О перспективных технологиях высокоскоростного железнодорожного движения рассказал Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виталий Савельев на Просветительском марафоне Знание Наука
Пять линий ВCМ — шаг к новой транспортной эпохе
В соответствии с утвержденным Президентом России планом, в стране будет построено пять линий высокоскоростных магистралей (ВСМ). Первая — Москва — Санкт-Петербург, где уже начались строительные работы. Следом — направления Москва – Минск, Москва – Екатеринбург через Казань, Москва – Адлер и Москва – Рязань.
Эти проекты должны не только сократить время в пути между крупнейшими городами, но и изменить саму структуру жизни регионов: сделать передвижение быстрее, удобнее и безопаснее.
Опыт мира и место России
Технологии ВСМ освоили далеко не все страны. Первая линия была открыта в Японии в 1964 году, ее протяженность составляла 515 км, а скорость достигала 285 км/ч.
Сегодня общая протяженность высокоскоростных магистралей в мире — около 68 тысяч километров, из которых 70% приходится на Китай. Там ежегодно строится более 3 тысяч километров новых линий, а пассажиропоток превышает 4 миллиарда человек в год.
Среди лидеров также Испания, Япония, Франция, Германия, Турция. Россия уверенно входит в этот список — началось строительство собственной сети ВСМ.
Москва — Санкт-Петербург: 2 часа 15 минут пути
Первая российская высокоскоростная магистраль соединит две крупнейшие агломерации страны. Поезда будут курсировать каждые 15 минут, а время в пути между столицами составит всего 2 часа 15 минут.
Это изменит жизнь регионов — Твери, Великого Новгорода и других городов по маршруту: снизится внутренняя миграция, появятся новые возможности для работы и учебы без переезда в мегаполисы.
Запуск линии запланирован на 2028 год. По итогам 2030 года пассажиропоток, по оценкам экспертов, достигнет 23 миллионов человек.
Уникальные технологии строительства
Многие заложенные в проект технические решения при строительстве транспортной инфраструктуры ранее в нашей стране не применялись.
Главная инновация — безбалластный путь: вместо привычных шпал и щебня используется бетонная рельсовая плита, выдерживающая перепады температур от −50 до +50 °C. Срок ее эксплуатации составит не менее полувека.
Особое внимание уделяется инженерным сооружениям: на трассе появится 239 мостов и эстакад общей протяженностью более 180 км. Самая длинная — под Петербургом, около 14 км.
Каждая балка весит до 700 тонн! Для сравнения, при дорожном строительстве используются балки в 60 тонн. Транспортировать такие к месту стройки нереально, поэтому бетонные заводы будут размещены прямо вдоль маршрута.
Российский поезд нового поколения
Поезда для ВСМ будут выпускаться на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме. Проект объединяет более 150 российских предприятий из 36 регионов, которые поставляют комплектующие.
Максимальная скорость поезда — 400 км/ч, крейсерская — 360 км/ч. В составе — восемь вагонов, в каждом предусмотрена связь, Wi-Fi и роботизированное обслуживание. Посадка будет проходить по биометрии, что позволит упростить контроль и ускорить вход и выход пассажиров на станциях.
До 2030 года планируется выпустить до 43 высокоскоростных электропоездов, из них первые 28 — уже к 2028 году.
Взгляд в будущее: маглев и Hyperloop
Следующий этап развития — поезда на магнитной левитации (маглев). Идею предложил американский ученый Роберт Годдард более 120 лет назад, а первый рабочий прототип создал в 1913 году русский физик Борис Вейнберг в Томске. В 1979 году в СССР уже существовал собственный опытный образец маглева, испытывавшийся под Москвой, а к 1986 году началось строительство трассы в Армении.
Проект не удалось завершить из-за землетрясения, а затем и из-за распада СССР, но потенциал технологии был очевиден. Сегодня маглевы успешно работают в Шанхае — поезд достигает скорости 430 км/ч. Китай развивает новую линию длиной 1200 км между Пекином и Шанхаем, где скорость составит до 600 км/ч. В Японии идет строительство маглева Токио–Нагоя с ожидаемой скоростью 500 км/ч — запуск запланирован на 2034 год.
Параллельно развивается идея вакуумного транспорта — Hyperloop. Исследования ведутся в ОАЭ, США и Европе, где создаются тестовые участки для капсул, которые в теории могут достигать до 1200 км/ч.
Пока технология требует серьезных исследований, но уже сейчас понятно: транспорт будущего — это симбиоз искусственного интеллекта, автоматизации и новых физических принципов движения.
Россия и технологическое лидерство
Россия всегда умела предлагать миру собственные решения — от первых ракет до гиперзвуковых технологий. Эти достижения показывают, что наша страна способна не только догонять, но и опережать технологические тренды. И развитие высокоскоростных и магнитных магистралей — прямое продолжение этой традиции.
Главное — готовить специалистов, которые будут не просто изучать технологии, а создавать их, брать на себя ответственность за будущее отрасли. Потому что мобильность — это не только транспорт, это качество жизни. И именно транспорт двигает вперед всю страну.
#всм #этс #транспорт