Педро Альмодовора не спутать ни с кем. Он имеет особый почерк, который узнаешь уже по первым кадрам фильма. Яркий и эмоциональный, спонтанный и идущий на риск, провокационный и темпераментный, колоритный и уникальный. Всё это можно сказать об этом испанском режиссере, о его работах и героях его фильмов. Он мастер сплетения комедии и мелодрамы. В его руках даже самый отъявленный злодей может стать милым и вызвать симпатию.
Истории Альмодовора чаще всего — о женщине в её самых разных ролях, лицах нетрадиционной ориентации и весьма маргинальных личностях. Вот такая веселая компания предстает в ярком и агрессивном дизайне, конечно же с испанским колоритом. Поэтому всем чувствительным, кого триггерят лица нетрадиционной ориентации, рекомендую воздержаться от просмотров фильмов Педро и прочтения данной статьи. Все остальные, велком. Хочу поделиться мыслями и впечатлениями о наиболее известных картинах Альмодовора.
1. Поговори с ней (2002)
Именно с этого фильма началось мое знакомство с творчеством Альмодовара. Тогда он произвел на меня огромное впечатления. Очень необычный сюжет и яркие краски сильно выделялись на фоне всего, что я смотрела ранее. В картине параллельно ведется сразу несколько повествований — один из любимых приемов режиссеров и писателей. Но воспринимается всё просто и не нужно ломать голову над тем, что вообще происходит.
В основе сюжета лежит реальная история о сотруднике румынского морга, куда попала женщина, впавшая в летаргический сон. Врачи ошибочно посчитали её мертвой. Сотрудник морга решил заняться с несчастной сексом и тем самым пробудил её к жизни. В результате на мужчину завели уголовное дело, хотя и женщина, и её семья были благодарны за своеобразное воскрешение. История весьма спорная, скандальная и провокационная. Таким и получился фильм.
Как бы автор не пытался оправдать героя, у меня всё равно осталось к нему негативное отношение. Хотя я ни разу не ханжа. Но одно дело, когда ты ухаживаешь за больным человеком и разговариваешь с ним, пусть он не может ответить и возможно тебя не слышит. И совсем другое заниматься с этим человеком сексом, даже из самых лучших побуждений. Как по мне, это психическое отклонение и преступление.
2. Женщины на грани нервного срыва (1988)
Пожалуй, мой любимый фильм Альмодовара. Яркий и самобытный, суматошный и безумный, забавный и очень веселый. Здесь представлены самые разные образы женщин. У каждой свой характер и темперамент, свои проблемы и их решения. Кстати, по своей суете, событийности и атмосфере этот фильм мне напоминает картину Кустурицы «Черная кошка, белый кот». Здесь уже не будет таких серьезных дум и размышлений, как в «Поговори с ней». Это фильм для тех, кто хочет отвлечься и отдохнуть, ни о чем не думать и повеселиться. Хотя специфический юмор Альмодовара придется по душе не каждому.
3. Человеческий голос (2020)
Моноспектакль — жанр не для всех, и иногда он кажется очень скучным и утомительным. Но не в этом случае. Ведь исполнительницей главной роли является яркая Тильда Суинтон. Она смогла сделать фильм страстным и эмоциональным. От него невозможно оторваться ни на минуту. Нельзя до конца понять, что же сделает героиня в следующую минуту. Если в предыдущем фильме женщины были только на грани нервного срыва, то здесь героиня находится уже в самом его эпицентре.
И вновь в центре этого фильма — яркие интерьеры и текстуры, красивый и необычный дизайн, необычная и эмоциональная героиня, а также сложные отношения между мужчиной и женщиной. При этом «Человеческий голос» — 100% женское кино, которое вряд ли понравится противоположному полу.
4. Всё о моей матери (1999)
И вновь почти все главные персонажи фильма — женщины. Ну, конечно, не обошлось и без особой личности — трансгендера. Он оказывается давней любовью главной героини и отцом её погибшего сына Эстебана. Кстати, Эстебан так и не узнал, кто его отец. Может оно и к лучшему. Хотя в Европе совсем другое отношение к подобному. Сам Альмодовар признался, что все самые экстравагантные вещи он взял из реальной жизни Барселоны.
При этом основная мысль фильма состоит в силе духа женщины и её способности в возрождению. Главная героиня после гибели сына оказывается на грани уничтожения, но в дальнейшем она находит в себе силы жить и даже начать с начала. Мне этот фильм показался мрачноватым и депрессивным, несмотря на едва появляющийся свет в конце туннеля.
5. Комната по соседству (2024)
Это один из последних фильмов Альмодовора, который я посмотрела, так что воспоминания еще свежи. Не совсем типичная для Педро картина, ведь действие здесь происходит не в горячей Испании, а в весьма тусклом Нью-Йорке. Однако его серость разбавляют яркие и кричащие интерьеры и дизайны, без которых режиссер просто не может жить. В центре сюжета — две подруги, одна из которых серьезно больна. Их играют без преувеличения великие и потрясающие актрисы — Джулианна Мур и Тильда Суинтон. Они создали интересные и сильные образы, за которыми интересно наблюдать.
В фильме поднимаются такие вечные темы, как дружба и любовь, смерть и болезнь, страх и война, отношения между матерью и дочерью. Герой, а точнее героиня фильма Альмодовара вновь совершает весьма спорный поступок. Она помогает болеющей подруге по её же просьбе уйти из жизни. Как относится к эвтаназии? Хорошо это или плохо — решать зрителю.
6. Параллельные матери (2021)
Мне понравилось, как в фильме переплелись разные темы: исторические события, связь поколений, поиск предков, личные истории женщин. В основе сюжета — история двух женщин, чьих детей перепутали в роддоме. Малахов и иже с ним могут только позавидовать. Альмодовар же представляет эту историю под своим особенным углом.
Пусть многие моменты и сюжетные повороты можно предугадать, фильм смотрится интересно и на одном дыхании. Здесь много драматизма и, как всегда, ярких красок. Даже в роддоме очень яркие и жизнерадостные стены. Несмотря на весьма трагичную историю и сложные судьбы героинь, всё равно чувствуется оптимизм и вера в будущее.
Отдельная любовь Пенелопе Крус — любимице Альмодовара и, что уж греха таить, моей. Вообще Крус раскрывается в фильмах Педро совершенно по-другому. Во многих остальных работах она кажется поверхностной, легкомысленной и не особо умной. В картинах же испанского режиссера она играет яркие, эмоциональные глубокие драматические роли и прекрасно справляется со своей задачей. А какая же Пенелопа красивая!
7. Возвращение (2006)
Еще один фильм о женщинах, связи поколений и семейных тайнах. Иногда фильмы Альмодовара напоминают бразильский сериал на испанский манер. Столько секретов, героев и страсти! Но сделаны они по-особенному, так, как не умеет больше никто. Пестрая окраска и яркий визуальный ряд, сильные и харизматичные женщины, отношения между женщиной и мужчиной, между родителями и детьми, борьба за лучшую жизнь — всё в лучших традициях Альмодовара. Фильм получился эмоциональным и импульсивным, немного мистичным, острым даже криминальным.
8. Свяжи меня! (1980)
Одна из особенностей Альмодовара — показывать разных моральных уродов и преступников забавными и смешными. Насильники и разного рода извращенцы выглядят в его фильмах милыми и не вызывают ненависти. В основе фильма «Свяжи меня!» — классическая история о стокгольском синдроме.
Главного героя Рики играет неповторимый Антонино Бандерас. Это молодой и обаятельный парень, вот только который совсем не отличается умом и сообразительностью. Более того, некоторое время он провел в психушке, где был любимчиком и любовником директрисы. После выписки Рики начинает преследовать Марину, порноактрису и наркоманку, с которой познакомился год назад. Он похищает её и связывает, а Марина... конечно же влюбляется в него. В конце нас ждет хэппи-энд, где любовная парочка воссоединяется, а сестра Марины даже обещает найти Рики работу.
Этой историей Альмодовар хотел показать, что отношения между мужчиной и женщиной, а также брак часто похожи на стокгольмский синдром. Когда взрослые люди остаются инфантильными и только пытаются казаться взрослыми, стараясь обрести недостающую семью и добиваясь всего силой.
9. Кика (1993)
В этом фильме феноменальный и нестандартный юмор Альмоводора раскрывается в полной мере. Но здесь он, как говорится, приходится ко двору. Лента просто кишит фриками, извращенцами и психически неуравновешенными людьми. Особый восторг у меня вызвала Андреа Каракортада — сумасшедшая журналистка, ТВ-ведущая и бывший психоаналитик. В течение дня она ездит по городу в костюме а-ля Ихтиандр в поисках невероятных историй и героев. А вечером предстает на экранах ТВ в не менее сумасшедших нарядах, выдавая шокирующие новости. Один известный майор убил свою жену и потом повесился, банда торговала порнографией в детском саду и так далее. В общем «Криминальная Россия» отдыхает.
Кстати, именно эта актриса (Виктория Абриль) играла и Марину в фильме «Свяжи меня!». Абсолютно разные, но очень яркие и самобытные образы. А костюмы для фильма создавал сам великий французский модельер Жан-Поль Готье.
Интересно, что сам Педро видит главной героиней фильма именно Андрею. Хотя основной сюжет разворачивается вокруг косметолога-гримера Кики. И одна из главных мыслей фильма — негативное влияние ТВ, которое поглощает умы людей и развращает.
В «Кике», как и во многих других фильмах, несмотря на все ужасы, видится оптимизм. Особенно ярко это видно в последней сцене, когда беззаботная Кика встречает на дороге красивого незнакомца, внезапно меняет планы и уезжает вместе с ним "в закат". Кстати, прослеживается параллель всё с тем же «Свяжи меня!», где в конце главная героиня вместе с сестрой и возлюбленной едут в машине навстречу лучшей жизни.
10. Высокие каблуки (1991)
Детективная история, раскрывающая непростые и вечные отношения между матерью и дочерью. В основе сюжета давняя задумка режиссера — выпуск новостей, где телеведущая признается в совершении убийства. Телеведущую и по совместительству дочь играет всё та же красотка Виктория Абриль. Слегка истеричная и обиженная на мать героиня. Лично мне очень понравился образ матери, как внутренне, так и эмоционально. Эти женщины жили, как умели. Но несмотря на всё, они любят друг друга и в итоге поддерживают в самой трудной ситуации.
На мой взгляд, картина получилась более спокойной, уравновешенной и сдержанной, по сравнению с «Кикой» или «Свяжи меня!». Даже цветовая гамма здесь более выдержанная. Несмотря на это, фильм всё равно получился атмосферным, интересным и интригующим.
11. Дурное воспитание (2004)
Весьма грязная и тяжелая история о насилии над детьми, искалеченном детстве и жизнях, нетрадиционных отношениях и негативного влияния наркотиков. Но Альмоводар вновь добавляет в неё глумление, шаржи и насмешки над обществом. В результате фильм получается сатирическим, провокационным и неповторимым. Возможно, я какой-то черствый чурбан, но ни мальчики, ни уже повзрослевшие мужики не вызвали у меня жалости или сочувствия. Наиболее сильные чувства — брезгливость и неприязнь — вызвал лишь директор интерната. Хотелось, чтобы он страдал и умер мучительной смертью.
12. Кожа, в которой я живу (2011)
Помню, впервые смотрела этот фильм с другом. И если я уже была хорошо знакома с творчеством и почерком Альмодовара, то для него данная встреча состоялась впервые. Сказать, что он был шокирован, ничего не сказать. Вообще этот фильм выделяется на фоне остальных. Он кажется более обычным, несмотря на шокирующий сюжет.
Здесь нет слишком ярких красок и расцветок а-ля вырви глаз. Если раньше герои фильмов Педро сразу вели себя странно и показывали себя весьма нетипично, то здесь сначала они выглядят вполне адекватно. Люди как люди. Потом, конечно, уже раскрывается весь извращенный ум и фантазия. В первую очередь, главного героя — известного хирурга Ледграда. Которого, кстати, блестяще сыграл Антонио Бандерас.
В результате получилась современная история о Франкенштейне. История достаточно жуткая, но интересная и вызывающая. Посмотрев этот фильм хотя бы раз, вряд ля вы уже его забудете. Сам Альмодовар пояснял, что главная идея киноленты лежит в том, что сегодня наука может сделать с телом человека всё, что угодно. Но при этом она не может изменить его сознание, дух и гендер.
13. Разомкнутые объятия (2009)
Бесконечно люблю этот фильм и Пенелопу Крус в нем. Трогательная история о любви и верности, ревности и страсти, красоте. Она вызывает массу возвышенных и положительных эмоций, при этом приправленных вкусом горчи и печали.
Решив почитав отзывы российских зрителей об этом фильме, я была крайне удивлена. Многие называют картину поверхностной и слабой. Согласна только с тем, что местами она затянута. Здесь меньше жести, больше лиричности и личных переживаний героев, по сравнению с другими работами испанца. Но в результате получилось очень красивое, эстетичное и гармоничное кино с интересным и интригующим сюжетом.
14. Боль и слава
По сравнению с другими картинами Альмодовара, эта не так динамична и интересна, а также достаточно предсказуема. Порой она даже кажется скучноватой. Но, на мой взгляд, в этом фильме самая красивая и чувственная картинка, которая вызывает огромное эстетическое удовольствие.
В основе картины — история кинорежиссера, который переживает творческий кризис. Не сам о себе ли здесь рассказывает Педро? Частично. В ленте встречаются автобиографические и реальные люди, которых режиссер когда-то встречал. В результате получилось очень личное и трогательное кино, способное вызвать слезы в конце.
А здесь подборки лучших фильмов еще двух моих любимых режиссеров
Друзья, спасибо за внимание! Всегда рада новым подписчикам и лайкам =)