Найти в Дзене
сТОПочки

5 Мифических Историй Любви, Запечатлённых в Искусстве

Оглавление

Мифические истории любви – одни из величайших из когда-либо рассказанных, покоряющие сердца многих поколений.

Эдмунд Блэр-Лейтон – «Тристан и Изольда» (деталь), 1902 год, частная коллекция
Эдмунд Блэр-Лейтон – «Тристан и Изольда» (деталь), 1902 год, частная коллекция

Их воссоздавали в скульптуре, пересказывали в литературе, ставили в театрах и изображали на картинах. Ниже мы представляем вам пять самых интересных из них!

1 место. Алкиона и Цейкс

Одна из величайших историй любви в греческих мифах – это история Цейкса и Алкионы – царя и царицы Трахина. Их любовь была столь глубока, что и боги, и простые смертные боготворили их отношения. Охваченные восторгом от своей безграничной любви, они стали называть себя Герой и Зевсом – царём и царицей всех богов. Гера и Зевс услышали об этом и решили наказать их.

Однажды Цейкс плыл обратно в Трахин, где воссоединился с женой, которая ожидала его на берегу. Зевс послал с небес молнию, которая перевернула его лодку, тем самым убив Цейкса. Поняв, что муж к ней уже не вернётся, Алкиона взмолилась Гере, прося её вернуть супруга. Сжалившись над убитой горем женщиной, Гера отправила бездыханное тело Цейкса обратно на берег. Алкиона смекнула, что оживлять его никто не будет, поэтому тотчас же утопилась.

Проявив милосердие к царю и царице, Зевс превратил их в зимородков – небольших птичек, которые в тихие и спокойные дни прилетали в Трахин откладывать яйца. В греческой мифологии эти дни ассоциируются с периодом счастья и довольства. Каждый год 14 декабря боги успокаивали моря для того, чтобы зимородки могли прилететь в нужное им место и отложить яйца.

Их любовь, запечатлённая в искусстве

Ричард Уилсон – «Цейкс и Алкиона», 1760-ые годы, Национальный Музей Кардиффа (Кардифф, Уэльс)
Ричард Уилсон – «Цейкс и Алкиона», 1760-ые годы, Национальный Музей Кардиффа (Кардифф, Уэльс)
Шарль-Андре ван Лоо – «Цейкс и Алкиона», 1750 год, Национальный Музей Кардиффа (Кардифф, Уэльс)
Шарль-Андре ван Лоо – «Цейкс и Алкиона», 1750 год, Национальный Музей Кардиффа (Кардифф, Уэльс)

Работы валлийского художника Ричарда Уилсона (годы жизни 1714-1782) и французского живописца Шарля-Андре ван Лоо (годы жизни 1705-1765) изображают собой возвращение мёртвого тела Цейкса к Алкионе, ожидавшей его на берегу города Трахина. Картина Уилсона была представлена в Обществе Художников в 1768 году и получила массу восторженных отзывов за драматичное изображение этой сцены.

2 место. Зал и Рудаба

История любви Зала – царя Систана, и Рудабы – дочери царя Карбола – один из самых известных сюжетов персидской мифологии. Сюжет легенды взят из эпической поэмы «Шахнаме», написанной персидским поэтом Фирдоуси (годы жизни 940-1020 нашей эры) в период между 977 и 1010 годами нашей эры.

В мифе говорится, что Зал услышал рассказы о прекрасной принцессе с тёмными локонами, ниспадающими до самых пят. Той принцессой была Рудаба, в которую он и влюбился благодаря этим рассказам. Рудаба тоже слышала рассказы о Зале и его удивительной силе. Заинтригованная принцесса тоже влюбляется в него.

Зал сказал своему отцу, что желает отправиться в путешествие для того, чтобы встретиться с прекрасной принцессой. Однако у отца Зала были весьма плохие новости: девушка была потомком злого змеиного короля Заххака – врага семьи. Однако полный решимости встретиться с ней, Зал проигнорировал отца и направился в её замок.

После долгого и опасного путешествия однажды ночью Зал прибыл к подножию замка. Рудаба увидела Зала и, пытаясь скрыть его появление от стражи, распустила свои волосы – как Рапунцель – чтобы он мог подняться по ним наверх.

Как только они встретились лицом к лицу, они поняли, что их любовь самая что ни на есть настоящая. Впоследствии их семьи позабыли о разногласиях и позволили паре пожениться. Позже у них родилось двое детей, одним из которых был славный воин Ростам, в итоге ставший главным героем произведения «Шахнаме».

Миниатюрные картины на эту тему

Моэн Мосаввер – иллюстрация к поэме «Шахнаме», 1630-ые годы, Британская Библиотека (Лондон, Англия)
Моэн Мосаввер – иллюстрация к поэме «Шахнаме», 1630-ые годы, Британская Библиотека (Лондон, Англия)
Моэн Мосаввер – иллюстрация к поэме «Шахнаме», 1630-ые годы, Музей Ага-Хана (Торонто, провинция Онтарио, Канада)
Моэн Мосаввер – иллюстрация к поэме «Шахнаме», 1630-ые годы, Музей Ага-Хана (Торонто, провинция Онтарио, Канада)

Серия миниатюр выше прекрасно запечатлела сюжет поэмы «Шахнаме». Хотя сие документально и не подтверждено, считается, что все эти миниатюры принадлежат персидскому художнику-миниатюристу, одному из выдающихся миниатюристов сефевидского Ирана XVII столетия – Моэну Мосавверу (годы жизни 1610-ые-1693). Представленные здесь миниатюры запечатлели момент, когда Рудаба опускает свои волосы вниз, чтобы Зал мог подняться по ним к ней в покои – одну из самых популярных сцен этой истории.

3 место. Сита и Рама

Индийская культура просто изобилует мифическими историями любви. Одна из таких историй, ныне широко известная как «История Дивали», повествует о принце Раме и принцессе Сите. Серия миниатюрных картин иллюстрирует сюжеты «Истории Дивали». Сия коллекция – одна из крупнейших в Индии. Хотя авторы всех этих миниатюр до сих пор неизвестны, основными школами данного стиля были раджастханская (Западная Индия) – примерно 1700-1900 годы нашей эры, и пахарская (горы Северной Индии) – примерно 1600-1800 годы нашей эры.

ИСТОРИЯ

Миф гласит, что отец Рамы – царь Дашаратха, пообещал одной из своих жён абсолютно всё, что она пожелает. Она попросила, чтобы следующим царём вместо Рамы стал её сын Бхарата. Дашаратха всё же отдал предпочтение Раме, но, сдержав своё обещание, согласился, что его преемником обязательно станет другой её сын. Но это было ещё не всё – жена также настояла на том, чтобы Рама и уже его любимая жена Сита прожили в лесу целых четырнадцать лет.

«Похищение Ситы Раваной из Панчавати и Птица Джатаю, Которая Пытается Её Спасти», конец XVIII века, Национальный Музей в Нью-Дели (Нью-Дели, Индия)
«Похищение Ситы Раваной из Панчавати и Птица Джатаю, Которая Пытается Её Спасти», конец XVIII века, Национальный Музей в Нью-Дели (Нью-Дели, Индия)

Так и случилось, Лакшмана – родной брат Рамы – сопроводил пару в лес, где они и стали жить. Спустя некоторое время злой царь Равана решил взять Ситу в жёны. Однажды он похитил Ситу и увёз её на свой остров.

Убитый горем Рама отправился на поиски Ситы и убил злого царя Равану. При помощи обезьяньего короля Ханумана Рама нашёл Ситу, после чего и убил Равану в одиночной битве. В конце концов, пара решила вернуться в свой родной город, где Рама в итоге и стал следующим королём. Жители их земли зажигали масляные лампы для того, чтобы они могли найти дорогу домой. С тех самых пор люди так и продолжают зажигать лампы на праздничной церемонии Дивали, чтобы помнить свою историю, и помнить, что добро всегда побеждает зло.

«Рама и Сита», середина XIX века, Национальный Музей в Нью-Дели (Нью-Дели, Индия)
«Рама и Сита», середина XIX века, Национальный Музей в Нью-Дели (Нью-Дели, Индия)

4 место. Тристан и Изольда

История Тристана и Изольды – одна из самых любимых ирландских мифических историй о любви. Эта история любви, написанная в XII столетии, вдохновляла собой западное искусство и литературу на протяжении многих веков. Тристан – корнуоллский рыцарь – отправился в Ирландию для того, чтобы привезти ирландскую принцессу Изольду к своему отцу – королю Корнуолла, и впоследствии женить их друг на друге. К счастью, ему удалось найти принцессу, её красота поразила его до глубины души, и они полюбили друг друга.

ПРЕКРАСНАЯ ПАРА

Картина немецкой школы живописи XIX века прекрасно изображает момент встречи молодых людей. Художники немецкой школы отлично запечатлели на холсте характерные черты Изольды, которая была известна своей фарфорово-белой кожей.

Художники Немецкой Школы Живописи – «Тристан и Изольда», XIX век, частная коллекция
Художники Немецкой Школы Живописи – «Тристан и Изольда», XIX век, частная коллекция

Влюблённые решили выпить зелье, чтобы покончить с собой и быть вместе вечно. Однако вместо этого они случайно выпили любовное зелье.

Джон Дункан – «Тристан и Изольда», 1912 год, Городской Центр Искусств (Эдинбург, Шотландия)
Джон Дункан – «Тристан и Изольда», 1912 год, Городской Центр Искусств (Эдинбург, Шотландия)

Выпив зелье, Тристан и Изольда влюбились друг в друга ещё сильнее. Данная сцена изображена на картине шотландского художника Джона Дункана (годы жизни 1866-1945). Художник переехал в Эдинбург – столицу Шотландии – из Данди, где вместе с Патриком Геддесом (годы жизни 1854-1932) основал культурное движение, известное как «Кельтское Возрождение». В основе своей он работал над фресками, при этом большая часть его трудов целиком и полностью была посвящена «Кельтскому Возрождению».

Трагический финал

По прибытии в Корнуолл Изольда вышла замуж за короля, как ранее и обещала. Однако влюблённые старались урвать хоть немного времени, чтобы побыть вместе, они делали это каждый раз, когда могли. К сожалению, люди короля начали это замечать, сие и показано на картине Эдмунда Блэра-Лейтона (годы жизни 1853-1922).

Эдмунд Блэр-Лейтон – «Тристан и Изольда», 1902 год, частная коллекция
Эдмунд Блэр-Лейтон – «Тристан и Изольда», 1902 год, частная коллекция

В результате король приговорил их к смертной казни. К счастью, Тристан сбежал и спас Изольду. Влюблённые укрылись в близлежащем лесу, но позднее король всё же нашёл их. Он потребовал, чтобы Изольда вернулась в его замок и была только с ним. А убитый горем Тристан был изгнан из Корнуолла и более уже никогда туда не возвращался.

5 место. Амур и Психея

Ни один список мифических историй любви не будет полным без упоминания римского бога любви и желания Амура (Купидона) и объекта его обожания – Психеи. Оригинальная история была взята из «Метаморфоз», написанных во II столетии нашей эры Луцием Апулеем Мадаврским (годы жизни примерно 125-170 нашей эры). Амур был родным сыном Венеры – богини любви, секса, красоты и фертильности. Венера воспылала ревностью к Психее – обычной смертной женщине несравненной красоты. В порыве ревности Венера приказывает Амуру заставить Психею влюбиться в чудовище.

Когда Амур спустился на Землю, чтобы исполнить волю своей матери, вместо этого он по уши влюбился в Психею. Они начали тайно встречаться, но при одном условии: Психея никогда не должна была видеть, как выглядит Амур, поэтому он навещал девушку исключительно под покровом ночи. Франсиско Гойя (годы жизни 1746-1828) запечатлел встречу двух влюблённых ночью на своей знаменитой картине «Аллегория Любви».

Франсиско Гойя – «Аллегория Любви», 1798-1805 годы, Национальный Музей Искусства Каталонии (Барселона, Испания)
Франсиско Гойя – «Аллегория Любви», 1798-1805 годы, Национальный Музей Искусства Каталонии (Барселона, Испания)

Нарушенное обещание

Однажды Психея нарушила запрет и увидела своего возлюбленного. В результате этого предательства он покинул её. Опустошённая своей потерей, девушка слёзно умоляла Венеру вернуть его обратно. Венера согласилась вернуть Амура Психее, но только если та исполнит очень трудные задания.

Её последним заданием было вынести из подземного мира ларец с дозой красоты Прозерпины. К счастью, ей это удалось, но она вновь не удержалась и открыла шкатулку. В наказание за это девушка погрузилась в безжизненный сон. Амур нашёл Психею и оживил её своим страстным поцелуем, как это и показано в изысканной мраморной скульптуре от Антонио Кановы (годы жизни 1757-1822). Мастерство скульптора можно увидеть в гладкости кожи молодой пары, а также в детализации их волос, одежды и крыльев Амура.

Антонио Канова – «Амур и Психея (Психея, Возрождённая Поцелуем Амура)», 1793 год, Музей Лувр (Париж, Франция)
Антонио Канова – «Амур и Психея (Психея, Возрождённая Поцелуем Амура)», 1793 год, Музей Лувр (Париж, Франция)

Чтобы положить конец их страданиям, Амур обратился к богам и умолял их дать им возможность быть вместе. Недолго думая боги согласились и сделали Психею бессмертной, таким образом, они и могли оставаться вместе вечно.

Живописное изображение

Швейцарский художник Жан-Пьер Сен-Урс (годы жизни 1752-1809) изобразил на своей картине маслом момент воссоединения Амура и Психеи. Он запечатлел на холсте момент экстаза влюблённых от перспективы воссоединения сразу после преодоления всех тяжелейших препятствий. Наконец, история их любви благополучно заканчивается свадьбой пары на небесах, а затем у них рождается дочь по имени Волупия, что с латинского языка можно перевести как «удовольствие».

Жан-Пьер Сен-Урс – «Воссоединение Амура и Психеи», 1789-1792 годы, Музей Искусств округа Лос-Анджелес (Лос-Анджелес, штат Калифорния, США)
Жан-Пьер Сен-Урс – «Воссоединение Амура и Психеи», 1789-1792 годы, Музей Искусств округа Лос-Анджелес (Лос-Анджелес, штат Калифорния, США)