Найти в Дзене

Скандальные хроники судов ФРГ. Эпизод 26: айнзацкоманда 8 в Белоруссии

«Маленький винтик в огромной машине уничтожения» 19 марта 1971 года земельный суд во Франкфурте-на-Майне оправдал проживающего в Лауфене 58-летнего полицейского Карла Штроххамера. Бывший шарфюрер СС с июня 1941 по апрель 1943 года состоял в айнзацкоманде 8 в составе айнзацгруппы B. Этот эсэсовец оказался причастен к смерти 5000 человек, лично убив десятки людей. Как суд аргументировал оправдание массового убийцы и какие преступления в Белоруссии совершила айнзацкоманда 8 читайте в новом тексте Ивана Будилова. Айнзацгруппа B действовала на центральном участке Восточного фронта в тылу группы армий «Центр». В её зону попала вся территория Белорусской ССР, Брянская, Смоленская, Калининская, Орловская области РСФСР. Одним из самых смертоносных подразделений оказалась айнзацкоманда 8, убив к апрелю 1942 года свыше 60 000 человек. Эскадрон смерти практически полностью истребил еврейское население Барановичей, Могилёва, Гомеля, Бобруйска, Борисова. Убивали также коммунистов, партизан, и заподо

«Маленький винтик в огромной машине уничтожения»

19 марта 1971 года земельный суд во Франкфурте-на-Майне оправдал проживающего в Лауфене 58-летнего полицейского Карла Штроххамера. Бывший шарфюрер СС с июня 1941 по апрель 1943 года состоял в айнзацкоманде 8 в составе айнзацгруппы B. Этот эсэсовец оказался причастен к смерти 5000 человек, лично убив десятки людей.

Как суд аргументировал оправдание массового убийцы и какие преступления в Белоруссии совершила айнзацкоманда 8 читайте в новом тексте Ивана Будилова.

Айнзацгруппа B действовала на центральном участке Восточного фронта в тылу группы армий «Центр». В её зону попала вся территория Белорусской ССР, Брянская, Смоленская, Калининская, Орловская области РСФСР. Одним из самых смертоносных подразделений оказалась айнзацкоманда 8, убив к апрелю 1942 года свыше 60 000 человек. Эскадрон смерти практически полностью истребил еврейское население Барановичей, Могилёва, Гомеля, Бобруйска, Борисова. Убивали также коммунистов, партизан, и заподозренных в помощи им, а ещё душевнобольных и людей с ограниченными возможностями.

С июня 1941 года группой руководил штурмбаннфюрер СС Отто Брадфиш (1903—1994). В апреле 1942 года его сменил Хайнц Рихтер (1903—1974). В 60-е годы оба предстали перед судом в Мюнхене и Киле. Всего в ФРГ предъявили обвинение 14 людям, занимавшим разные посты в айнзацкоманде 8: так, вместе с Хайнцом Рихтером в Киле на скамье подсудимых оказался его заместитель Ганс Хассе (1905—1983), в Кёльне судили бывшего командира тайлькоманды (прим. автора — одна из частей айнзацкоманды) Вернера Шёнемана (1911—2003), а во Франкфурте-на-Майне прошёл процесс над Адольфом Харнишмахером (1910—2006), командиром расстрельной команды, лично убивавшим людей. Последний процесс по делу о преступлениях айнзацкоманды 8 состоялся во Франкфурте-на-Майне в 1970 году над полицейским Карлом Штроххамером.

Хайнц Рихтер (1903—1974). Земельный архив Берлина (©).
Хайнц Рихтер (1903—1974). Земельный архив Берлина (©).

Карл Штроххамер родился 7 марта 1913 года в Зимбахе-на-Инне (Бавария) в семье железнодорожного служащего. После окончания школы учился на слесаря, сдал экзамен на подмастерье и работал по специальности в австрийском городе Бранау-ам-Инн. В 1932 году переехал в Мюнхен, остался без работы и подал заявление на работу в полицию. В 1933 году Штроххамера приняли в полицию, он вступил в СС и в дальнейшем служил в различных структурах СС и гестапо.

В 1941 году Штроххамера отправили в школу пограничной полиции в Прече-на-Эльбе. Именно в этом месте происходило формирование будущих айнзацгрупп. Эсэсовца определили в айнзацкоманду 8. С июня 1941 по апрель 1943 года Штроххамер служил в айнзацкоманде 8, после чего его перевели в отделение гестапо в Инсбруке. Осенью 1944 года Штроххамера призвали в вермахт, в 46-ю пехотную дивизию, воевавшую в Венгрии.

После окончания войны Штроххамер попал в плен к американцам, из которого его отпустили через 2 недели. С лета 1945 года жил на ферме, потом какое-то время работал печником. В 1951 году Штроххамеру удалось поступить на работу в баварскую полицию. В 1965 году бывший эсэсовец вышел на пенсию.

4 декабря 1970 года во Франкфурте-на-Майне начался суд над Штроххамером. Количество жертв его преступлений достигало 5000 человек. Всего подсудимому вменили участие в 8 эпизодах массового уничтожения еврейского населения, партизан и пациентов Могилёвской психиатрической клиники.

Первая акция, в которой участвовал Штроххамер, прошла в конце июня/начале июля 1941 года в Новогрудке. 80 евреев расстреляли на краю воронок от бомб на окраине города. Штроххамер утверждал, что служил во взводе войск СС и выполнял исключительно охранные функции.

В середине июля 1941 года айнзацкоманда 8 занялась уничтожением евреев в Барановичах. Тогда подразделение впервые убило не только евреев-мужчин, но и женщин, и детей, уничтожив за 5 дней около 3000 человек.

Около 50 евреев, которых везли на двух автомобилях, предприняли попытку побега. Они выпрыгнули из машин и попытались скрыться в близлежащем лесу. Этих евреев убила охрана. Оставшимся на месте 10 евреям приказали тащить тела товарищей по несчастью в котловину. Их там также расстреляли и закопали. Штроххамер, который находился в машине оберштурмфюрера СС Ганса Граальфса (1915—1994) в качестве охранника, не смог вспомнить на суде стрелял ли он в убегающих людей, однако он помог ликвидировать 10 оставшихся евреев.

15 августа 1941 года в Минске состоялся расстрел 250 евреев мужского пола, на котором присутствовал рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Штроххамер лично убил 25 евреев-мужчин. После расстрела Гиммлер собрал вокруг себя служащих айнзацкоманды и выступил с речью. В ней Гиммлер указал на историческую задачу немцев на Востоке и, в частности, сказал, что «евреи являются врагами Германии, и поэтому должны быть уничтожены».

19 октября 1941 года айнзацкоманда 8 при поддержка полицейского полка «Центр» провела карательную операцию в Могилёвском гетто. В этот день убили 4000 евреев. Штроххамер лично убил около 80 человек.

В период оккупации Могилёва Штроххамер занимал должность начальника охраны тюрьмы, которую набрали из оставшегося в городе взвода войск СС и русских коллаборационистов. Сама тюрьма находилась в ведении айнзацкоманды 8. Помимо евреев в тюрьму помещали предполагаемых партизан и диверсантов.

Штроххамер регулярно участвовал в операциях по уничтожению узников. Как только тюрьма заполнялась узниками, Штроххамер сообщал об этом командиру айнзацкоманды 8 или его заместителю, которые отдавали приказы об уничтожении евреев и лиц, подлежащих «специальной обработке» (прим. автора — на эвфемистическом языке нацистов это означает уничтожение). Расстрелы происходили регулярно на западной окраине Могилева, где находились длинные противотанковые рвы. Жертв доставляли туда на грузовиках, они снимали одежду и обувь и поодиночке или небольшими группами направлялись в противотанковый ров либо в специально подготовленную яму. Как только они ложились на землю, их убивали выстрелами в затылок.

Штроххамер не только контролировал процесс погрузки, но и дважды принимал личное участие в расстрелах. Всего же преступник участвовал не менее в 5 акциях уничтожения с декабря 1941 по май 1942 года, жертвами которых стали не менее 500 человек. С июня 1942 года в акциях по уничтожению узников стали применять газенваген, автомобиль, в герметичного кузов которого поступали выхлопные газы. К концу августа 1942 года при помощи газенвагена убили еще около 300 евреев. Штроххамер присутствовал при этих убийствах.

Помимо уничтожения евреев и коммунистов нацисты осуществляли массовое уничтожение душевнобольных на оккупированных советских территориях. В ходе этого целенаправленного истребления зимой 1941/1942 года нацисты уничтожили пациентов Могилёвской психиатрической клиники. Специальный приказ отдал командир айнзацкоманды 8 с целью освободить учреждение и обслуживающий персонал для оказания медицинской помощи вермахту. Сам Штроххамер и два свидетеля на процессе сообщили, что по итогам акции в газенвагене убили 30 душевнобольных. Преступник отвечал за охрану клиники во время массового убийства.

Евреи на принудительных работах в Могилевском гетто. Июль 1941 г. Фотограф Рудольф Кесслер. Бундесрахив (©).
Евреи на принудительных работах в Могилевском гетто. Июль 1941 г. Фотограф Рудольф Кесслер. Бундесрахив (©).

На суде установили, что Штроххамер нёс ответственность как минимум за уничтожение 1095 евреев и 30 душевнобольных в Могилёве. Особенностью этого и других процессов по преступлениям айнзацгрупп являлось практически полное отсутствие свидетелей-очевидцев, в то время как показания давали осужденные к тому времени командиры айнзацкоманды 8 Брадфиш и Рихтер и другие офицеры СС. Рассчитывать на объективность таких показаний не представлялось возможным.

Сам Штроххамер заявлял, что опасался сурового наказания со стороны СС за отказ от выполнения приказа, то есть находился в состоянии мнимой крайне необходимости. Он якобы никогда не проявлял личной инициативы и не участвовал в акциях массового уничтожения по собственному желанию, выполняя их только по приказу.

В своём решении суд признал главными преступниками не подсудимого, а Гитлера, Гиммлера, Гейдриха и других нацистских бонз. Эта теория субъективного разграничения главных виновников и «простых пособников» широко применялась в судебной практике ФРГ. Штроххамера описали как «маленький винтик в этой огромной машине уничтожения». В приговоре указывалось, что «в результате службы в СС и полиции он привык к беспрекословному исполнению приказов, следуя девизу СС „моя честь именуется верность“».

Государственный обвинитель приводил примеры, что некоторым служащим айнзацкоманды 8 удавалось добиться под различными предлогами перевода в Германию. Эти примеры показывали, что даже для эсэсовцев существовала возможность без опасений за свою жизнь и здоровье отказаться от выполнения преступных приказов и перевестись на другое место службы.

Суд не принял во внимание доводы прокурора и 19 марта 1971 года оправдал Карла Штроххамера. 6 сентября 1973 года Штроххамер умер в Зальцбурге.

Предыдущая часть

#ИванБудилов_ЦИ #Скандальные_хроники_судов_ФРГ_ЦИ