Драма “Анемона” – это дебют в полнометражном кино Ронана Дэй-Льюиса (Ronan Day-Lewis), среднего сына актера Дэниела Дэй-Льюиса.
До драмы “Анемона” у Дэй-Льюиса были один короткометражный фильм “Овца и волк” 2018 года и музыкальное видео Snow and Sun 2019 года для группы Sargasso, которая сейчас уже не существует.
Но вообще Ронан – художник, он успел сделать себя имя именно благодаря картинам и скульптурам, прежде чем выпустить первый полнометражный фильм. Он работает в стиле, который называют "панк-романтизм"; его работы включают в себя масляную пастель на холсте и скульптуры, изображающие повторяющихся существ.
Поддержка у дебюта основательная: ради сына свою пенсию прервал Дэниел Дэй-Льюис (исполнил главную роль); более того, он помогал Ронану писать сценарий; финансовую поддержку оказывали кинокомпания Focus Features и продюсерская компания Брэда Питта Plan B.
Сюжет
Бывший военный Рэй Стокер (в исполнении Дэниела Дэй-Льюиса) добровольно обрекает себя на одиночество, когда обрывает связь с семьей – любимой женщиной Нэссой (в исполнении Саманты Мортон), еще не рожденным сыном и братом Джемом (в исполнении Шона Бина).
Хотя Нэсса и пыталась поддерживать связь, отправляя Рэю письма, она не знала, получает ли или читает ли он их.
Прошло почти двадцать лет, в глушь к Рэю приехал его брат Джем, ориентируясь на координаты, оставленные на экстренный случай. Случай настал, когда участие Рэя стало крайне важно в жизни его сына Брайана (в исполнении Сэмюэла Боттомли). Пусть Джем и проявил благородство, взяв на себя ответственность по воспитанию своего племянника как сына, но Рэй должен вернуться. Брайан попал в неприятности, и, если он вовремя не одумается, то сломает свою жизнь навсегда.
Но, прежде чем Рэй сможет принять решение, вернуться или нет, ему придется снова вспомнить свои самые болезненные события в собственной жизни. И проговорить их вслух перед свидетелем станет дополнительным испытанием.
Первое ощущение перед просмотром
Принимаясь за просмотр драмы “Анемона”, вспомнила другой непо-дебют. Я имею в виду драматический триллер “Арман” (2024, Armand) Хальвдана Ульмана Тёнделя (Halfdan Ullmann Tøndel), внука Лив Ульман и Ингмара Бергмана.
Они оба представили модели человеческих отношений; они постарались сделать что-то очень сложное и возвышенное; они избегали простых высказываний, предпочитая изъясняться метафорами и символами.
У Тёнделя общая атмосфера получилась жаркой, то есть он в прямом смысле накалил ее, чтобы подчеркнуть сложность и удушливость от недопонимания. Ронан Дэй-Льюис, наоборот, заморозил воздух между близкими людьми, наполнил воздух мерзким запахом, но смягчил лужайкой с прелестными анемонами. И оба в финале разверзли небеса над всеми действующими лицами – один пролил ливень, второй сбросил град размером с декоративную мини-тыкву.
Оба этих фильма получились образными, созерцательными (“Выгон” с Сиршей Ронан вспоминается по темпу). На больший процент это взгляд художников на взаимоотношения людей. В конце концов, это дебюты. Для дебюта – здорово. И почему бы не сделать полнометражный фильм, если есть такая возможность.
Каким вообще получился фильм
Драма “Анемона” рассказывает о том, как травмирующий опыт одного человека способен эхом отозваться на жизни других людей, начиная с самых близких.
Ронан Дэй-Льюис выбирает проблемной фигурой именно отца, человека, благодаря которому зарождается жизнь. В его фильме звучит саркастичная реплика: “Не везет нам с отцами”. И она приобретает еще больший сарказм за пределами сюжета. Казалось бы, благодаря отцу у Ронана есть возможность собрать мощную команду, воплотить в жизнь полнометражный проект, но сценарий выдает какой-то горький подтекст о том, что отцы (в прямом и переносном смыслах) способны на жестокие и низкие поступки. А руку помощи способны протянуть те, кто не обязан, и кто должен строить свою жизнь.
Если рассматривать фильм с такой точки зрения, то получается остроумно. Это выяснение отношений через искусство, способ показать, что за красивыми образами скрываются совсем некрасивые детали. Опять же, возвращаясь к фильму, визуально он красив. Общие и верхние планы на дикую местность вряд ли оставят равнодушными. И этот трогательный акцент в виде хрупкого анемона – прямо искорка искренности в вымораживающей мерзости.
На самом деле, главному герою тут досталось от жизни, он испытал на себе и предательство со стороны священника, и груз общественного осуждения, который перерос в самобичевание. И, конечно, это отозвалось на жизни Брайана, который и вовсе ни в чем не виноват, но в итоге тоже должен нести груз своего отца. Во-первых, будучи его копией в плане характера; во-вторых, слушая резкие обвинительные замечания, касающиеся прошлого Рэя.
Сквозной темой сюжета идет чувство вины. Той вины, которая появляется в случае, когда человек оказался перед выбором, что предпринять. А Рэя преследует воспоминание из времени, когда он служил в британских военизированных формированиях в Северной Ирландии. И тогда на задании он принял одно решение, поступил именно так, как сам посчитал правильным, но это привело к тяжелым моральным последствиям.
Возможно, внезапно появляющиеся галлюцинации в виде парящей в изножье кровати женщины и сияющего коня с лицом Брайана над рекой, это игра расшатавшегося сознания главного героя. Но они смотрятся очень странно, просто ради “удорожания”. Не поняла включения магического реализма в данном случае.
Значение анемонов в сюжете
Значение цветка анемона (или ветреницы) зависит от цвета. В фильме фигурируют белые анемоны. Именно белый означает искренность и чистоту. Но есть и общее значение для анемонов в целом: надежда на будущее, воспоминания о прошлом, хрупкость и ожидание.
Есть еще греческий миф об анемоне, который сводится к тому, что цветок появился из крови прекрасного смертного Адониса после того, как его убил дикий вепрь. Богиня Афродита в своем горе заставила красный анемон расцвести из его пролитой крови, и ее слезы смешались с его кровью, после чего получился цветок. Печальная история происхождения анемона говорит о хрупкости жизни и о долговечности любви. Так, к значению цветка добавляется символика горя и разбитого сердца.
Само название "анемона" происходит от греческого слова anemos, что значит "ветер". Некоторые легенды гласят, что цветок раскрывается только тогда, когда дует ветер, что усиливает его связь с богиней любви Венерой, которая была дочерью бога ветра Зефира.
В драме главный герой Рэй Стокер, сбежав от семьи буквально закрыл лепестки. У цветка внутри сюжета есть трогательное значение – эти цветы выращивал в саду родной отец Рэя и Джема. Получается, Рэй ценит семью, что выражается в лужайке анемонов перед его хижиной в лесу. Но Рэй себя наказывает. Как раз в этом сливаются разные значения цветка – и хрупкость, и искренность, и горе, и разбитое сердце, и траур.
Метафорически выражаясь, цветы у его хижины – это и тяжесть коллективного горя, о которым тоже заходит речь в фильме. С этой тяжестью нужно справиться, чтобы самому пойти на поправку.
Вообще любой цветок – это крайне хрупкое творение природы. В фильме даже есть момент, нарочно это показывающий. Как цветочки лежат на земле после града. Но они сняты так, что не выглядят мертвыми. Это сделано для того, чтобы проиллюстрировать попытки Рэя справиться с болью – как он закрывается перед эмоциональной бурей, а потом снова раскрывается, все же желая быть услышанным и понятым.
Я не знаю, какая судьба ожидает этот фильм, но один раз его посмотреть можно ради любопытства.