Найти в Дзене
Минтранс России

Транспорт будущего: как строится первая высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург и что дальше

Оглавление

О перспективных технологиях высокоскоростного железнодорожного движения рассказал Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виталий Савельев на Просветительском марафоне Знание Наука

Пять линий ВCМ — шаг к новой транспортной эпохе

В соответствии с утвержденным Президентом России планом, в стране будет построено пять линий высокоскоростных магистралей (ВСМ). Первая — Москва — Санкт-Петербург, где уже начались строительные работы. Следом — направления Москва – Минск, Москва – Екатеринбург через Казань, Москва – Адлер и Москва – Рязань.

Эти проекты должны не только сократить время в пути между крупнейшими городами, но и изменить саму структуру жизни регионов: сделать передвижение быстрее, удобнее и безопаснее.

План строительства ВСМ в России, утвержденный Президентом
План строительства ВСМ в России, утвержденный Президентом

Опыт мира и место России

Технологии ВСМ освоили далеко не все страны. Первая линия была открыта в Японии в 1964 году, ее протяженность составляла 515 км, а скорость достигала 285 км/ч.

Сегодня общая протяженность высокоскоростных магистралей в мире — около 68 тысяч километров, из которых 70% приходится на Китай. Там ежегодно строится более 3 тысяч километров новых линий, а пассажиропоток превышает 4 миллиарда человек в год.

Среди лидеров также Испания, Япония, Франция, Германия, Турция. Россия уверенно входит в этот список — началось строительство собственной сети ВСМ.

Мировой опыт создания высокоскоростных ж/д магистралей
Мировой опыт создания высокоскоростных ж/д магистралей

Москва — Санкт-Петербург: 2 часа 15 минут пути

Первая российская высокоскоростная магистраль соединит две крупнейшие агломерации страны. Поезда будут курсировать каждые 15 минут, а время в пути между столицами составит всего 2 часа 15 минут.

Это изменит жизнь регионов — Твери, Великого Новгорода и других городов по маршруту: снизится внутренняя миграция, появятся новые возможности для работы и учебы без переезда в мегаполисы.

Запуск линии запланирован на 2028 год. По итогам 2030 года пассажиропоток, по оценкам экспертов, достигнет 23 миллионов человек.

План проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург
План проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург

Уникальные технологии строительства

Многие заложенные в проект технические решения при строительстве транспортной инфраструктуры ранее в нашей стране не применялись.

Главная инновация — безбалластный путь: вместо привычных шпал и щебня используется бетонная рельсовая плита, выдерживающая перепады температур от −50 до +50 °C. Срок ее эксплуатации составит не менее полувека.

Особое внимание уделяется инженерным сооружениям: на трассе появится 239 мостов и эстакад общей протяженностью более 180 км. Самая длинная — под Петербургом, около 14 км.

Каждая балка весит до 700 тонн! Для сравнения, при дорожном строительстве используются балки в 60 тонн. Транспортировать такие к месту стройки нереально, поэтому бетонные заводы будут размещены прямо вдоль маршрута.

Российский поезд нового поколения

Поезда для ВСМ будут выпускаться на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме. Проект объединяет более 150 российских предприятий из 36 регионов, которые поставляют комплектующие.

Максимальная скорость поезда — 400 км/ч, крейсерская — 360 км/ч. В составе — восемь вагонов, в каждом предусмотрена связь, Wi-Fi и роботизированное обслуживание. Посадка будет проходить по биометрии, что позволит упростить контроль и ускорить вход и выход пассажиров на станциях.

До 2030 года планируется выпустить до 43 высокоскоростных электропоездов, из них первые 28 — уже к 2028 году.

Российский поезд для ВСМ
Российский поезд для ВСМ

Взгляд в будущее: маглев и Hyperloop

Следующий этап развития — поезда на магнитной левитации (маглев). Идею предложил американский ученый Роберт Годдард более 120 лет назад, а первый рабочий прототип создал в 1913 году русский физик Борис Вейнберг в Томске. В 1979 году в СССР уже существовал собственный опытный образец маглева, испытывавшийся под Москвой, а к 1986 году началось строительство трассы в Армении.

Проект не удалось завершить из-за землетрясения, а затем и из-за распада СССР, но потенциал технологии был очевиден. Сегодня маглевы успешно работают в Шанхае — поезд достигает скорости 430 км/ч. Китай развивает новую линию длиной 1200 км между Пекином и Шанхаем, где скорость составит до 600 км/ч. В Японии идет строительство маглева Токио–Нагоя с ожидаемой скоростью 500 км/ч — запуск запланирован на 2034 год.

Параллельно развивается идея вакуумного транспорта — Hyperloop. Исследования ведутся в ОАЭ, США и Европе, где создаются тестовые участки для капсул, которые в теории могут достигать до 1200 км/ч.

Пока технология требует серьезных исследований, но уже сейчас понятно: транспорт будущего — это симбиоз искусственного интеллекта, автоматизации и новых физических принципов движения.

Перспективные технологии ВСМ: от 600 до 1200 км/ч
Перспективные технологии ВСМ: от 600 до 1200 км/ч

Россия и технологическое лидерство

Россия всегда умела предлагать миру собственные решения — от первых ракет до гиперзвуковых технологий. Эти достижения показывают, что наша страна способна не только догонять, но и опережать технологические тренды. И развитие высокоскоростных и магнитных магистралей — прямое продолжение этой традиции.

Главное — готовить специалистов, которые будут не просто изучать технологии, а создавать их, брать на себя ответственность за будущее отрасли. Потому что мобильность — это не только транспорт, это качество жизни. И именно транспорт двигает вперед всю страну.

#всм #этс #транспорт