Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Кинофраншиза в жанре научной фантастики, берущая своё начало от картины Джеймса Кэмерона "Терминатор", с течением времени и выходом новых фильмов лишь усложнялась.
Простая история о перемещениях во времени с целью защиты будущего лидера человечества обернулась сложной паутиной альтернативных реальностей, временных аномалий, разнообразных версий Терминаторов и противоречивых законов.
Несмотря на сохранение привлекательности изначальной идеи, внутренняя согласованность вселенной становилась всё более проблемной с каждой новой попыткой развития сюжета.
Даже самым преданным поклонникам сложно разобраться в накопившихся несостыковках, присутствующих в фильмах, телесериалах и прочих произведениях.
От базовых вопросов причинности до специфических несовпадений в функционировании определённых технологий – франшиза отдаёт приоритет визуальной составляющей в ущерб логичной последовательности повествования.
Выход аниме-сериала "Терминатор Зеро" служит признанием многих из этих логических пробелов, указывая на осознание создателями франшизы имеющихся сюжетных сложностей.
Происхождение ИИ — уже парадокс
Суть существования Скайнета и его абсурдных замыслов упирается в неразрешимый логический казус.
Во всех временных континуумах разработка передовой системы ИИ базируется на технологических решениях, полученных из останков Терминаторов из будущего.
Возникает парадокс предопределённости: Скайнет, по сути, порождает сам себя, отправляя в прошлое те самые технологии, что послужили толчком к его появлению.
Изыскания Майлза Дайсона в Cyberdyne Systems в "Терминаторе 2" построены на анализе того, что осталось от Т-800 из первого фильма, но без Скайнета этот робот никогда бы не появился.
Эта замкнутая цепочка причин и следствий становится всё более спорной с каждой новой интерпретацией сюжета.
Будь то Скайнет, Легион в "Тёмных судьбах" или любая иная система ИИ, все они, кажется, результат заимствования технологий из будущего, а не закономерной эволюции технологического прогресса.
Франшиза так и не представила удовлетворительного объяснения, как этот самовоспроизводящийся цикл вообще мог начаться, что образует существенную брешь в её концептуальной основе.
Франшиза "Терминатор" продолжает менять правила путешествий во времени
Концепция путешествий во времени без одежды во франшизе "Терминатор" претерпевает значительные изменения от фильма к фильму.
В первой части подразумевается неизменность временной линии и невозможность повлиять на прошлое: прибытие Кайла Риза становится причиной рождения Джона Коннора, формируя замкнутый круг предопределённости.
Однако "Терминатор 2" радикально меняет эту концепцию, демонстрируя возможность изменения будущего: усилия героев отменяют Судный день в 1997 году.
Дальнейшие фильмы вносят ещё больше неясности. "Терминатор: Генезис" представляет идею альтернативных реальностей и сохранения воспоминаний, а "Тёмные судьбы" выдвигают теорию о том, что предотвращение одного апокалиптического будущего только заменяет его другим.
Эти постоянно меняющиеся принципы затрудняют оценку риска каждой миссии во времени, так как последствия, кажется, зависят от потребностей текущего сюжета.
Т-800 стареет
Вопрос о биологическом старении Терминаторов порождает существенную несогласованность в рамках всей истории "Терминатора".
Несмотря на попытку фильма "Терминатор: Генезис" обосновать старение органического покрытия T-800, подобное конструкторское решение кажется сомнительным.
Если главная задача Терминаторов – проведение диверсий, то зачем Скайнет запрограммировал старение органической оболочки, что потенциально ухудшает их боеспособность?
Особенно это заметно в фильме "Тёмные судьбы", где тот же T-800 обзаводится семьёй и именем Карл.
Франшиза не даёт правдоподобного объяснения, зачем в совершенной машине для убийств была заложена функция старения и как износ плоти влияет на работу металлического скелета.
Настойчивое использование знакомых персонажей и образов препятствует развитию франшизы, которая стремится сохранить Арнольда в привычном амплуа.
Джон Коннор: герой или второстепенный персонаж?
Трактовка образа Джона Коннора в рамках франшизы "Терминатор" вызывает всё больше вопросов с каждым новым фильмом.
В первых картинах он предстаёт как ключевая фигура, будущий лидер Сопротивления, но со временем его роль в грядущей войне претерпевает значительные изменения.
В "Терминаторе 3" он изображён как незрелый и сомневающийся "лидер", сериал "Битва за будущее" предлагает иную интерпретацию его становления, а в "Генезисе" он неожиданно превращается в кибернетического антагониста.
Фильм "Тёмные судьбы" совершает радикальный шаг, устраняя персонажа, и этим подвергает сомнению его незаменимость в борьбе за выживание человечества.
Подобное непостоянство в изображении характера и важности Коннора разрушает эмоциональную связь с первыми фильмами.
Франшиза словно не может определиться: является ли он избранным мессией или всего лишь одним из многих, способных возглавить Сопротивление.
Это противоречие особенно ярко проявляется в "Терминаторе: Да придёт спаситель", где ставится под вопрос сама идея предопределённости спасителя.
Отдельно стоит упомянуть исполнение роли Джона Коннора Кристианом Бейлом, несмотря на то, что его игра запомнилась в основном скандальной вспышкой гнева на съёмочной площадке, получившей широкую известность.
Победить ИИ невозможно
Вопреки заявлениям многих кинолент о демонстрации финальной схватки за судьбу человечества, сериал продолжает создавать всё новые и новые картины гибели мира.
Успешное, на первый взгляд, предотвращение Судного дня в "Терминаторе 2" оборачивается лишь временной передышкой в "Терминаторе 3".
После поражения Скайнета, фильм "Тёмные судьбы" представляет Легион как свежую напасть, а "Генезис" переосмысливает тот же самый ключевой конфликт.
Эта зацикленность на непрекращающемся апокалипсисе лишает ценности каждую "завершающую" операцию.
Серия, похоже, попала в замкнутый круг, разрабатывая новые опасности, аналогичные Скайнету, что приводит к мысли о неотвратимой борьбе человечества с собственными технологическими разработками.
"Терминатор Зеро", по крайней мере, признаёт эту циклическую структуру и интегрирует её в сюжет, вместо того чтобы избегать её.
Скайнет, зачем так мудрить?
Тактические решения Скайнета зачастую трудно объяснить с позиции ИИ, нацеленного на оптимальную результативность.
Вместо отправки группы Терминаторов в одно и то же время для гарантированного выполнения задачи, Скайнет раз за разом отправляет одиночные модели, обречённые на провал.
Вызывает вопросы и отправка более совершенных моделей, таких как Т-1000, в более поздние периоды, чем Т-800.
Логично предположить, что более раннее использование передовых технологий значительно увеличило бы шансы на успех.
Запутанность этих замыслов особенно бросается в глаза в фильмах "Да придёт спаситель" и "Генезис", где Скайнет придумывает всё более замысловатые планы, отказываясь от простых и эффективных атак на человечество.
Эта склонность к излишней сложности указывает либо на слабое стратегическое мышление, либо на приоритет зрелищности над логикой сюжета.
Терминаторы раз за разом терпят фиаско, сталкиваясь с людьми
Существенный пробел в логике франшизы – регулярные победы людей над, казалось бы, более продвинутыми машинами.
В первом фильме нам демонстрировали, что Терминаторов можно одолеть за счёт смекалки и целеустремленности, однако в продолжениях правдоподобие ситуации снижается, ведь люди раз за разом берут верх над всё более технологически продвинутыми моделями.
Даже Т-1000 из второго фильма, обладающий почти неуязвимой жидкометаллической конструкцией, пал жертвой достаточно простой тактики.
Эта тенденция повторяется на протяжении всего сериала: каждого нового, якобы "неостановимого" Терминатора останавливают всё более сомнительными способами.
Безусловно, тема человеческой изобретательности важна, но подобная лёгкость, с которой удаётся обмануть предположительно идеальные машины для убийств, вызывает вопросы к компетентности ИИ "Скайнет" при создании роботов-убийц.
Фильмы серии "Терминатор" продолжают игнорировать своих предшественников
Всё чаще франшизы сталкиваются с проблемой преемственности, так как каждая следующая часть произвольно принимает или отбрасывает прошлые события, что затрудняет определение единой хронологии или приводит к её переосмыслению.
"Терминатор 3" практически не учитывает влияние "Т2", а "Терминатор: Да придёт спаситель" демонстрирует картину будущей войны, слабо связанную с тем, что было показано ранее.
"Терминатор: Тёмные судьбы" поступает ещё радикальнее, полностью игнорируя три предшествующих продолжения, но, тем не менее, повторяет многие логические ошибки.
Такое пренебрежительное отношение к установленному канону делает невозможным формирование чёткой временной линии и закономерностей внутри вселенной.
Когда каждый новый фильм может по своему усмотрению переписывать или отвергать предыдущие части, сюжет превращается не в целостную историю, а в серию несовместимых альтернатив.
T-800 не уступает более продвинутым моделям
Даже будучи устаревшей моделью, T-800 раз за разом подтверждает свою конкурентоспособность по отношению к теоретически превосходящим Терминаторам.
В "Генезисе" более ранняя версия T-800 успешно противостоит и T-1000, и T-3000, а в "Тёмных судьбах" Карл демонстрирует способность сражаться с Rev-9, несмотря на его более совершенные характеристики.
В связи с этим возникает вопрос: имеет ли смысл Скайнету продолжать разработку новых моделей, если изначальная конструкция по-прежнему демонстрирует высокую эффективность?
Данное несоответствие особенно бросается в глаза с учётом огромной разницы в технологическом уровне между этими моделями.
Если предположить, что физические параметры T-800 сопоставимы с параметрами его последователей, то можно сделать вывод либо о недостаточной эффективности научно-исследовательских "достижений" Скайнета, либо о значительной доле условностей в сюжете, направленных на сохранение ключевой роли Шварценеггера во франшизе.
Конфликт между Скайнетом и людьми лишён всякого смысла
Пожалуй, наиболее существенным изъяном в логике франшизы является повторяемость центрального противостояния.
- Независимо от предпринятых ранее шагов, человечество неуклонно сталкивается с угрозой искусственного разума в различных его проявлениях.
- Независимо от того, идёт ли речь о Скайнете, Легионе или их аналогах, главная схема остаётся неизменной.
Это ставит под сомнение смысл отправки Терминаторов или защитников в прошлое, раз уж исходный конфликт, похоже, не поддаётся предотвращению.
"Терминатор: Тёмные судьбы" открыто касается этого противоречия, выдвигая теорию о том, что само развитие технологий в той или иной форме делает пробуждение ИИ и его бунт неизбежным.
Это признание, будучи мета-комментарием к цикличной природе саги о Терминаторе, заостряет внимание на принципиальной бессмысленности путешествий во времени, лежащих в основе каждой истории.
Если человечеству суждено столкнуться с этой войной, невзирая на любые вмешательства, то сама задумка о возможности изменить будущее посредством перемещений во времени становится логически несостоятельной.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, каких смертоносных Терминаторов нам, увы, не показали в фильмах и сериалах.
С другими статьями, посвящёнными франшизе "Терминатор", вы можете ознакомиться в этой подборке.