Найти в Дзене

За год тарифы на грузоперевозки выросли на 10%. Что делать предприятиям?

Цены на автомобильные грузоперевозки остаются близкими к абсолютным максимумам — с октября 2024 года они выросли более чем на 10 %. По прогнозам аналитиков, до половины ИП-перевозчиков могут покинуть рынок к 2026 году — это может вызвать новый виток роста тарифов. В этих условиях крупный бизнес вынужден искать решения, которые обеспечат не только экономию, но и надежность логистических цепочек. В начале 2025 года на российском рынке сложилась парадоксальная ситуация: средняя стоимость автоперевозок снижалась (по данным крупнейших бирж — на 17 %), при этом грузооборот показывал рост на 7 % год к году. Одновременно участники рынка отмечали сокращение числа грузов, рост цен на топливо и запчасти, увеличение фискальной нагрузки и проблему высоких лизинговых платежей. Значимым фактором был и остаётся кадровый вопрос. По данным hh.ru, за два года зарплаты водителей выросли на 68 % — это, по мнению экспертов, закономерно отражается на себестоимости перевозок. Весной рынок пришёл в равновесие:
Оглавление

Цены на автомобильные грузоперевозки остаются близкими к абсолютным максимумам — с октября 2024 года они выросли более чем на 10 %. По прогнозам аналитиков, до половины ИП-перевозчиков могут покинуть рынок к 2026 году — это может вызвать новый виток роста тарифов. В этих условиях крупный бизнес вынужден искать решения, которые обеспечат не только экономию, но и надежность логистических цепочек.

© Александр Довянский / Фотобанк Лори
© Александр Довянский / Фотобанк Лори

Сумма трёх факторов: мощности, кадры и налоги

В начале 2025 года на российском рынке сложилась парадоксальная ситуация: средняя стоимость автоперевозок снижалась (по данным крупнейших бирж — на 17 %), при этом грузооборот показывал рост на 7 % год к году. Одновременно участники рынка отмечали сокращение числа грузов, рост цен на топливо и запчасти, увеличение фискальной нагрузки и проблему высоких лизинговых платежей.

Значимым фактором был и остаётся кадровый вопрос. По данным hh.ru, за два года зарплаты водителей выросли на 68 % — это, по мнению экспертов, закономерно отражается на себестоимости перевозок.

Весной рынок пришёл в равновесие: в апрелемае начался рост спроса и тарифов. Аналитики связывают его с сокращением доступного парка автомобилей и перевозчиков — по данным профильных объединений, в начале года приостановило работу до 20 % перевозчиков.

К концу года из-за финансовых проблем могут закрыться ещё до 15 % перевозчиков, посчитали в агентстве M.A.Research. Индустрия грузоперевозок остаётся крайне фрагментированной: в системе «Платон» зарегистрировано 885 000 компаний-перевозчиков, до 80 % — малый бизнес и ИП. С 2026 года их ждёт повышение налоговой нагрузки: в первом чтении принят законопроект, который исключает грузоперевозки из патентной системы налогообложения и снижает лимит доходов для УСН.

Эти изменения, вероятно, приведут к уходу части перевозчиков и росту цен для конечных заказчиков. Грузовладельцам придётся контролировать расходы, сроки и работу партнёров. Особенно много усилий придется прикладывать производственным предприятиям и дистрибьюторам, которые отправляют несколько тысяч фур в год.

© Veniamin Kraskov / Фотобанк Лори
© Veniamin Kraskov / Фотобанк Лори

Цифровой ответ на новые вызовы

Справляться с проблемами отечественным производителям помогает IT. Согласно обзору Strategy Partners, большинство российских компаний намерены активно развивать цифровые технологии в цепях поставок. Среди приоритетов — логистическое планирование (54 %), электронный документооборот (48 %) и искусственный интеллект (29 %).

Однако после ухода международных IT-вендоров многие предприятия столкнулись с дефицитом современных инструментов управления. Особенно остро это ощутили компании сегмента Enterprise — более ориентированные на зарубежные решения. На этом фоне появилось окно возможностей для отечественных разработок.

Логистическая платформа MasterTMS вышла на рынок в 2022-м году и к 2025-му доказала свою эффективность. Сегодня в MasterTMS работают более 600 производственных компаний и дистрибьюторов.

Российская платформа учитывает лучшие отраслевые практики — это позволяет «прокачать» логистику с первого месяца, избежав период проб и ошибок. Предприятия получают не просто логистическую IT-систему, а эффективные, отработанные в отрасли модели взаимодействия всех участников цепи поставок — от быстрого планирования сотен отгрузок до мониторинга в реальном времени и электронного документооборота.

По данным EY, комплексная цифровизация цепей поставок может привести к снижению транспортных расходов на 6–10 % — только за счёт оптимизации маршрутов и сравнительного анализа ставок фрахта.

Пользователи MasterTMS фиксируют экономию от 9 до 21 % уже в первые месяцы использования платформы.

© Иван Рябоконь / Фотобанк Лори
© Иван Рябоконь / Фотобанк Лори

Цифровые торги: −40 % по отдельным маршрутам

Производитель FMCG-товаров, входящий в ТОП-5 рынка, начал распределять отгрузки с помощью торгов-аукционов в системе MasterTMS. Новый подход обеспечил прозрачность в выборе перевозчиков и определении цены перевозки. Это привело к снижению стоимости перевозок по отдельным направлениям на 15–20 %.

«Размещая заказы на торгах среди проверенных перевозчиков, мы смогли свести к минимуму влияние человеческого фактора», — отметили в компании. Результат обеспечила здоровая конкуренция между партнёрами в цифровом формате.

Новый формат работы с участниками логистической цепи

Другой пользователь MasterTMS расширил собственную сеть надёжных перевозчиков: они стали работать в единой digital-среде, у водителей появилось приложение с маршрутами и документами. Диспетчеры смогли отслеживать местоположение грузов в режиме онлайн на экране рабочего компьютера. Данные мониторинга стали поступать и к получателям грузов — это позволило им планировать работу складов с учётом возможных задержек транспорта. В итоге снизилось количество простоев на разгрузке, а взаимодействие между отправителем, перевозчиком и получателем стало быстрым и прозрачным.

TMS для грузовладельцев, перевозчиков и получателей грузов становится полноценной экосистемой. Для компаний-грузовладельцев это означает автоматизацию рутинных задач, контроль тарифов и соблюдения сроков. На выходе растёт качество корпоративной логистики. Перевозчики, в свою очередь, имеют доступ к стабильному потоку заказов и прозрачные условия работы, исключающие человеческий фактор. А получатели грузов могут отслеживать статус груза в режиме онлайн, видят расчетное время прибытия транспорта, могут планировать работу склада и график отгрузки.

© Марина Демидюк / Фотобанк Лори
© Марина Демидюк / Фотобанк Лори

93 % доставок — без опозданий

По данным McKinsey, нарушения SLA снижают операционную эффективность компаний на 10–15 %. С подобным вызовом столкнулся крупный производитель мясных деликатесов на юге России. Компания поставляет скоропортящиеся продукты, поэтому ей критически важно обеспечивать контроль соблюдения SLA — гарантировать доставку строго в оговоренные временные окна. Нарушение сроков в меньшей степени допускает собственный транспорт, но при этом он генерирует расходы из-за высокой доли холостого пробега.

Для решения своих проблем компания внедрила MasterTMS и начала планировать маршруты в автоматическом режиме. Алгоритмы стали учитывать более 50 параметров: от местоположения и графика работы точек разгрузки — до приоритетности условий и вместимости машин.

Сегодня 93 % отгрузок компании выполняются точно в срок. Собственные машины перевозят в среднем на 15 % больше грузов, а количество нарушений SLA сократилось в два раза. Благодаря автоматическому планированию маршрутов число холостых пробегов снизилось на 20 %.

© Кирилл Черезов / Фотобанк Лори
© Кирилл Черезов / Фотобанк Лори

Цифровизация как фактор устойчивости

Сегодня MasterTMS работает не только в России, но и в странах СНГ, поддерживает мультимодальные перевозки, ЭТрН, претензионную работу и управление грузовыми дворами.

Инвестиции в такие решения позволяют не только сдерживать рост тарифов, но и создавать стратегический актив — управляемую, прозрачную и устойчивую логистическую систему, которая становится конкурентным преимуществом бизнеса.

MasterTMS — логистическая платформа для производственных предприятий и дистрибьюторов:

  • снижение затрат на 9–21 % с каждой отгрузки;
  • формирование собственной сети лояльных перевозчиков;
  • прозрачность ставок и выбора перевозчика;
  • автоматизация планирования и мониторинга с помощью AI;
  • цифровизация отношений в цепи поставок.

Подробнее — master-tms.ru.

-6

Больше — о переходе российской логистики на "цифру":