Найти в Дзене
Yana Fortepiano

Кто вам сказал, что "Лунную сонату" нужно играть только в оригинале?

Вчера в комментариях кто-то спросил: "Лунная соната в облегченном варианте - это что, шутка такая?" И я поняла, что этот вопрос вскрыл один из самых вредоносных мифов, который живет в музыкальном мире и лишает людей возможности исполнить свою мечту. Позвольте мне быть совершенно честной: вы можете играть всё что угодно в любой тональности, в любом варианте, с любыми аккордами и в любом темпе, который вам нравится. И я разряжаю вас это делать, потому что столько запретов нависло над музыкальным миром, что люди просто перестали верить в свои возможности. Откуда взялась эта идея, что классическую музыку можно исполнять только в оригинальной тональности, только с оригинальной фактурой, только в оригинальном темпе? Может быть, когда-то кто-то сказал вам, что вы обязаны играть только виртуозно, только как настоящие профессионалы, и не как иначе. И вот мы живем с этим: есть виртуозный пианист - пример, на который мы пытаемся равняться, мы смотрим на него и думаем "ну вот так нужно играть

Ваш преподаватель по фортепиано, Яна Черкашина
Ваш преподаватель по фортепиано, Яна Черкашина

Вчера в комментариях кто-то спросил: "Лунная соната в облегченном варианте - это что, шутка такая?" И я поняла, что этот вопрос вскрыл один из самых вредоносных мифов, который живет в музыкальном мире и лишает людей возможности исполнить свою мечту.

Позвольте мне быть совершенно честной: вы можете играть всё что угодно в любой тональности, в любом варианте, с любыми аккордами и в любом темпе, который вам нравится. И я разряжаю вас это делать, потому что столько запретов нависло над музыкальным миром, что люди просто перестали верить в свои возможности.

Откуда взялась эта идея, что классическую музыку можно исполнять только в оригинальной тональности, только с оригинальной фактурой, только в оригинальном темпе? Может быть, когда-то кто-то сказал вам, что вы обязаны играть только виртуозно, только как настоящие профессионалы, и не как иначе.

И вот мы живем с этим: есть виртуозный пианист - пример, на который мы пытаемся равняться, мы смотрим на него и думаем "ну вот так нужно играть". Но если мы не дотягиваем до его уровня, если мы не можем сыграть в оригинальной тональности со всеми её сложностями, то мы решаем, что нам вообще не место за этим инструментом, что лучше вообще не пытаться.

Это вредоносный миф, и он отнимает у людей одно из самых простых и доступных удовольствий - просто играть музыку, которая нравится, в том виде, в котором она доступна именно вам.

Давайте разберемся. Да, профессиональные пианисты играют классику в оригинале с полной фактурой, потому что они прошли годы обучения, и это их профессия. Но знаете ли вы, что даже эти профессионалы берут классические темы и импровизируют на них, переделывают их, создают новые версии? Слышали ли вы джазовые переработки Бетховена, Шопена, Моцарта? Это же прекрасные композиции, где знаменитые мелодии звучат совершенно по-новому, в новой гармонии, в новом стиле, и никто не говорит, что это "неправильно" - все говорят, что это гениально!

Вот почему я вам говорю: если вы никогда не играли на фортепиано, но хотите прикоснуться к "Лунной сонате" или любой другой классической мелодии, которая вас вдохновляет, сыграйте её в облегченном варианте, в простой тональности, где нет сложных знаков, по белым клавишам, если это нужно. Это не стыдно, это не "неправильно", это - ваш путь к этой мелодии.

Потому что что произойдет, если вы не сыграете? Вы никогда не исполните свою мечту, которая жила в вас столько лет. Вы будете сидеть, обнимать коленки и грустить, что классика "не для вас", что вы "не годитесь", потому что не можете сыграть как виртуоз. Вы просто сдадитесь, не попробовав...

-2

Сейчас я учусь на психологической переподготовке, и мы как раз разбираем эту тему - как вокруг музыкального мира ходит столько вредных мифов и установок, которые люди просто не решаются разрушить. И это одна из самых разрушительных: идея, что музыка - это что-то священное и недоступное, что её можно "только правильно" или "совсем не играть".

Но музыка - это язык эмоций, это способ выразить себя, это радость и удовольствие. И я не верю, что радость и удовольствие должны быть доступны только избранным, которые вышли из музыкальных семей и учились в консерватории.

Вот что я вам предлагаю: забудьте о том, что вам сказали, забудьте о мифе про "оригинальную тональность", и просто играйте. Играйте "Лунную сонату" в облегченном варианте - и вы будете счастливы, потому что наконец исполнили мечту. Играйте Бетховена в джазовой обработке - и вы откроете для себя совершенно новый звук. Играйте классику в той версии, которая вам по силам, - и вы почувствуете, что музыка действительно для всех, а не только для избранных.

Потому что когда вы садитесь за инструмент и начинает звучать "Лунная соната", пусть даже в облегченном варианте, в простой тональности, это всё равно красиво, вызывает эмоции. И это ваша победа!

Ставьте лайк, если тоже верите, что музыка доступна всем! 💙

Напишите в комментариях - какую "невозможную" классику вы давно хотели сыграть? Давайте разберем её вместе, даже если это означает облегченный вариант!

Если вы готовы перестать слушать чужие голоса и начать играть то, что вам нравится - ссылка на запись на индивидуальные занятия в закрепленном посте канала. Давайте разберем вашу любимую мелодию и исполним её вместе, в том варианте, который вам подходит!