Также Денис Мантуров сообщил, что льготный коэффициент утильсбора сохранится для машин, составляющих более 80% российского автопарка. Эксперты автомобильного рынка подчеркивают, что введенный утильсбор вызвал полнейшую неразбериху на рынке в прошлом году и отголоски чувствуются до сих пор
Драматичного роста цен на автомобили спустя два этапа повышения утильсбора не произошло. Об этом заявил первый вице-премьер Денис Мантуров в интервью РИА Новости. По его словам, правительство внимательно анализирует влияние своих решений в части индексаций утильсбора на доступность автомобилей для граждан.
Сделал Мантуров еще несколько заявлений. Льготный коэффициент утильсбора, по его словам, сохранится для машин, составляющих более 80% российского автопарка. При этом корректировка утильсбора не влияет существенно на стоимость российских авто за счет предоставления субсидий производителям.
Заявления Мантурова об утильсборе анализирует партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат»
«Драматичного роста действительно не произошло, потому что средний рост цен составил 3-5% за год — это, конечно, ерунда по сравнению с тем, что было, допустим, год или два года назад. Но при этом надо понимать, что введение утильсбора в прошлом году поломало рынок напрочь, потому что в ожидании повышения цены на автомобили все представительства, дистрибьюторы, попытались завезти большое количество автомобилей по существовавшим тогда ставкам. В результате рынок был сломан намертво, потому что до сих пор продаются автомобили 2023 года, и до сих пор у нас не найти машины во многих марках 2025 года, цены разные — вот стоит машина 2023-го, стоит 2025-го по разным ценам. Тот же «АвтоВАЗ» вынужден был сократить производство в этом году, и все производители, потому что рынок поломан, потому что он ни туда, ни сюда, и в результате что мы имеем: мы имеем меньшие поступления в бюджет, чем планировал Минфин. Официально министр финансов сказал: да, мы недополучим 40% от того что планировали. Ну и ради чего все это? И в этом году, к сожалению, я подозреваю, случится та же история, то же наступление на грабли. Потому что да, формально 80% автомобилей не попадают под новый утильсбор, не попадают однозначно. Но уже повезли в больших количествах автомобили, чтобы завезти их по прежним ценам, во-первых. Во-вторых, повышение цен на какой-то сегмент на эти 20% приведет в конечном итоге к тому, что повысятся все цены, это законы экономики. И в-третьих, это не повышает доверие нашему правительству, потому что, когда правила игры меняются несколько раз в году и когда нам говорят — нет, мы не будем никакие правила менять, а они тут же меняются, — это очень дестабилизирует рынок и автопром в целом».
Как отметил Денис Мантуров, правительство не ставит цели «закрыть» российский рынок с помощью утильсбора, это затормозило бы развитие российских автопроизводителей. В то же время правительство не ожидает резких скачков цен на авто из-за изменений утильсбора — потому что срок вступления изменений в силу предложено перенести с 1 ноября на 1 декабря.
Покупателей пугает неопределенность, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
«Я не знаю, что подразумевал Денис Валентинович Мантуров, могу предположить, что он оценил не столько увеличение цен на автомобили, сколько реакцию рынка. В прошлом году было же продано 1,5 млн автомобилей, в этом году мы выйдем на 1,4 млн, наверное, в том ажиотаже, который есть. Да, цены выросли, но ничего страшного не случилось, люди автомобили покупают. Проблемы в том, что дорожают машины не только те, которые ввозятся по импорту, но и те, которые производятся в России. Поэтому подорожание, конечно, есть, и если бы его не было, то у нас, я думаю, рынок вырос гораздо сильнее бы, чем в 2024 году. Сейчас мы даже не можем дотянуться до 2024 года, то есть те разговоры, которые были в прошлом году, что рынок восстановился и теперь все прет вверх и все очень хорошо, — это же продажи были в том числе и, как я их называю, паническими, когда люди понимают, что завтра будет еще дороже. То же самое происходит сейчас, нынешний всплеск осенних продаж подгоняем чем — ожиданием повышения утилизационного сбора, и люди понимают, что будут дорожать автомобили не только те, которые ввозятся физическими лицами, но и те машины, которые продаются официальными дилерами.
— То, что сейчас изменения утильсбора перенесли с 1 ноября на 1 декабря, не попадут ли покупатели в ловушку — кто-то может подумать, что время еще есть, и не учитывать, что срок доставки, — покупать, получается, надо сейчас, а не тянуть. Не пойдет ли Минпромторг еще на одно продление, например до Нового года?
— Минпромторг на еще одно продление не пойдет, логика примерно такая: хорошо, мы понимаем, что проект с новыми ставками утилизационного сбора был явлением неожиданным для многих покупателей, которые оформляли машины или уже везли автомобили. Да, людям это было тяжело и экономически очень сложно, мы это понимаем, поэтому мы эту дату сдвигаем. Но теперь уже, поскольку мы сдвигаем ее на месяц, теперь уже с претензиями не приходите: если вы сегодня, 31 октября, задумаете купить автомобиль и начнете его везти откуда-нибудь из Южной Кореи и не успеете, это ваши личные проблемы. Понятно, что всегда будут люди, которые немножко не успели. Не очень хорошая ситуация заключается в том, что люди должны даже сейчас ориентироваться на проекты, то есть сейчас внесены изменения в проект постановления правительства о предполагаемом повышении ставок утилизационного сбора, который еще должен подписать премьер-министр. То есть даже сейчас люди, таможня, бизнес ориентируются на изменения, которые, наверное, будут приняты, и на основании этого проекта, который может быть подписан будет, а может быть, не будет подписан, люди строят свою жизнь — наверное, это не очень хорошо.
Говорил Мантуров не только про утильсбор. По его словам, российские предприятия за три последних года освоили производство половины критических позиций автокомплектующих.
И уже 11 из 13 оставленных иностранцами заводов возобновили полноценную работу, и еще два должны быть запущены в следующем году.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»