Москва продолжает собирать «электрический флот» и инфраструктуру под него. В столицу уже доставили два новых электросудна (смотрите фото ниже), а в начале ноября придут ещё пять плавучих причалов: четыре — под будущий маршрут «Киевский — Лужники» и один — «Красные Холмы» для продления действующего маршрута «Новоспасский — ЗИЛ». После финальной сборки их установят на линии и введут в эксплуатацию.
Коротко: что уже известно
- В Москву прибыло два новых электросудна для регулярных городских линий. СМИ ранее сообщали о пополнении флота судами «Самородинка» и «Руднёвка».
- Пять новых плавучих причалов уже отправлены в столицу: их изготовили на судоверфи в Перми, а финальная сборка пройдёт в Москве.
- Четыре из пяти новых причалов предназначены для запуска 4-го маршрута «Киевский — Лужники» в 2026 году, ещё один — для точки «Красные Холмы» на действующем 3-м маршруте «Новоспасский — ЗИЛ».
- Сейчас в городе работают три круглогодичных маршрута речного электротранспорта, их обслуживает оператор «ВодоходЪ»; на линиях используются 22-метровые 42-местные электросуда проекта ТФРП.401.
- Департамент транспорта: сегодня — 29 судов, до конца года — 31, в 2026 флот пополнят ещё восьмью судами. Пассажиры уже совершили более 2,5 млн поездок.
Где появятся новые причалы
1) Маршрут «Киевский — Лужники» (запуск в 2026)
Четыре из пяти прибывающих причалов уйдут на новую линию, которая соединит Киевский вокзал и парк «Лужники». Это будет четвёртый регулярный маршрут речного электротранспорта Москвы.
2) «Красные Холмы» — новая остановка на 3-м маршруте
Пятый причал установят на Космодамианской набережной и включат в маршрут «Новоспасский — ЗИЛ». Продление до «Красных Холмов» запланировано на 2026 год, после чего у линии станет семь остановок, а общая протяжённость превысит 7 км. Для этой точки предусмотрен плавучий причал диаметром 10 м. СМИ указывают вместимость для типовых новых причалов до 80 пассажиров, а отдельно для «Красных Холмов» сообщается о вместимости до 40 пассажиров.
Производство и монтаж
Все пять причалов изготовлены в Перми и прибудут в начале ноября. В Москве их дособерут и испытают, затем начнётся монтаж на маршрутах. Сейчас на трёх действующих линиях уже работают 23 причала.
Какие это суда
На городских маршрутах ходят полностью электрические речные суда проекта ТФРП.401:
длина — около 22 м, 42 посадочных места (включая места для МГН), в салоне — экраны, USB-зарядки, Wi-Fi, предусмотрены места для самокатов и велосипедов. Крейсерская скорость — около 8 узлов (≈15 км/ч), маршрутная — ~9 км/ч. Оператор перевозок — компания «ВодоходЪ».
Параллельно город и «ВодоходЪ» готовят к выходу суда нового поколения «Москва 2.0» (строит верфь Emperium): часть из них планируют вводить в 2026 году.
Как меняется карта маршрутов
- Маршрут №1 «Киевский — Парк “Фили”» — действует с 2023 года.
- Маршрут №2 «ЗИЛ — Печатники» — открыт осенью 2023-го.
- Маршрут №3 «Новоспасский — ЗИЛ» — запущен 20 июня 2025 года (6 остановок, 5,4 км). В 2026-м его продлят до «Красных Холмов».
Маршрут №4 «Киевский — Лужники» стартует в 2026 году — под него уже везут причалы.
Что получат пассажиры
- Больше посадочных мест и выше частота: новые причалы и суда позволят нарастить интервал движения и обеспечить стабильную работу в высокий сезон.
- Новые пересадки: «Красные Холмы» — удобная точка рядом с деловым центром и вокзалами, связанная с центром и Югом Москвы по воде.
- Рост покрытия: запуск линии «Киевский — Лужники» расширит карту электротранспорта в районе крупнейшего спортивного кластера столицы.
Иллюстрации
Фото 1. Пять новых плавучих причалов на пути в Москву: крупные дисковые понтоны на барже под Волго-Камским маршрутом.
Фото 2. Два новых электросудна на барже на Москве-реке напротив знаменитой сталинской высотки на Котельнической набережной.
Фото 3. Те же электросуда крупнее: вид на корпуса и салонные блоки в транспортировочном креплении.
Немного справки: высотка на Котельнической
Дом на Котельнической набережной — одна из семи сталинских высоток, высотой 176 м, построенная в 1938–1952 годах по проекту Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского. Расположена у слияния Яузы с Москвой-рекой.
Что дальше
В 2026 году город планирует вывести на линии ещё 8 электросудов и открыть новые причалы, расширив сеть до четырёх маршрутов. Электрофлот — 29 судов уже сейчас, 31 — к концу года, и это только начало масштабирования проекта регулярного городского водного транспорта.
Обсудим?
Каким должен быть следующий маршрут? Нужны ли остановки у музеев и кампусов? Пишите в комментариях — соберём народную карту предложений.
-----------------------------------------------------------------------------------
Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.
Источники
- Дептранс / mos.ru: пять плавучих причалов для электросудов отправлены из Перми; сборка — в Москве. (Москва)
- ТАСС: в Москву направлены 5 новых причалов; детали по производству и сборке; в городе уже работает 23 причала. (TACC)
- Москва 24: в 2026 году запустят маршрут «Киевский — Лужники», один причал — «Красные Холмы» для продления «Новоспасский — ЗИЛ»; вместимость причалов до 80 пассажиров. (Москва 24)
- АГН «Москва» / M24 / GazetaMetro: продление маршрута «Новоспасский — ЗИЛ» до причала «Красные Холмы» в 2026 году; диаметр нового причала — 10 м; длинна и состав остановок маршрута №3. (mskagency.ru)
- Портал транспортной инфраструктуры Москвы и Википедия: описание регулярных маршрутов, тип подвижного состава ТФРП.401 и его характеристики. (Википедия)
- Mos.ru / отраслевые СМИ: текущий размер электрофлота (29 → 31 судно), планы на +8 судов в 2026 году; 2,5 млн поездок. (Москва)
Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!
Спасибо за внимание!
Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!