Эта камера "хлебная". На ней зарабатывают в среднем четыре-пять миллионов рублей в месяц. Посмотрите на фото, которое вас наверняка тронет, а что вы узнаете дальше тронет ещё более.
Это Москва, улица ак. Миллионщикова. Штраф за то, что автор статьи не уступил пешеходу дорогу. Вы конечно понимаете весь абсурд ситуации, но кроме того, если вы отследите движение пешехода - а он бежит, то создаётся впечатление, что это сознательная "подстава". Так можно набегать несколько сотен штрафов в день.
Дальнейшая ситуация меня ещё более озадачила - я оспорил штраф и мне крайне быстро его сняли. Как же так получилось, что какой-то, как мне казалось, сотрудник ГИБДД выписал мне штраф, за нарушение, которого не было. А потом другой сотрудник с лёгкосью отменил. И вот тут начинаются чудеса.
Мне захотелось изучить вопрос того, а кто же устанавливает камеры и имеет с этого деньги. Оказалось, что выписывал мне штраф не сотрудник ГИБДД, а некий чОрт, который сам же и установил камеру. Пошёл я искать далее и нашёл кое-что. Того, что сразу вы и не увидите. О бизнесе на дорожных камерах. В разного рода сплетнях и, напротив, в заслуживающих доверия публикациях фигурировали термины типа "хлебные" камеры. В теории можно получить подряд на установку "хлебных" камер, но это стоит огромных денег у нужных людей. Но с другой стороны это себя окупит с лихвой, ведь речь идёт о миллиардах. Но вы ж понимаете, что это сродни тому, что одна бабка сказала, поэтому нужно углубиться поглубже.
Если вы начнёте изучать систему денежных потоков от штрафов, то удивлению вашему не будет предела. В России, чтобы стать олигархом, не обязательно иметь нефтяную качалку. Одна дорожная камера, установленная в нужном месте способна приносить не меньший доход. Как же строится этот бизнес.
Концессия! Наше Государство целиком и полностью отдало системы дорожного видеоконтроля на откуп частникам. По условиям концессии, помимо прочего (оплата завышенных расходов по установке и обслуживанию), частники занимаются обработкой штрафов и получают с этого свой процент. От 30 до 50%. Иногда большую часть выручки. И речь идёт не о производителях камер и систем видеоконтроля, они лишь поставляют системы. Главной богодельней заведуют высокопоставленные чины МВД, в основном бывшие - прежде всего выходцы из ГИБДД. Одна из тех частных компаний, что на слуху - «Национальный оператор безопасности движения – Регион» («НОБД-Регион»). Она связана с бывшими руководителями правоохранительных органов, получает госконтракты по фиксации нарушений. Если вы посмотрите, кто её бенефециары вы сразу всё поймёте.
Так как же строится бизнес хлебных камер. Если всё упростить, то можно и так - вы приходите к Национальному оператору Иван Иванычу (который уже частник) по рекомендации от Петра Петровича и просите установить хлебную камеру на улице Миллионщикова. За это с вас попросят либо фиксу, либо процент. А дальше уж вас ограничивает лишь фантазия. Со временем нас могут штрафовать и за непредоставление приоритету НЛО. Поэтому и приходят автомобилистам такие вот портянки с пешеходами. Вы обжалуете штраф и отправляете в ГИБДД. А там сидит вменяемый дядька без коммерческого интереса, он понимает откуда растут ноги у этого бреда и всё отменяет. Будьте уверены - ТАМ в ГИБДД они всё прекрасно понимают с этими штрафами приходящими с камер. Как, впрочем, и с эвакуаторами. Я помню как однажды мою машину эвакуировали и я приехал сначала в ГИБДД, пробовал там права качать, меня подозвал к себе какой-то полковник и так доверительно-спокойно говорит" "Мы ничего решаем, мой вам совет не связывайтесь с ними, это мафия"...
Теперь о деньгах. Тут тоже немало интересного. В 2024 году было выписано (не зафиксированно, а именно выписано) 236,6 миллиона штрафов с дорожных камер. Это почитай по два на каждого россиянина включая младенцев и слепых. На сумму 150 миллиардов (по Москве 38 миллиардов). От 30 до 50% уходит частникам. А в некоторых случаях и более.
Извстно ли вам что-нибудь о программе «Система комплексной безопасности дорожного движения» (СКБДД). Это тот самый концессионный проект, который предусматривает привлечение частного капитала. Компания-инвестор устанавливает за свой счёт оборудование для фиксации штрафов, а затем получает часть денежных поступлений. В каждом регионе существует своя система расчёта её доли:
- процент от штрафов;
- фиксированная сумма от каждого нарушения;
- плановые показатели и премии;
- прогрессивные проценты, которые растут по мере увеличения суммы и так далее.
Частники имеют право установить и обслуживать видеокамеры фиксации нарушени ПДД на дорогах, использовать оборудование для видеофиксации нарушений ПДД, распечатывать фотофиксацию, доставлять постановления о штрафах нарушителям и организовывать уплату штрафов, с суммы которых получают свой процент. ГИБДД лишь визирует разрешение на установку камеры в конкретном месте. Однако и там подвох. При инвентаризации дорожных камер оказалось, что несколько десятков тысяч из них фейковые. То есть деньги собирают, но на балансе ГИБДД не числятся! Речь как раз о тех самых "хлебных" камерах, которые быстро устанавливаются и быстро снимаются.
И что характерно, всю эту мошенническую схему заметил даже генпрокурор Краснов. В ГосДуме он на белом глазу заявил: «Установка систем видеофиксации в первую очередь преследует цели обогащения, монетизации, чтобы как можно быстрее получить прибыль, а вопросы профилактики безопасности движения они никак не регулируют".
Когда я пытался изучить схему госзакупок дорожных камер я столкнулся с проблемой того, что они тщательно закамуфлированы. То есть нет отдельной какой-то строки - дорожные камеры. Всё перемешено с, например, камерами в подъездах и лифтах. И уж тем более вы не найдёте инофрмации о том, как распределяются средства полученные от штрафов.
На последние годы нет и статистики по камерам рекордсменам и это весьма показательно, но, например, в далёком 2020 году на Борисовских прудах всего-то одна камера за год заработала 90 миллионов рублей. Камера на Миллионщикова, конечно, не бьёт этот рекорд, всего каких-то 60 миллионов рублей в год, но курочка по зёрнышку клюёт - там камера, сям камера, глядишь за годик и Абрамович завидывать начнёт.
Сейчас наша страна проходит то, что уже прошли во многих странах мира. Там это назвалось - "бизнес-модель" штрафов". В определённый момент это привело к катастрофическому увеличению аварийности на дорогах и отмене этой порочной практики. Мы лишь в начале этого пути. Сколькими жизнями мы оплатим эту "бизнес-модель штрафов" неизвестно, но, совершенно точно, отменять у нас никто не будет. Однако не стоит унывать, её можно побороть если мы потребуем следующего:
- Опубликования полной карты камер с количеством штрафов и суммами.
- Прозрачности по подрядчикам и условиям контрактов - кто получает сколько денег с каждой конкретной камеры и кому эти деньги ушли.
- Анализа: помогает ли камера снизить аварии — или просто “собрала бабло”.
- Возможности для водителя: видеть данные, оспаривать, понимать, почему камера именно здесь.