Найти в Дзене

Внутренняя опора школьников: чем могут помочь родители?

Как жаль, что в школе оценивают только результат. И оставляют без внимания процесс и усилия, которые ребенок приложил к выполнению задания. У нашего младшенького логопед ещё в 1 классе обнаружила дисграфию. Это когда проявляются стойкие нарушения письма (пропуск букв, целых слогов, ошибки написания, отзеркаливание). Три года он вместе со специалистом трудится над усовершенствованием своего письма. Прогресс есть, но он сугубо индивидуальный. На фоне общепринятых результативных оценок, успехи сына выглядят пока плачевно. Например, если во 2м классе он делал 20+ ошибок за диктант, причём в каждом слове их могло быть по 2-3. То в настоящее время их всего 6 на весь текст. При чем в 1-2 классе, наряду с ошибками, ребёнок само задание выполнял неохотно, ленился, не было мотивации писать аккуратно, уж я молчу про контроль ошибок. Всё изменилось в 3м, и тем более сейчас в 4м классе. Засучив рукава, с высунутым от старания языком, сын диктует себе вслух по слогам, а где необходимо даже по буквам
школьная оценка - иногда лишь субъективное восприятие учителя или равнодушная норма
школьная оценка - иногда лишь субъективное восприятие учителя или равнодушная норма

Как жаль, что в школе оценивают только результат. И оставляют без внимания процесс и усилия, которые ребенок приложил к выполнению задания.

У нашего младшенького логопед ещё в 1 классе обнаружила дисграфию. Это когда проявляются стойкие нарушения письма (пропуск букв, целых слогов, ошибки написания, отзеркаливание). Три года он вместе со специалистом трудится над усовершенствованием своего письма. Прогресс есть, но он сугубо индивидуальный. На фоне общепринятых результативных оценок, успехи сына выглядят пока плачевно. Например, если во 2м классе он делал 20+ ошибок за диктант, причём в каждом слове их могло быть по 2-3. То в настоящее время их всего 6 на весь текст. При чем в 1-2 классе, наряду с ошибками, ребёнок само задание выполнял неохотно, ленился, не было мотивации писать аккуратно, уж я молчу про контроль ошибок.

Всё изменилось в 3м, и тем более сейчас в 4м классе. Засучив рукава, с высунутым от старания языком, сын диктует себе вслух по слогам, а где необходимо даже по буквам, слова, которые пытается аккуратно выводить в тетрадке, отмечая по пути зелёной пастой орфограммы. Однако такое прилежание, похоже, требует от ребёнка неимоверных внутренних усилий и напряжения. Поэтому старательно написав первый абзац в диктанте, он сдулся на втором абзаце.

Внимание и процесс возбуждения нервной системы (НС) дали заднюю, и начали тормозить. Последствия не замедлили себя ждать. Все 6 ошибок именно, во втором абзаце диктанта.

Потом НС отдохнула (напомню всё это происходило внешне как бы непрерывно, ребёнок деятельность не останавливал), и третий абзац написан вновь без ошибок и вполне аккуратно.

Наверное, нет нужды пояснять насколько же обидно и непонятно (А что собственно происходит? В чем же дело? Что же я делаю не так?) юному созданию, когда ему возвращают его работу с отметкой «неуд».

Его взгляд выражает немой вопрос:

⁃ Столько усилий и всё зря?

ЗдОрово, когда родители и/или другие близкие люди юного человека замечают весь процесс, а не только его финишную точку. Объясняют про маленькие, малозаметные для окружающих, успехи ребенка. Поясняют, что эта 2 - не одно и то же, что 2, которая была пару лет назад.

Оценка в школе - это сильно субъективный и в то же время также сильно объективный момент. С одной стороны зависит от того, кто её ставит, с другой стороны сильно зависит от стандарта, от которого отталкиваются при постановке оценки.

Троечник в началке - не приговор. Много еможет поменяться. Главное выбрать верный подход.
Троечник в началке - не приговор. Много еможет поменяться. Главное выбрать верный подход.

В продолжение история становления среднего сына. Сын не блистал отметками в 1-6 классах. Был троечником. Учительница в начальных классах и вовсе махнула на него рукой, мол, и работяги тоже стране нужны. Нарисую ему троечку, главное, чтоб сидел помалкивал и не отвлекал отличников.

Однако в 7 кл, с переездом в Петербург, что-то внутри него поменялось. И ему захотелось учиться лучше, получать отметки выше. Какая же это была боль - осознать, что одного желания и стараний мало. Впору дойти до отчаяния и опустить руки.

Однако мы с ним применили ту же тактику, что с младшим (см. выше). Отметка 3 бывает разная. Например, 3,01 это не то же самое, что 3,49. И с этого момента средний сын, засучив рукава стал наблюдать динамику своего учебного успеха. Помню, как он в отчаянии жаловался мне, о том как он старался пол года, всё исправно учил, выполнял все задания, занимался дополнительно с репетиторами и всё равно в полугодии была нарисована «удовл».

Тогда мы сравнили эти две тройки более дифференцировано. И он осознал, что в четверти это было 2,75, тогда как в полугодии уже 3,5. И получил от нас с отцом заслуженную похвалу и восхищение его чудесными и успешными результатами. И напутствие сравнивать себя только с самим собой.

Дело было в далёком теперь 7м классе самой обычной дворовой школы.

Теперь он 10ти классник СУНЦа СПбГУ. Учится по специальной программе с углублённым изучением биологии.

С отличием сдал ОГЭ. Аттестат хорошиста той же гимназии при СПбГУ.

И сын верит в свои силы. Понимает, что внутри него родилась опора под названием «я могу», «у меня получается».

Верьте в своих детей так, как никто другой не верит!

Помогайте им выстраивать внутри себя опору «я могу».

И подписывайтесь на мой ТГ-канал, где я веду блог об отношениях. С детьми, мужьями, женами, друзьями, коллегами, в целом - с людьми.