прямо в кассе, но при большом наплыве народа, особенно - по выходным, возможны проблемы.

Так выглядит один из выставочных залов:

Выставки "Карл Брюллов: Рим – Москва – Петербург" в Новой Третьяковке
Выставки "Карл Брюллов: Рим – Москва – Петербург" в Новой Третьяковке

Радует, что среди зрителей на выставке - много молодёжи. Не всё потеряно!

Что касается личности самого Карла Брюллова, то он, как и все мы - многомерен. Мы можем быть по своей натуре добрыми или злыми, болтливыми или молчаливыми, трезвенниками или пьяницами, щедрыми или невероятно жадными, красивыми или страшными, трудолюбивыми или бездельниками, грешниками или святыми. Хотя нет, святыми мы быть не можем. Все остальные качества могут сосуществовать в человеке независимо друг от друга и сочетаться в произвольном наборе. :)

Он - талантлив, но грешен. Конечно же, это намного лучше, чем быть грешником, но бездарным.

Брюллов прожил необычную, но яркую жизнь, и оставил нам множество шедевров, которыми будут любоваться ещё многие поколения людей.

Спасибо Великому Художнику!

Подписывайтесь на этот Дзен-канал: будет ещё много интересного!