Найти в Дзене
Legal Academy

Почему хотят ограничить возвраты на маркетплейсах?

Борьба с массовыми возвратами на маркетплейсах может привести к изменению правил для покупателей. Власти обсуждают возможность ограничения возвратов, чтобы предотвратить случаи, когда дорогостоящие товары — одежда или техника — возвращаются после кратковременного использования. «Сфера» выяснила, какие убытки несут продавцы из-за массовых возвратов и как эта практика отражается на ценах для всех потребителей. Министр экономического развития Максим Решетников предложил ввести невозвратные тарифы для отдельных категорий товаров по аналогии с авиабилетами. Эта мера направлена на защиту продавцов от недобросовестных покупателей. По словам министра, затраты от массовых возвратов перераспределяются на всех покупателей, и введение невозвратных тарифов может уменьшить удорожание отечественных товаров. Как поясняет логист-претензионист Omni.Sale Анастасия Гордиенко, возвраты — это один из ключевых показателей. Они напрямую бьют по рентабельности бизнеса на маркетплейсах. Кроме того, приводят к у
Оглавление

Борьба с массовыми возвратами на маркетплейсах может привести к изменению правил для покупателей. Власти обсуждают возможность ограничения возвратов, чтобы предотвратить случаи, когда дорогостоящие товары — одежда или техника — возвращаются после кратковременного использования. «Сфера» выяснила, какие убытки несут продавцы из-за массовых возвратов и как эта практика отражается на ценах для всех потребителей.

Изображение создано Freepik, www.freepik.com
Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Министр экономического развития Максим Решетников предложил ввести невозвратные тарифы для отдельных категорий товаров по аналогии с авиабилетами. Эта мера направлена на защиту продавцов от недобросовестных покупателей. По словам министра, затраты от массовых возвратов перераспределяются на всех покупателей, и введение невозвратных тарифов может уменьшить удорожание отечественных товаров.

Как поясняет логист-претензионист Omni.Sale Анастасия Гордиенко, возвраты — это один из ключевых показателей. Они напрямую бьют по рентабельности бизнеса на маркетплейсах. Кроме того, приводят к упущенной выручке, расходам на логистику и ремонт, увеличению операционных затрат, порче запасов, падению лояльности клиентов и усложнению управления.

Прямое влияние на рентабельность проявляется следующих статьях расходов:

  • двойные логистические расходы (доставка «туда и обратно»);
  • затраты на утилизацию товаров;
  • потеря стоимости при перепродаже со скидкой (уценка);
  • административные расходы на обработку возвратов.

Пример расчета убытка с одного возврата показывает существенные финансовые потери.

Стоимость товара: 2000 руб.
Комиссия WB/Ozon: 15% (300 рублей)/15% (300 рублей)
Логистика до клиента WB/Ozon: 150 рублей/90 рублей
Обратная логистика WB/Ozon: 100 рублей/90 рублей

Итого издержки при возврате:

WB: 300 рублей (комиссия) + 150 рублей (логистика «туда») + 100 рублей (логистика «обратно») = 550 рублей убытка.

Ozon: 300 рублей (комиссия) + 90 рублей (логистика «туда») + 90 рублей (логистика «обратно») = 480 рублей убытка.

«Если товар удается продать с уценкой 30%, выручка составит 1400 рублей. Чистый убыток: 550 рублей (издержки WB)/480 рублей (издержки Ozon) + (2000 — 1400 рублей) (снижение выручки) равно 1150 рублей (WB) и 1080 рублей (Ozon) с одного возврата», — поясняет  Анастасия Гордиенко.

Косвенные последствия

«Частые возвраты товаров напрямую влияют на их видимость в поиске на маркетплейсах, — объясняет Анастасия Гордиенко. — На Ozon большое количество возвратов и отмен снижает позиции товара в выдаче, поскольку алгоритмы считают его ненадежным. На Wildberries возвраты и негативные отзывы понижают рейтинг товара, из-за чего он перемещается на дальние страницы каталога».

Кроме того, при частых возвратах площадки вправе применить санкции: снизить рейтинг карточки, наложить штраф, заблокировать товар или даже аккаунт продавца.

Но главная потеря, по мнению эксперта, — это доверие клиентов, поскольку покупатель, столкнувшийся с некачественным товаром, вряд ли вернется к этому продавцу.

За и против

Крупные маркетплейсы выразили готовность участвовать в обсуждении инициативы, однако призывают подходить к вопросу взвешенно.

В Wildberries поддержали идею диалога, но отметили, что меры не должны жестко закрепляться на уровне закона. В Ozon сообщили о готовности обсуждать подобные механизмы для защиты от мошенничества. В компании «Яндекс Маркет» заявили, что не наблюдают массовых возвратов в праздники.

Глава совета по электронной коммерции ТПП РФ Алексей Федоров отметил, что перечень товаров должен быть четким и обоснованным, чтобы не нарушить права потребителей.

Председатель организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов более категоричен. Он считает, что нововведение противоречит закону «О защите прав потребителей», поскольку покупатель в интернете должен иметь возможность вернуть не подошедший товар.

За каждым возвратом стоит не только прямой финансовый ущерб для бизнеса, но и целый комплекс скрытых издержек. От того, удастся ли найти баланс между защитой продавцов от злоупотреблений и сохранением прав покупателей, зависит, станут ли невозвратные тарифы эффективным инструментом или источником новых конфликтов на рынке.