Найти в Дзене

От поэзии до конспирологии: 3 необычных подхода к чтению.

В эпоху, когда мы ежедневно сталкиваемся с лавиной текстовой информации от коротких сообщений в социальных сетях до многотомных исследований — умение правильно читать становится не просто полезным навыком, а необходимостью. Иосиф Александрович Бродский (1940-1996) — поэт, драматург, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года. «Никто не становится моложе, читая книгу. А коли это так, наше естественное предпочтение должно быть отдано хорошим книгам.» В 1988 году на открытии книжной ярмарки в Турине Иосиф Бродский изложил радикальную концепцию: чтобы понять, хорошая книга или плохая, нужно сравнить её с поэзией. Современный читатель тонет в океане печатной продукции, а литературная критика ненадёжна. Неприятность с рецензентами, как минимум, троякая: он может быть ремесленником и столь же невежественным, как мы сами; он может иметь сильное пристрастие к писаниям определённого рода или просто работать на определённых издателей; если он талантливый писатель, он превратит св
Оглавление

В эпоху, когда мы ежедневно сталкиваемся с лавиной текстовой информации от коротких сообщений в социальных сетях до многотомных исследований — умение правильно читать становится не просто полезным навыком, а необходимостью.

Поэт Иосиф Бродский. «Как читать книгу»

Иосиф Александрович Бродский (1940-1996) — поэт, драматург, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года.

«Никто не становится моложе, читая книгу. А коли это так, наше естественное предпочтение должно быть отдано хорошим книгам.»

В 1988 году на открытии книжной ярмарки в Турине Иосиф Бродский изложил радикальную концепцию: чтобы понять, хорошая книга или плохая, нужно сравнить её с поэзией.

Поэзия как критерий качества

Современный читатель тонет в океане печатной продукции, а литературная критика ненадёжна.

Неприятность с рецензентами, как минимум, троякая: он может быть ремесленником и столь же невежественным, как мы сами; он может иметь сильное пристрастие к писаниям определённого рода или просто работать на определённых издателей; если он талантливый писатель, он превратит свою рецензию в независимый вид искусства, и вы будете читать рецензии, а не сами книги.
-2

Альтернатива — развитие собственного вкуса, но на это требуется много времени, и к моменту формирования вкуса можно состариться, «направляясь к выходу с паршивым томиком под мышкой».

Чтобы развить вкус, Бродский предлагает читать поэзию как высшую форму человеческой речи, самый концентрированный способ передачи опыта, предлагающую наивысшие литературные стандарты.

Ограниченность метода

Подход Бродского предполагает высокий уровень литературной подготовки и интеллектуальной зрелости. Не все читатели способны или хотят погружаться в сложный мир поэзии, особенно современной. Для многих чтение — прежде всего способ отдыха, эмоциональной разрядки и развлечения.

Бродский фактически ставит под сомнение ценность прозы как самостоятельного искусства. Между тем, проза играет уникальную роль в литературе: она способна развивать сложные сюжеты, создавать многомерных персонажей, исследовать социальные и психологические проблемы на обширном материале.

-3

Оценка

Несмотря на свои недостатки, это очень короткое эссе Бродского ставит перед читателем ряд интересных вопросов и во многом не утратило свою актуальность в настоящее время. Концепция Бродского предлагает интересную альтернативу механическому потреблению литературы и может восприниматься как необычный, но возможный подход к чтению.

Логик С.И. Поварнин. «Как читать книги»

Сергей Иннокентьевич Поварнин (1870-1952) — крупный специалист в области логики, в 1924 году выпустил брошюру «Как читать книги», которая стала одним из первых научных руководств по методике чтения. Примечательно, что этот труд не потерял своей ценности сегодня и знакомит читателя с приёмами и навыками рационального чтения.

Эта книга будет полезна при чтении научной, образовательной и специальной литературы, цель которой поделиться с читателем знаниями, необходимыми ему для дальнейшего совершенствования в какой-либо сфере.

-4

Плюсы и минусы

👍Практический подход. Автор предлагает конкретные шаги: предварительное ознакомление с оглавлением, предисловием и заключением, разбивка материала на смысловые блоки, ведение записей и выписок, составление конспектов.

👍Критическое мышление. Методика оценки и критики текста помогает развивать интеллектуальную независимость в мире, перегруженном информацией.

👍Самообразование. В условиях быстрого устаревания знаний умение самостоятельно и эффективно усваивать новую информацию становится ключевым.

👎«Убийцы времени». Для нас, любителей художественной литературы, книга вряд ли придётся по вкусу, так как на пути к великой цели самосовершенствования художественные произведения, по мнению Сергея Иннокентьевича, стоят на самой низшей ступени и практически бесполезны.

-5

Оценка

Несмотря на недостатки, книга остаётся практическим руководством, которое может помочь современному человеку ориентироваться в мире текстов и превратить чтение в активное освоение знаний.

Поэт Бродский и логик Поварнин, несмотря на кардинальные различия в подходе к чтению, оба считали большую часть прозы крайне низкопробным чтивом (жаль, мы не узнаем, что Поварнин думал о поэзии).

Если же вы увлекаетесь только чтением художественной литературы — можете смело пропустить эту книгу и взглянуть на произведение профессора литературы. Он даст достойный ответ двум предыдущим авторам. 👇

Профессор литературы Томас Фостер. «Искусство чтения. Как понимать книги»

Томас Фостер — американский профессор, литературовед и популярный автор, родился в 1950 году в штате Огайо. 28 лет преподавал художественную литературу, драматургию, поэзию и креативное письмо в Университете Мичигана в Флинте.

Фостер в живой и остроумной манере рассказывает о том, как нужно понимать особый язык литературы, наполненный символами, параллелями и взаимосвязями. На примере произведений классиков, известных каждому, Шекспира, Гёте, Оруэлла, Хэмингуэя и многих других, он учит видеть то, что скрыто между строк, делая сложную литературную теорию понятной широкой аудитории.

Подход Фостера существенно отличается от двух предыдущих и подойдёт для книголюбов, желающих глубже понимать произведения любимых писателей.

-6

Плюсы и минусы

👍Для начинающих читателей, особенно школьников и студентов-гуманитариев, книга успешно демонстрирует, что литература — не просто развлечение, а сложная система отсылок и кодов.

👍Книга стала популярным пособием по «литературной грамотности» и получила широкое признание за доступность, юмор и практичный подход к анализу художественных текстов.

👎Фостер опирается преимущественно на «западный литературный канон»: Библию, Шекспира, греческую трагедию, английскую и американскую классику, игнорируя различия в мировоззрении, языке и эстетике.

👎Фостер предлагает читателям своего рода «ключ к разгадке»: такой подход рискует превратить чтение в следование готовым шаблонам, где сложность и неоднозначность литературы сводятся к набору готовых интерпретаций.

👎Его примеры ясны, а тон дружелюбен и лишён академической сухости, но следование его «рецептам» может привести к «параноидальному чтению», когда читатель ищет скрытый смысл даже там, где его нет.

Иосиф Александрович Бродский, Сергей Иннокентьевич Поварнин, Томас Фостер
Иосиф Александрович Бродский, Сергей Иннокентьевич Поварнин, Томас Фостер

Оценка

Для начинающих читателей книга Томаса Фостера открывает дверь в мир аналитического чтения: она учит читать «между строк», замечать символы, аллюзии и архетипы — и делает это легко, с юмором и большим количеством примеров. Однако за этой доступностью скрывается серьёзный изъян: «расшифровка», предлагаемая Фостером, может подавлять индивидуальное восприятие и игнорировать контекст: исторический, культурный, авторский.

Какой из трёх представленных подходов к чтению ближе всего к вашему читательскому опыту? Вы — поэт, логик или конспиролог?