Найти в Дзене
Отладка металла

«Аналитик неба»: Александр Иванович Покрышкин

И вновь в год 80-летия Великой Победы мы вспоминаем истории тех людей, чьи имена навсегда вписаны в историю нашей страны и сегодня расскажем о моём земляке - Александре Ивановиче Покрышкине. Александр Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне г. Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Детство и юность прошли в бедной многодетной семье на рабочей окраине города — Закаменке (ныне – Октябрьский район). С ранних лет он выделялся тягой к знаниям, интересом к технике и редкой целеустремленностью. В своем дворе он получил прозвище «Сашка-инженер». В возрасте 12 лет он впервые увидел агитационный самолет и это событие стало для него судьбоносным. Как вспоминал сам Покрышкин, он потрогал крылья самолета и мысленно сказал себе: «Буду делать всё, но стану только лётчиком». Еще будучи подростком, он самостоятельно разработал проект нового пулемета. Столичные эксперты, рассмотревшие его предложение, признали: «расчеты правильные». Однако юному изобретателю тут же сообщили
А.И. Покрышкин
А.И. Покрышкин

И вновь в год 80-летия Великой Победы мы вспоминаем истории тех людей, чьи имена навсегда вписаны в историю нашей страны и сегодня расскажем о моём земляке - Александре Ивановиче Покрышкине.

Александр Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне г. Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Детство и юность прошли в бедной многодетной семье на рабочей окраине города — Закаменке (ныне – Октябрьский район). С ранних лет он выделялся тягой к знаниям, интересом к технике и редкой целеустремленностью. В своем дворе он получил прозвище «Сашка-инженер».

В возрасте 12 лет он впервые увидел агитационный самолет и это событие стало для него судьбоносным. Как вспоминал сам Покрышкин, он потрогал крылья самолета и мысленно сказал себе: «Буду делать всё, но стану только лётчиком».

Еще будучи подростком, он самостоятельно разработал проект нового пулемета. Столичные эксперты, рассмотревшие его предложение, признали: «расчеты правильные». Однако юному изобретателю тут же сообщили, что на вооружение уже принят более скорострельный образец. Как вспоминал сам Покрышкин, ему в голову приходила и идея поворотных фар на автомобиле, но свои соображения он постеснялся отправить в БРИЗ (Бюро по рационализации и изобретательству), а через несколько лет прочел о том, что «изобретение было сделано в Америке».

В 1932 году Покрышкин добровольно вступил в Красную Армию и был направлен в авиационную школу в Пермь, но обнаружил, что лётное отделение отменено. Он был зачислен на курс авиационных техников.

Мечта о небе не оставляла его. По различным источникам, он написал около 40 рапортов с просьбой направить его в лётное училище, но всякий раз получал отказ с формулировкой, что «авиации нужен и технический состав». Будучи авиатехником, Покрышкин стал настоящим профессионалом. Его девизом было: «знать всё в авиации». Он вносил рационализаторские предложения по усовершенствованию авиапулемета ШКАС и конструкции самолёта-разведчика Р-5, за что даже получил благодарственное письмо от главного конструктора Николая Поликарпова.

В 1939 году Покрышкин заканчивает знаменитую Качинскую авиационную школу и, наконец-то, становится летчиком-истребителем.

Его инженерный склад ума в полной мере проявился на фронтах Великой Отечественной войны, которую он прошел с первого до последнего дня. Накануне войны, осваивая новейший истребитель МиГ-3, Покрышкин в ходе испытательных полетов обнаружил опасный дефект - обрыв тонкой дюралевой заслонки радиатора. Несмотря на первоначальные возражения представителя завода его правоту подтвердили и опасные заслонки начали менять во всех полках. Это спасло жизни многих советских летчиков.

Уже в 1941 году, оказавшись в госпитале, Покрышкин завел тетрадь под названием «Тактика истребителей в бою». Туда он заносил свои соображения, расчеты и схемы будущих воздушных маневров. Он анализировал каждый свой бой, стремясь найти закономерности и выработать новые, более эффективные приемы. Именно Покрышкин разработал и внедрил формулу ведения боя: «Высота – скорость – маневр – огонь». Он также обратил внимание на психологическую привычку летчиков к левым разворотам и стал целенаправленно тренировать резкие маневры в правую сторону, что давало ему неожиданное тактическое преимущество. Он был сторонником снайперской стрельбы с короткой дистанции, говоря: «Пусть слабаки стреляют на двести метров, а я буду стрелять на сто и меньше!» . За время войны Покрышкин сбил лично 59 самолетов противника, но предметом его гордости было совсем другое - то что по его вине не погиб ни один из тех, кого вел в бой. Видя угрозу для ведомого он всегда выбирал защищать боевого друга, а не продолжать свою атаку.

После войны Александр Иванович продолжил службу в Вооруженных Силах. Он командовал соединениями ПВО, в 1972 году ему было присвоено звание Маршала авиации. До последних дней он трудился в Министерстве обороны СССР.

Александр Иванович Покрышкин скончался 13 ноября 1985 года в Москве на 73-м году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Честь и слава Победителям – советским солдатам, инженерам, летчикам!

Канал "Отладка металла"

#история